Шамс ад-Дин Мухаммад
Шамс ад-Ди́н Муха́ммад (араб. شمس الدین محمد, род. 1256 — 1310) — 28-й имам низаритской общины исмаилитов.
Шамс ад-Дин Мухаммад | |
---|---|
28-й низаритский-исмаилитский имам
|
|
Личная информация | |
Дата рождения | 1256 |
Дата смерти | 1310 |
Религия | ислам (низаритский-исмаилизм) |
Отец | Рукн ад-Дин Хуршах |
Дети | Ала ад-Дин Мумин-шах, Касим-шах, Кийа-шах |
Был первым имамом, правившим после разрушения Низаритского исмаилитского государства Монгольской империей, и провёл свою жизнь, скрывая свою истинную личность. После его смерти линия наследования разделилась на две: касимитскую, сохранившаяся до наших дней в Ага-ханах, и муминитскую линию, которая вымерла на рубеже XIX века.
Биография
Его жизнь малоизвестна, так как о нём известно мало подробностей[1]. Шамс ад-Дин был младшим сыном Рукн ад-Дина Хуршаха, последнего Аламутского правителя, центра Низаритского исмаилитского государства, пока оно не было захвачено Монгольской империей в ноябре 1256 года[1]. Низаритская традиция гласит, что его отец назначил его наследником (насс)[1] и доставил в безопасное место в последние месяцы перед монгольской осадой Аламута и капитуляцией его отца. Остальные члены его семьи были казнены монголами, оставив Шамс ад-Дина единственным выжившим[1]. После казни своего отца, где-то в конце весны 1257 года, Шамс ад-Дин автоматически сменил его на посту имама[1].
Остаток своей жизни он провёл в Азербайджане, в Тебризе или его окрестностях[1]. Он скрывал свою личность, вместо этого приняв облик суфийского мистика (обычная практика среди низаритов в то время) и вышивальщика, откуда он традиционно известен под прозвищем «Зардуз»[1]. В низаритской традиции Шамс ад-Дина иногда путают с более ранним мистиком Шамсом Тебризи[1].
Падение Аламута лишило широко распространённое низаритское движение его центра, но Шамс ад-Дин, по-видимому, установил контакт по крайней мере с некоторыми низаритскими группами[1]. В своём путешествии «Сафар-наме» современный исмаилитский поэт Низари Кухистани[перс.] ссылается на то, что видел его лично в 1280 году, называя его именами Шамс-и Дин-шах Нимруз Али и Шах Шамс[2]. Во время его имамата низаритская община сумела перегруппироваться в Рудбаре на севере Персии и даже временно вновь оккупировала Аламут, но сирийские низариты попали под власть Мамлюкского султаната[2].
Смерть и споры о наследовании
Шамс ад-Дин умер около 1310 года, положив начало малоизвестному периоду в истории низаритов, который продолжался до конца XV века[3]. Имамы того времени известны немногим меньше, чем имена в списках преемственности, датируемых гораздо более поздними периодами, с небольшим количеством достоверных дат или информации об их жизни[3]. Однако известно, что после смерти Шамс ад-Дина его старший сын Ала ад-Дин Му'мин-шах оспорил право наследования с младшим, Касим-шахом. Это раскололо низаритский имамат на две соперничающие линии, касимиты (Касим-шахи) и муминиты (Мухаммад-шахи), хотя сам раскол почти не упоминается в низаритской литературе[4]. Средний сын, Кийа-шах, не предъявлял подобных претензий[5].
Муминитская линия, первоначально более известная из двух, вымерла в конце XVIII века и сегодня сократилась до нескольких тысяч последователей в Сирии[6], в то время как касимитская линия в конечном итоге представляет большинство современных исмаилитов, и сегодня её возглавляют Ага-ханы[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Daftary, 2015.
- ↑ 2,0 2,1 Daftary, 1997, p. 296.
- ↑ 3,0 3,1 Daftary, 2007, p. 413.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 413–414.
- ↑ Daftary, 2007, p. 414.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 413–417, 451–456.
- ↑ Daftary, 2007, pp. 413–504.
Литература
- Daftary, Farhad. // «S̲h̲ams al-Dīn Muḥammad». (англ.). — The Encyclopaedia of Islam, New Edition, 1997. — Vol. X. — С. 295–296. — ISBN 978-90-04-10422-8.
- Daftary, Farhad. // «ŠAMS-AL-DIN MOḤAMMAD» (англ.). — Encyclopædia Iranica, 2015.
- Daftary, Farhad. // The Ismāʿı̄lı̄s: Their History and Doctrines (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — ISBN 978-0-521-61636-2.