Шахматы
Ша́хматы (от перс. شاه مات šâh mât — «король побежден») — логическая игра на 64-клеточной доске, вид спорта.
История
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Правила
Официальные правила шахмат утверждаются Международной федерацией шахмат (ФИДЕ). По состоянию на ноябрь 2022 года, текущая редакция правил вступила в силу с 2018 года[1].
В шахматной партии участвуют 2 соперника, которые поочередно передвигают фигуры по шахматной доске из 64 клеток, называемых полями.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В распоряжении одного из соперников находятся 16 фигур светлого цвета, а другого — 16 фигур темного цвета (фигуры называются соответственно белыми и черными, независимо от их фактических цветов), в том числе:
- 1 король (символ , );
- 1 ферзь (символ , );
- 2 ладьи (символ , );
- 2 слона (символ , );
- 2 коня (символ , );
- 8 пешек (символ , ).
В начале игры фигуры располагаются следующим образом (ферзи располагаются на полях того же цвета, что и они сами, а короли — наоборот; для запоминания этого существует мнемоника «ферзь любит свой цвет» (лат. servat regina colorem — королева сохраняет цвет)):
Ходы фигур
Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если же поле занято фигурой соперника, то последняя снимается с доски (такой ход называется взятием) и в дальнейшей игре не участвует. Фигуры (кроме коня) не могут переходить через поля, занятые другими фигурами (своими или соперника).
Говорят, что фигура нападает на (атакует) поле или фигуру соперника, если может пойти на это поле (соответственно взять фигуру). Аналогично говорят, что фигура защищает другую фигуру того же цвета, если первая может пойти на поле, занятое последней.
- Ладья ходит на любое количество полей по горизонтали или вертикали, на которых она стоит.
- Слон ходит на любое количество полей по диагонали, на которой он стоит.
- Ферзь ходит на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали, на которой он стоит (таким образом, ферзь совмещает в себе возможности ладьи и слона).
- Король ходит на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали, на которой он стоит. Однако, король не имеет права становиться под удар фигур соперника (ходить на атакованные поля или брать фигуры соперника).
- Конь ходит на ближайшее поле к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали. Иными словами, ход коня состоит из перемещения на 2 поля по вертикали или горизонтали и на 1 поле «вбок» (по горизонтали или вертикали соответственно) и напоминает при этом русскую букву «Г» или латинскую «L».
- Пешка может пойти на свободное поле на той же вертикали перед ней (направление «вперед» определяется для белых пешек как от 2-й горизонтали к 8-й, а для черных — от 7-й к 1-й); при взятии же она ходит на поле, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали (конечно, если это поле занято фигурой соперника). Если пешка находится в начальном положении (на 2-й горизонтали для белых и на 7-й - для черных), то она может пойти на 2 поля вперед по той же вертикали.
Когда пешка достигает последней горизонтали (8-й для белых или 1-й для черных), она немедленно (в рамках того же хода) снимается с доски и заменяется любой другой фигурой того же цвета, кроме короля (ферзем, ладьей, слоном или конем).
Специальные ходы
Этот раздел статьи ещё не написан. |
- Взятие на проходе. Если пешка совершила ход с начального положения на 2 поля, а при этом поле, через которое пешка прошла, атаковано пешкой соперника (так называемое битое поле), то соперник имеет право побить своей пешкой пешку, сделавшую двойной ход, как если бы она пошла только на 1 поле. Так, например, на диаграмме ниже после хода белых b2-b4 черные имеют право побить белую пешку своей, сыграв c4:b3 (белая пешка снимается с доски, а черная перемещается с поля c4 на b3). Аналогично, после хода черных f7-f5 белые имеют право сыграть g5:f6.
Право взятия на проходе может быть использовано только непосредственно следующим ходом, при любом другом ответе такое право утрачивается. Кроме того, бьет на проходе только пешка пешку; другие фигуры не обладают такой возможностью.
- Рокировка. Это перемещение короля и одной из ладей по 1-й (для белых) или 8-й (для черных) горизонтали, совершаемое следующим образом: король перемещается в сторону ладьи на 2 поля, ладья же переходит через короля и становится на соседнее с ним поле. Рокировка в сторону королевской ладьи называется короткой, в сторону ферзевой — длинной. Считается ходом короля.
Рокировка может быть выполнена при выполнении следующих условий:
- Король и та ладья, с которой выполняется рокировка, еще не ходили с начала партии;
- Король на момент рокировки не стоит под ударом (шахом).
- Король не попадает под шах после рокировки.
- Поле, через которое проходит король при рокировке (что то же самое - поле, на которое становится ладья после нее), не находится под ударом фигуры соперника.
Шах, мат, пат. Цель игры
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Нотация
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Алгебраическая нотация
С 1981 года ФИДЕ признает только так называемую алгебраическую шахматную нотацию для записи ходов.
