Эластичность спроса по цене

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эластичность спроса

Эластичность спроса по цене (англ. price elasticity of demand) – показатель процентного изменения спроса какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.

Определение

Точечная эластичность по спросу на линейной функции

Эластичность спроса по цене – показатель степени чувствительности, процентного изменения спроса на какой-либо товар или услугу в результате изменения цены товара.

Точечная эластичность спроса по цене

Показатель эластичности спроса по цене [math]\displaystyle{ E^{D}_{P} }[/math] определяется отношением относительного изменения объёма спроса на товар [math]\displaystyle{ X }[/math] к относительному изменению цен и рассчитывается как[1]:

[math]\displaystyle{ E^{D}_{P}=\frac{\Delta Q_X/Q_X} {\Delta P/P} =\frac{\Delta Q_X} {\Delta P} \frac {P} {Q_X} }[/math],

где [math]\displaystyle{ D }[/math] - это верхний индекс спроса, [math]\displaystyle{ Q_X }[/math] - количество проданного товара [math]\displaystyle{ X }[/math], [math]\displaystyle{ P }[/math] - цена товара.

Дуговая эластичность спроса по цене

Дуговая эластичность спроса

Дуговая эластичность спроса – степень реакции спроса на изменения цены, дохода и других факторов. Показатель эластичности спроса [math]\displaystyle{ E^{D}_{P} }[/math], определяющий эластичность в середине отрезка, соединяющие две точки, рассчитывается как[2]:

[math]\displaystyle{ E^{D}_{P}=\frac{Q_2-Q_1} {P_2-P_1} \frac {(P_1+P_2)/2} {(Q_1+Q_2)/2} =\frac{\Delta Q} {\Delta P} \frac { P_1+P_2} {Q_1+Q_2} }[/math],

где [math]\displaystyle{ D }[/math] - это спрос, [math]\displaystyle{ Q_1 }[/math] - исходное количество проданного товара, [math]\displaystyle{ Q_2 }[/math] - новый объём спроса, [math]\displaystyle{ P_1 }[/math] - исходная цена товара, [math]\displaystyle{ P_2 }[/math] - новая цена товара, [math]\displaystyle{ \Delta Q =Q_2-Q_1 }[/math], [math]\displaystyle{ \Delta P=P_2-P_1 }[/math] - изменение спроса и цены.

Перекрёстная эластичность спроса по цене

Перекрёстная эластичность спроса

Перекрёстная эластичность спроса — показатель процентного изменения в количестве купленного товара в ответ на изменение в цене другого товара. Коэффициент перекрёстной эластичности [math]\displaystyle{ E^{D}_{XY} }[/math] рассчитывается как[2]:

[math]\displaystyle{ E^{D}_{XY}=\frac{\Delta Q_{X}/Q_{X}}{\Delta P_{Y}/P_{Y}}=\frac{\Delta Q_{X}} {\Delta P_{Y}} \frac{P_{Y}} {Q_{X}} }[/math],

где [math]\displaystyle{ D }[/math] — это спрос, [math]\displaystyle{ Q }[/math] — количество купленного товара, [math]\displaystyle{ P }[/math] — цена товара. То есть формула перекрёстной эластичности спроса показывает степень изменения спроса на товар [math]\displaystyle{ X }[/math] в ответ на изменение цены другого товара [math]\displaystyle{ Y }[/math].

Значения

Коэффициент эластичности по спросу имеет следующие значения:

Равен бесконечности [math]\displaystyle{ E^{D}_{P}=\infty }[/math], то спрос совершенно эластичен. Незначительное увеличение цены приводит к бесконечно большому сокращению спроса, а малое снижение цены приводит к бесконечно большому увеличению объёма спроса. Кривая спроса имеет горизонтальную прямую, либо является точкой пересечения прямой спроса с осью цены за товар.

Равен единицы [math]\displaystyle{ E^{D}_{P}=1 }[/math], то спрос имеет единичную эластичность, то есть изменение цены на 1% приводит к изменению объёма спроса на 1%. Кривая спроса имеет форму равнобочной гиперболы, либо является точкой пересечения на прямой спроса и луча с точки начала координат.

Равен нулю [math]\displaystyle{ E^{D}_{P}=0 }[/math], то спрос совершенно неэластичен, а любые изменения цены не влияют на объём спроса. Кривая спроса имеет вертикальную прямую, либо точкой пересечения прямой спроса с осью количества товара.

