Эфесский собор
Эфесский собор | |
---|---|
Дата | 431 год |
Признаётся | православие, католицизм, англиканство, лютеранство, древневосточные православные церкви |
Предыдущий Собор | Первый Константинопольский собор |
Следующий Собор | Халкидонский собор |
Созван | Феодосием II |
Под председательством | Кирилла Александрийского, Иоанна Антиохийского |
Число собравшихся | 200-250 |
Обсуждавшиеся темы | несторианство, Богородица, пелагианство |
Документы и заявления | подтверждение Никейского Символа веры, осуждение ересей, провозглашение «Богородицы» без оговорок догматически правильным определением |
Хронологический список Вселенских соборов |
Эфе́сский (Ефесский) собо́р, Третий Вселенский собор — Вселенский собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году. Поводом к нему стало распространявшееся учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428—431), что Пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не могло быть матери. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II, выбравшего Эфес, как город, бывший местопребыванием Богоматери в последние годы её жизни[1].
Память в Православной церкви 9 (22) сентября.
История
Поводом для созыва Эфесского собора стал конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом. Несторий считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединённого со Словом Божиим. Он предложил также именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Патриарх Кирилл Александрийский настаивал на имени Богородица и на соединении двух ипостасей. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория 12 анафематизмов.
В 431 году в связи с учением, которое распространял Несторий, по инициативе Кирилла Александрийского было принято решение о созыве Церковного собора. Местом для проведения Собора был выбран город Эфес. В Эфесе начали собираться епископы, часть из них сгруппировалась вокруг епископов Кирилла и Мемнона Эфесского, другая часть сгруппировалась вокруг Нестория. Несмотря на то что далеко не все приехали в Эфес, а были в пути, в том числе римские легаты и большая делегация из епископов Антиохийских во главе с Иоанном Антиохийским, Кирилл и Мемнон приняли решение открыть Собор. Они пригласили Нестория на Собор. Несторий и поддерживавшие его епископы отказались явиться на Собор, который желали начать Кирилл и Мемнон. Они предложили дождаться времени, когда все епископы соберутся во Эфесе. Кирилл и Мемнон не обратили внимание на то, что не все собрались, и исключительно из своих приверженцев собрали Собор, на котором анафематствовали Нестория, без участия последнего в нём.
Кирилл председательствовал на заседании Александрийской делегации. Сначала, до прибытия римских легатов, он был и представителем римского епископа. Позже, после того как Несторий был уже анафематствован, в Эфес приехала Римская делегация и присоединилась к Собору Кирилла.
Прибывшие ещё позже в Эфес Иоанн Антиохийский с восточными епископами отказались принять решения Собора, собранного Кириллом без их участия, и составили свой Собор из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего Собора отлучило от Церкви впредь до их раскаяния.
Таким образом, каждая из противостоящих сторон имела церковных первоиерархов (одна сторона — Антиохийского патриарха, в Соборе которого принял участие и подчинённый ему митрополит Константинопольский Несторий, а другая сразу двух первоиерархов — патриарха (папу) Александрийского и Римского папу).
Антиохийская делегация объявила Кирилла еретиком и низложила его.
Александрийская делегация, в свою очередь, признала Нестория еретиком и также низложила его. Кроме того, она игнорировала предыдущий Константинопольский собор и его решения об особом статусе митрополита Константинополя, Никео-Цареградский Символ веры, читавшийся уже и в Константинополе, и на Западе. Делопроизводство Эфесского — III Вселенского — собора, на котором председательствовал Кирилл Александрийским, тоже было далеко не идеальным. При открытии Собора Кирилл не принял во внимание не только отсутствие «восточных» епископов во главе с Иоанном Антиохийским, но и протесты императорского представителя Кандидиана. Кроме того, накануне открытия Собора, 21 июня, двадцать один из уже собравшихся на тот момент в Эфесе сорока митрополитов подали протест в связи с отсутствием приглашения епископов Востока. Всем этим справедливым возражениям святитель Кирилл не придал никакого значения, открыв заседания 22 июня. Это и повлекло за собой отделение восточных отцов и проведение ими под председательством Иоанна Антиохийского параллельного и враждебного собрания, приказы императора Феодосия II об аресте Кирилла, Мемнона Эфесского и других важнейших деятелей обоих противостоящих собраний и последующий двухлетний поиск единой догматической формулы между Александрией и Антиохией[2].
