Эго (рассказ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эго
Жанр рассказ
Автор Александр Исаевич Солженицын
Язык оригинала русский
Дата написания 1995
Дата первой публикации 1995, 3 «Новый мир»

«Э́го» — рассказ Александра Солженицына. Впервые опубликован в журнале «Новый мир» № 3 за 1995 год. В рассказываются описываются события Гражданской войны в России. Рассказ двучастен по композиции с рассказом «На краях». В этих двух рассказах сравниваются судьбы героев — Павла Васильевича Эктова (Эго) и маршала Г. К. Жукова.

История

В 1990 году А. И. Солженицын завершил историческое повествование «Красное колесо», после чего у него появилось время обратиться к жанру рассказ. Солженицын писал[1]:

Давно я задумал и томлюсь по жанру рассказов двучастных. Этот жанр — просто сам просится в жизнь. Мне видится несколько типов или видов таких рассказов. Простейший: один и тот же персонаж, или два-три их, в обеих частях —половинках, но разделенных временем — хоть малым, хоть годами. (Да это само собой, и незадуманно, встречается во многих литературных сюжетах).

В 90-е годы XX века Солженицын написал восемь двучастных рассказов, в том числе рассказ Эго, вошедший в сборник «Два рассказа» (Эго, На краях). Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» в 1995 году.

Фон

Действие рассказа происходит в России в 1918—1921 годах в годы Гражданской войны. «Военный коммунизм» приносит в сёла Тамбовщины продразвёрстку, направленную на заготовку продовольствия, в первую очередь, зерна. В стране были сформированы продотряды. Заготовки продовольствия продотрядами разрешались строго по твердым государственным тарифам и путём реквизиции хлеба у кулаков-«саботажников»[2][3]. А. И. Солженицын описывает в рассказе «Эго» работу продотрядов, чьё появление в деревню было чревато расстрелами. На Тамбовщине возникает движение против большевизма. Во главе движения стал кирсановский мещанин Александр Антонов.

Восстание Антонова быстро расширилось и дошло до десятка полков по 1,5-2 тысячи бойцов в каждом. В ноябре 1920 года Антонов пытался взять Тамбов, куда со всей губернии бежали коммунистические активисты. Для подавления «мятежа» большевики стянули большие силы с бронеавтомобилями и самолётами и начали борьбу с антоновцами. Однако к зиме 1920/1921 силы Антонова удвоились и обрели черты регулярной армии. Герой рассказа, Эго, выдвинулся в армии до одного из главных деятелей штаба. В марте 1921 антоновцы в селе Рассказово около Тамбова взяли в плен красный батальон. Почти половина взятого батальона добровольно присоединилась к партизанам.

Большевики усмиряли движение Антонова с невиданной жестокостью. По сёлам разъезжала выездная сессия губЧК. За одно подозрение в причастности к повстанчеству люди ссылались в концлагеря.

Содержание

В рассказе «Эго» повествуется о сельском интеллигенте Павле Васильевиче Эктове. Симпатии к трудовому народу привели его в годы Гражданской войны в ряды крестьянского повстанческого движения. Павел Эктов оставил в Тамбове молодую жену, которая работала учительницей, свою 5-летнюю дочку Мариночку и присоединился к восстанию. Для конспирации он скрыл от повстанцев свою настоящую фамилию, взяв кличку «Эго».

Эго, став начальником штаба атамана Антонова, проявлял в борьбе с продотрядовцами настоящее мужество. Большевики силой усмиряют народное движение. Эго заболевает и остаётся в лечиться в одной из деревень. По бабьему доносу он был в деревне схвачен чекистами и увезен в лубянскую тюрьму в Москве.

Попав в плен к чекистам, Эктов скрывал настоящую фамилию, чтобы чекисты не добрались до оставшихся в Тамбове жены и дочери. Однако чекисты по фотографии в Тамбове выяснили настоящее имя Эго, нашли его семью. На допросе чекист-следователь стал угрожать, что если Эго не будет сотрудничать, то жену сначала на его глазах отдадут мадьярам, а потом пристрелят; расстреляют и его самого. От него требуют выехать к кавалерийской бригаде Григория Котовского. Эго не выдерживает шантажа и соглашается на требования. Прибыв в расположение Котовского, Эго обнаруживает там странный эскадрон из красноармейцев, переодетых в казаков. Эго, как известный участник восстания, должен был встретиться с командиром крупного партизанского отряда Ивана Матюхина и убедить его, что часть казаков из враждебной красным повстанческой армии, прорвалась для соединения с Антоновым через Воронежскую губернию. Роль этих «казаков» и будут играть ряженые котовцы. При «соединении» с ними отряд Матюхина планируется уничтожить.

Окружённый переодетыми чекистами Эго встретился с братом Ивана Матюхина, Мишкой, а затем с ним самим. Он рассказывает им обманную чекистскую версию о пришедших продолжать борьбу с красными на Тамбовщине «казаках», выдавая Котовского за «войскового старшину Фролова». Предательство тяготит Эго. Он пытался раскрыть обман матюхинцам, но опасался за судьбу жены и дочки. Поверившие Эго матюхинцы сходятся с «казаками» Котовского на совет в селе по 10 командиров с каждой стороны. Во время ужина Котовский и его люди, неожиданно вынув маузеры, на глазах Эго расстреляли «союзников». Рассказ на этом заканчивается.

Критика

Рассказ написан как двучастный, схожий по композиции с рассказом «На краях». В рассказе «На краях» писатель увидел схожие моменты в жизни маршала Жукова. Судьбы Жукова и Эго показаны автором схожими, оба воевали на одном фронте, только по разные его стороны: Жуков — на стороне Красной армии, Эго — восставших крестьян.

По мнению клерикального исследователя П. Спиваковского: «В рассказе „Эго“ показано, что безрелигиозно-гуманистическое сознание главного героя оказывается источником предательства». Безразличие к проповедям «сельских батюшек» ведет к забвению духовного смысла жизни. Герой рассказа Эго отказывается от церковной проповеди, а она могла быть источником «той самой реальной помощи, без которой герой попадает в капкан собственного мировоззрения»[4].

Компромисс и нерешительность в поворотные периоды жизни, страх, который испытытал маршал, вернувшись в Москву, сломили маршала по-другому, чем Эго, но по сути так же. Эго беспомощен что-либо изменить, когда выступает предателем, Жуков по мнению Солженицына, тоже может лишь беспомощно оглянуться на краю жизни. Герой, по мнению автора, ошибся не тогда, когда не решился на военный переворот, а когда он, крестьянский сын, участвовал в уничтожении мира русской деревни.

Литература

  • Ego, suivi de Sur le fil, traduit par Geneviève et José Johannet, Paris, Fayard, 1995.
  • Журнал «Новый мир», 1995 № 3.
  • Спиваковский П. Е. Феномен А. И. Солженицына. Новый взгляд. АН России. 1998. ISBN — 5-248-00191-9.
  • Русская литература XX - начала XXI века в 2 т. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. - М.: "Академия", 2009

Ссылки

Примечания

  1. Александр Исаевич Солженицын. Это. (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июня 2017. Архивировано 14 июня 2017 года.
  2. Гимпельсон Е. Г. «Военный коммунизм»: политика, практика, идеология. — М.: Мысль, 1973. — 296 с.
  3. Осипова Т. В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. — М.: ООО Изд-во «Стрелец», 2001. — 400 с.
  4. Спиваковский П. Е. Феномен А. И. Солженицына. Новый взгляд. — М.: ИНИОН РАН, 1998. — С. 70–71. — 140 с. — ISBN 5-248-00191-9.