Общество в Берневале

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Огюст Ренуар
Общество в Берневале. 1898 год
фр. Paysage à Berneval avec personnages
Холст, масло. 60,3 × 73 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ЗКРсэ-535

«Общество в Берневале» — (фр. Paysage à Berneval avec personnages) — картина французского художника-импрессиониста Пьера-Огюста Ренуара из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображены две девушки с двумя детьми, сидящие на зелёном лугу недалеко от морского берега, возле них стоит юноша в коричневом костюме. Вдали в сторону берега движется женская фигура с зонтиком в руках, рядом видна детская фигурка. Справа внизу с помощью штампа-клише нанесена подпись художника Renoir. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 60,3 × 73 см[1].

Как следует из названия картина изображает пейзаж в окрестностях городка Берневаль-ле-Гран[фр.] в окрестностях Дьеппа в Нормандии. Впервые в этом месте Ренуар оказался в 1879 году — плодом его недолгого здесь пребывания стала картина «Сборщики мидий в Берневале» (холст, масло; 176,2 × 130,2 см; Фонд Барнса, инв. № BF989)[2] — эта работа совершенно не характерна для Ренуара, отмечается, что фоновый «пейзаж довольно суровый и отнюдь не ренуаровский по духу»[3]. В 1900 году этот берег посетил Камиль Писсарро и тоже отметил «неренуаристость» местности, в письме Полю Дюран-Рюэлю от 12 июля 1900 года он писал: «По моему, здесь именно такое место, какое я искал: вокруг много красивых мотивов. Пляж великолепен — настоящий Моне[4].

В июле 1898 года он вновь приехал сюда. Хотя он не планировал здесь задерживаться, но уступил жене, которой Берневаль очень понравился. Сам Ренуар впоследствии с юмором вспоминал о Берневале, как об «очаровательном в первый день, слишком маленьком во второй и невыносимом на третий». В начале сентября в гости к Ренуарам приехала Жюли Мане со своими кузинами Поль и Жанни Гобийяр, по воспоминаниям Жюли Мане к их приезду Ренуар вполне был доволен своим здешним отдыхом. Их всех и своих сыновей Ренуар и изобразил на картине. Слева сидит Жюли Мане, возле неё стоит старший сын Ренуара Пьер, в центре сидит малолетний Жан и справа сёстры Гобийяр[3].

Эта картина оставалась у Ренуара до самой его смерти, поскольку, по мнению А. Г. Костеневича, здесь были запечатлены его собственные дети и девушки, «к которым он питал поистине отцовские чувства» [1]. Анализируя саму картину и мотивацию Ренуара к её созданию, Костеневич писал: «Приближаясь к старости, он не искал сюжетной актуальности, вдохновляясь больше „галантными“ сценами эпохи рококо»[5].

Впоследствии картина была выставлена на продажу в парижской галерее Бернхейм-Жён[фр.], где её в 1920-е годы приобрёл немецкий предприниматель и коллекционер Отто Кребса из Веймара[6]. После смерти Кребса весной 1941 года от рака картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром, во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии. Коллекция, включая «Общество в Берневале», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР, после чего в 1949 году отправлена в Государственный Эрмитаж[7] (в первоначальных описях фигурировала под названием «Семья (дети в поле)»[8]), где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей. Мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны.

Впервые картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства[9]; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа (в инвентарные описи внесена под № ЗКРсэ-535) и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 407)[10].

В собрании Фонда Барнса хранится картина Ренуара на близкий сюжет, написанная в том же 1898 году, — «Женщина с ребёнком на лугу» (холст, масло; 46,4 × 55,2 см; инв. № BF111)[11]. Упоминается существование ещё одной картины Ренуара «Пейзаж с тремя женщинами» (частная коллекция), здесь вместо стоящего Пьера Ренуара изображена молодая женщина — А. Г. Костеневич обращает внимание на несколько упрощённую композицию и считает, что этот пейзаж был исполнен Ренуаром несколько позже эрмитажного варианта[3].

Примечания

Литература

  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской, пер. с франц. Е. Р. Классон. — М.: Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX—XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк, Санкт-Петербруг: Харри Н. Абрамс, 1995. — 292 с. — ISBN 0-8109-3432-9.
  • Государственный Эрмитаж. «Перемещённое искусство». 1945—1958: Архивные документы / Под. ред. М. Б. Пиотровского, сост. А. Н. Апонасенко. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — Т. 1. — 408 с. — ISBN 978-5-93572-551-8.