Ради сохранения единства с Римом император арестовал ряд важнейших деятелей собрания епископов с участием Нестория, но затем приказал арестовать также и Кирилла Александрийского, и Мемнона Эфесского за фактическое обвинение одним из зачитанных на Соборе анафематизмов Кирилла в каннибализме — пусть прямо и не названных — самого императора, его сестры и всех допущенных к причащению Иоанном Златоустом и Несторием. Но Кириллу и Мемнону удалось бежать и скрыться в Египте, где Кирилл Александрийский фактически превратился в заложника коптов и стал «знаменем» местного национального (антигреческого) сепаратизма, что ничуть не являлось его намерением. Поэтому в Египте Кирилл действовал как «голубь мира» строго на платформе диофизитства и даже диофелитства и сам требовал отказа от анафематствования Феодора Мопсуестийского и всех деятелей Антиохийской богословской школы, усопших в мире и согласии с Церковью. Даже Несторий, по его мнению, мог оставаться архиепископом Константинопольским при отказе его не только от терминов «Христородица» и «Богоприимица», но и от вмешательства в дела александрийского и римского пап.
Спор был решён посредством Согласительного исповедования 433 года — главнейшего вероучительного определения, результата и итога Эфесского собора. Император утвердил решения Эфесского собора, но Пятый Вселенский собор в 553 году закрепил итоги только собрания Эфесского собора под председательством Кирилла Александрийского.
Эфесский собор вызвал негодование Ассирийской церкви Востока и отпадение её от единства с Православной Вселенской церковью. Несториане этот собор до сих пор считают авантюрой Кирилла Александрийского, намеренно не пригласившего на Собор представителей Церкви Востока, поскольку антиохийское богословие было тесно связано с учением выходцев из Церкви Востока, переселившихся в Антиохию.
Постановления
Первые шесть правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, направленных против учения Нестория, не имея дисциплинарного значения. Только они есть в документах собора[3][4]. 7-е и 8-е правила были включены в число канонов уже после Халкидонского собора.
Кроме Нестория, собор в определении осудил Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
7-е правило говорит, как следует хранить неповреждённой никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид:
Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишён епископства и служения в клире.
Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинской вставки filioque в Никео-Цареградский Символ веры, хотя по смыслу правила речь идёт о самовольном изменении отдельными клириками Никейского Символа веры и замены Никейского символа веры иными, а не о внесении изменений последующими Вселенскими соборами. Уже следующий Вселенский собор не заменил Никейский символ веры иным или изменил его, а только дополнил его двумя дополнительными символами веры — Никео-Цареградским и Халкидонским. Хотя Никейский и Халкидонский символы веры в настоящее время не используются в литургии православных и римско-католической церквей, как и почти всех других церквей; все церкви, кроме Армянской апостольской церкви, и даже практически все протестанты, используют в литургии только Никео-Цареградский символ веры, именно они — Никейский и Халкидонский — остаются основными вероисповедными символами. Приняв Никейский Символ веры, Церковь не внесла чего-либо нового в своё учение: она лишь четко сформулировала то, во что верила с самого начала своего исторического бытия. С точки зрения православных, и последующие Вселенские соборы продолжали прояснять и уточнять церковную истину, и Никео-Цареградский и Халкидонский символы веры также не внесли ничего фундаментально нового в исповедание веры, восходящее ко Христу и апостолам[5].
Последнее, 8-е правило Собора утверждает автокефалию Кипрской церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
В канонические сборники Римской церкви правила Эфесского собора не вошли[6]. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Ириней (епископ Тирский) написал отчёт о деятельности Эфесского собора, который впоследствии был утерян и не сохранился.
7 правило и Халкидонский собор
7-е и 8-е правила не были приняты на Эфесском соборе как каноны (др.-греч. κανών), а являлись лишь соборными мнениями, которые впоследствии вписали в протоколы заседания собора и добавили как каноны Эфесского собора.
На 6-м заседании Эфесского собора решался вопрос о пресвитере Харисии, который искал суда у собора о четыредесятниках. На этом заседании был прочитан Никейский Символ веры, после чего собор высказал следующее суждение: «С сей святой верою все должны быть согласны. Ибо она учит во спасение всей поднебесной. Но так как некоторые притворяются, будто исповедуют её и соглашаются с нею, но искажают смысл её слов по своему произволу и таким образом развращают истину, будучи сынами заблуждения и погибели, то настоит надобность свидетельства из святых и православных отцов, которые достаточно показывали, как они понимали её и вверили нам проповедовать; чтобы явно было, что все имеющие правую и непогрешительную веру, так именно изъясняют и проповедуют её». Собор определил:
должна быть тверда и неизменна вера, изложенная через внушение Святаго Духа 318 святыми отцами, сошедшимися некогда в Никеи[7][8].