- Вертикали по порядку слева направо со стороны играющего белыми обозначаются начальными буквами латинского алфавита — a, b, c, d, e, f, g, h (в советской и российской шахматной традиции произносятся как «а», «бэ», «це», «дэ», «е», «эф», «же», «аш»[2]). Так, например, в начальной позиции на вертикалях «a» и «h» стоят ладьи, на «b» и «g» — кони, на «c» и «f» — слоны, на «d» — ферзи и на «e» — короли.
- Горизонтали по порядку снизу вверх со стороны играющего белыми обозначаются цифрами от 1 до 8. Например, в начальной позиции белые фигуры стоят на 1-й горизонтали, а черные — на 8-й. Белые же пешки стоят на 2-й горизонтали, в то время как черные — на 7-й.
- Поле обозначается сочетанием буквы вертикали и цифры горизонтали (например, a1, e4, h8).
- «Тихий» ход фигуры (без взятия) записывается сокращенным обозначением фигуры (например, в русском языке: король — Кр, ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К; в английском языке — король — K (англ. king), ферзь — Q (англ. queen «королева»), ладья — R (англ. rook), слон — B (англ. bishop «епископ»), конь — N (англ. knight «рыцарь, всадник»; в литературе вместо букв чаще используются изображения самих фигур)), поля, на котором фигура стояла до начала хода, дефиса и поля, на которое фигура переместилась после совершения хода. Для ходов пешками сокращенное обозначение фигуры не ставится. Например, ход слоном с c1 на f4 запишется как ♗c1-f4.
- Для хода со взятием вместо дефиса ставится символ взятия — двоеточие (:) в русской традиции либо строчная латинская буква «x» в международной. Например, взятие конем f5 ладьи на g7 запишется как ♘f5:g7 (следует заметить, что наименование взятой фигуры при записи не указывается).
- Шах обозначается знаком «плюс» (+). Для двойного шаха может использоваться символ ++. Например, ♗d2-g5+ (слон идет с d2 на g5, объявляя шах королю соперника).
- Мат обозначается знаком умножения (×) в русской традиции или решеткой (октоторпом #) в международной. Например , ♕с4:f7× (либо ♕с4xf7# — ферзь c4 берет фигуру соперника на f7 и при этом дает мат королю соперника).
- Превращение пешки в фигуру записывается обозначением этой фигуры после хода. Например c7-c8♕ (белая пешка c7 идет на c8 и превращается в ферзя), f2:g1♘+ (черная пешка f2 берет какую-то белую фигуру на g1, превращается в коня и дает при этом шах белому королю). (В англоязычных странах перед симолом фигуры иногда ставится знак равенства: c7-c8=♕, f2xg1=♘+.)
- Короткая рокировка обозначается 0-0, длинная — 0-0-0.
- Взятие на проходе может обозначаться сокращением e.p., от фр. en passant (Например, c5:b6 e.p., f4:e3 e.p.)
Пример записи партии (так называемый "детский мат"):
1. e2-e4 e7-e5 2. ♗f1-c4 ♗f8-c5 3. ♕d1-f3 ♘b8-c6 4. ♕f3:f7×
То же в международной нотации:
1. e2-e4 e7-e5 2. ♗f1-c4 ♗f8-c5 3. ♕d1-f3 ♘b8-c6 4. ♕f3xf7#
Кроме описанной выше полной нотации, существует и сокращенная, в которой опускается поле, с которого ходила фигура (взятие пешками сокращается до названий вертикалей — той, на которой пешка стояла, и той, на которую перешла; например, ход g4:f5 записывается как gf5, gxf5 или просто gf). Если на одно и то же поле могут пойти несколько фигур одного наименования, то дополнительно указывается одна из координат (буква вертикали или цифра горизонтали) поля, на котором стояла фигура. Так, если две ладьи стоят на a3 и g3, и одна из них пошла на f3, это запишется как ♖af3 или ♖gf3 соответственно. Если бы ладьи стояли на f1 и f6 соответственно, запись была бы ♖1f3 или ♖6f3.
Партия из примера выше в сокращенной нотации записывается следующим образом:
1. e4 e5 2. ♗c4 ♗c5 3. ♕f3 ♘c6 4. ♕:f7×
Описательная нотация
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Цифровая нотация
Цифровая нотация ИКЧФ отличается от алгебраической тем, что ходы записываются полностью цифрами (поскольку разные языки могут использовать разные алфавиты). Так, вертикали обозначаются также цифрами от 1 (вертикаль «a») до 8 (вертикаль «h») — таким образом, ход пешкой e2-e4 запишется как 5254. Символы шаха, мата, взятия и т. п. не используются. Превращение пешки в фигуру обозначается цифрой после хода: 1 — ферзь, 2 — ладья, 3 — слон, 4 — конь (например, 37381, 62714).
Пример детского мата в цифровой нотации:
1. 5254 5755 2. 6134 6835 3. 4163 2836 4. 6367
Примечания
- ↑ Правила шахмат ФИДЕ (на русском языке) . fide.com (1 января 2018). Дата обращения: 2 ноября 2022.
- ↑ Нежметдинов Р. Г. Шахматы . — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — 216 с.