Находится в интервале от ноля до единицы [math]\displaystyle{ 0\lt E^{D}_{P}\lt 1 }[/math], то спрос неэластичен, то есть увеличение (снижение) цены на 1% приводит к снижению (повышению) объёма спроса менее чем на 1%. Данный интервал располагается на прямой спроса от точки пересечения прямой спроса с осью количества товара до точки пересечения луча от начала координат с прямой спроса.

Находится в интервале от единицы до бесконечности [math]\displaystyle{ 1\lt E^{D}_{P}\lt \infty }[/math], то спрос эластичен, то есть увеличение (снижение) цены на 1% приводит к снижению (повышению) объёма спроса более чем на 1%. Данный интервал располагается от точки пересечения прямой спроса с осью цены за товар до точки пересечения луча от начала координат с прямой спроса.

Выручка

Общая выручка и эластичность

Формула предельной выручки определяется эластичностью

[math]\displaystyle{ MR= P \, \left( 1 + \dfrac{1}{E^D} \right) }[/math],

где [math]\displaystyle{ MR }[/math] — предельная выручка, [math]\displaystyle{ E^D }[/math] — эластичность спроса, [math]\displaystyle{ P }[/math] — цена.

Таким образом, если спрос эластичен, то уменьшение цены приводит к увеличению общей выручки. А если спрос неэластичен, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки. Если спрос имеет единичную эластичность, то увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без изменений.

Свойства эластичности

К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю определяют два свойства эластичности[3]:

Эластичность спроса товара или услуги зависит от ценовых интервалов, выбранного на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность спроса выше в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижнем углом, так как в левом верхнем углу процентное изменение количества товара высоко, поскольку мало первоначальное количества товара, от которого ведётся отсчёт. Изменение цены в левом верхнем графике обычно невелико, так как велика первоначальная цена, по которой рассчитывается процент изменения цены. Относительно высокое процентное изменение количества продукции, делённое на относительно небольшое изменение цены, приводит к эластичному спросу. В правом нижнем углу графика процентное изменение количества товара будет невелико, так как велико первоначальное количество товара, от которого ведётся отсчёт процентного изменения. А процентное изменение цены будет большим, поскольку мала первоначальная цена, по которой рассчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества товара, к относительно большому процентному изменению цены приводит к неэластичному спросу.

Эластичность спроса товара или услуги не зависит от наклона кривой спроса, так как кривая спроса более крута при относительно высоких ценах и более пологой при низких ценах. Наклон кривой спроса, его пологость или крутизна, определяется от абсолютных изменений цены и количества товара. А эластичность спроса определяется относительными (процентными) изменениями цены и количества.

Факторы ценовой эластичности спроса

Факторы, определяющие эластичность спроса[3]:

Заменяемость товара или услуги, когда степень их замещения товарами-заменителями определяет уровень эластичности спроса на данный товар или услугу. Так, например, на рынке с совершенной конкуренцией кривая спроса любого товара является совершенно эластичной.

Удельный вес в доходе потребителя, когда доля расходов на данный товар в бюджете потребителя определяет степень эластичности спроса на него. Чем больше товар или услуга занимает долю в бюджете (например, машины, недвижимость), тем выше будет эластичность спроса на данный товар, а чем ниже стоимость товара (например, канцтовары), тем спрос менее эластичен на него.

Предметы роскоши и предметы необходимости, когда степень необходимости товара или услуги определяет и степень эластичности спроса на них. Кривая спроса товаров первой необходимости обычно бывает неэластичной, а у предметов роскоши высокоэластичной.

Количество времени, когда время определяет степень эластичности спроса на товар или услугу. Спрос на товар или услугу более эластичен, чем больше прошло времени для принятия решения. Потребитель в связи со своей привычкой не сразу определяет сократить или увеличить потребление данного товара или услуги, но с увеличением времени с момента изменения цены корректирует свои действия (например, находит товары-заменители).

См. также

Примечания

  1. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Т. 1. — С. 143-158. — 384 с. — ISBN 5-279-01135-5.
  2. 2,0 2,1 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 3 томах. — СПб.: Омега-Л, Экономикус, 2010. — Т. 1. — 1026 с. — ISBN 978-5-370-01549-6.
  3. 3,0 3,1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.. — М.: Республика, 1992. — Т. 2. — С. 13-21. — 400 с. — ISBN 5-250-01486-0.