На первом заседании 4 Вселенского собора в Халкидоне по этому поводу состоялись прения между Евтихием и Диоскором, с одной стороны, и Евсевием Дорилейским, с другой стороны[9]. После того как Евтихий прочел Никейский Символ веры, то он также сказал, что Ефесский собор постановил определение: того кто вопреки этой вере, что-либо прибавит, или измыслит, или будет учить, подвергать наказаниям, которые тогда же означены[10]. Здесь поднялся Евсевий Дорилейский и сказал: «Он солгал; нет такого определения: нет правила, повеливающего это». В защиту Евтихия выступил Диоскор, который сказал: «Есть четыре рукописных списка [Документов собора], которые содержат это определение. То, что определили епископы, не есть ли определение? Имеет ли оно силу правила? Оно не есть правило: иное правило (κανών) и иное определение (ὅρος)»[11]. Затем на соборе раздались голоса сторонников Евтихия: «Ничего нельзя прибавлять или убавлять [от Никейского Символа веры]! Пусть останется в употреблении Никейский Символ. Восточные епископы воскликнули: „Это сказал Евтихий“».
На 5-м деянии (заседании) Халкидонского собора было принято отцами «Определение веры Халкидонского собора», которое Аетий, архидиакон святейшей Константинопольской церкви прочитал перед всеми участниками собора[12]. В его состав вошли: Символ веры Никейского собора, Символ веры Никео-Константинопольского собора и догмат Халкидона[13]. После чего, все почтеннейшие епископы воскликнули:
Это вера отцев. Митрополиты пусть подпишут тотчас, пусть немедленно подпишут в присутствии самих сановников, хорошо определённое пусть не подвергается отсрочке. Это вера апостольская. С ней все мы согласны. Все так мудрствуем[14].
Примечания
- ↑ Ефесский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Священник Димитрий Пашков. Александрийский Папа: от Собора Никейского до Халкидонского
- ↑ Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 004 [1692-1769] col. 1474.
- ↑ Cобор Ефесский, Вселенский Третий. // Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 2-е. — Казань : Типография Императорского Университета. / Том 2. 1892. — 195 с. — С. 10
- ↑ Выступление председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона на ежегодном торжественном обеде Никейского клуба
- ↑ Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae.
- ↑ Деяния Вселенских Соборов. Том 1 Собор Никейский, Вселенский Первый Собор Константинопольский 1-й, Вселенский Второй Собор Ефесский, Вселенский Третий стр. 325
- ↑ Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 004 [1692-1769] col. 1343
- ↑ Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Том. 218 страница.
- ↑ Деяния Вселенских Соборов. Том 3 Собор Халкидонский, Вселенский Четвёртый стр. 80
- ↑ Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 006 [1692-1769] col. 631
- ↑ Деяния Вселенских Соборов. Том 4 Собор Халкидонский, Вселенский Четвёртый стр. 45
- ↑ Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 007 [1692-1769] col. 108
- ↑ Деяния Вселенских Соборов. Том 4 стр. 48
Литература
- Прот. Валентин Асмус, Храпов А. В., прот. Владислав Цыпин. Вселенский III собор [I Эфесский] // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 588—597. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
- Барсов Н. И. Ефесский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIa. — С. 689—690.
- Болотов В. В. Третий Вселенский собор // Лекции по истории древней церкви; Посмертное изд. под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. В 4 т. — СПб.: Типография М. Меркушева. — Т. 4. — 1918. — 599 с.
- Воспоминание Третьего Вселенского Собора // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Московская Синодальная типография, 1903—1916. — Т. XII: Август.
- Воспоминание святого Третьего Вселенского Собора в Ефесе // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Московская Синодальная типография, 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 9. — С. 203.
- Из письма К. Леонтьева / О Владимире Соловьёве и эстетике жизни. — М., 1912
- Иоанн (Митропольский). История Вселенских соборов. — 2-е изд. — СПб. : Издательство И. Л. Тузова, 1906. — 426 с.
- Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Мн.: Издательство Белорусского экзархата, Харвест, 2008. — 639 с. — ISBN 978-985-511-083-6.
- Прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии = Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine — Paris, 1968. — М., 2000.