Перегрузка (шахматы)
Перегру́зка — шахматная ситуация, когда фигуры (фигура) не в состоянии справиться с поставленными задачами, что позволяет сопернику провести типичный тактический приём — использование перегрузки.
Советский гроссмейстер Александр Котов отмечает, что защищающейся стороне свойственен своеобразный «оптический обман», который скрывает от неё реальную возможность использования перегрузки соперником: «внешне кажется, что фигура защищает какое-либо поле или другую фигуру, на самом же деле такая защита — мнимая, на поверку оказывается фиктивной.»[1]
Пример
В партии О. Романишин — Дж. Пласкетт (Лондон, 1977)[2] ферзь чёрных, защищающий коня f6 и пешку d7, перегружен возложенными на него задачами, что позволило белым нанести решающий удар:
- 1. Л:d7!! Ф:d7
На 1… К:d7 последует 2. Ф:g7#
- 2. С:f6
С неизбежным матом.
Примечания
- ↑ А. А. Котов Как стать гроссмейстером. Москва: Физкультура и спорт, 1985. С. 165
- ↑ Романишин — Пласкетт, Лондон 1977 . Дата обращения: 30 марта 2011. Архивировано 6 ноября 2012 года.
Литература
- Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 295. — 621 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3.