Наши плюралисты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Наши плюралисты
Жанр публицистика
Автор Александр Исаевич Солженицын
Язык оригинала русский
Дата написания 1982
Дата первой публикации 1983

«На́ши плюрали́сты» — публицистическое эссе Александра Солженицына. Написано в 1982 году во время паузы в работе над историческим романом «Красное колесо»; опубликовано в журнале «Вестник РХД» (№ 139, 1983). В России впервые опубликовано в 1992 году в журнале «Новый мир» (№ 4, 1992).

Эта работа тематически примыкает к вышедшим ранее в сборнике «Из-под глыб» эссе «На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Образованщина» и также вызвала ожесточённую полемику и обвинения Солженицына в русском национализме, шовинизме и желании построить автократическое государство. В частности, один из оппонентов Солженицына — Андрей Синявский — написал в ответ эссе «Солженицын как устроитель нового единомыслия»[1].

Цитата

О ком я собрался тут — большей частью выехали, иные остались, одни были участники привилегированного коммунистического существования, а кто отведал и лагерей. Объединяет их уже довольно длительное общественное движение, напряжённое к прошлому и будущему нашей страны, которое не имеет общего названия, но среди своих идеологических признаков чаще и охотнее всего выделяет «плюрализм». Следуя тому, называю и я их плюралистами. «Плюрализм» они считают как бы высшим достижением истории, высшим благом мысли и высшим качеством нынешней западной жизни. Принцип этот нередко формулируют: «как можно больше разных мнений», — и главное, чтобы никто серьёзно не настаивал на истинности своего. Однако может ли плюрализм фигурировать отдельным принципом, и притом среди высших? Странно, чтобы простое множественное число возвысилось в такой сан. <…> Да, разнообразие — это краски жизни, и мы их жаждем, и без того не мыслим. Но если разнообразие становится высшим принципом, тогда невозможны никакие общечеловеческие ценности, а применять свои ценности при оценке чужих суждений есть невежество и насилие. Если не существует правоты и неправоты — то какие удерживающие связи остаются на человеке? Если не существует универсальной основы, то не может быть и морали. «Плюрализм» как принцип деградирует к равнодушию, к потере всякой глубины, растекается в релятивизм, в бессмыслицу, в плюрализм заблуждений и лжей[2].

История подтвердила высказанный в статье прогноз о неустойчивости коммунистического режима и опасности после того, как советская номенклатура «вдруг отвалится», тех культурных сил, с которыми автор полемизировал:

В Союзе все пока вынуждены лишь в кармане показывать фигу начальственной политучёбе, но вдруг отвались завтра партийная бюрократия – эти культурные силы тоже выйдут на поверхность – и не о народных нуждах, не о земле, не о вымираньи мы услышим их тысячекратный рёв, не об ответственности и обязанностях каждого, а о правах, правах, правах, – и разгрохают наши останки в ещё одном Феврале, в ещё одном развале[2].

См. также

Примечания

  1. Андрей Синявский. Солженицын как устроитель нового единомыслия. (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 мая 2012. Архивировано 2 ноября 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Александр Солженицын. Наши плюралисты. Дата обращения: 11 мая 2012. Архивировано 7 ноября 2011 года.

Ссылки