Червяков, Евгений Вениаминович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Червяков
Место рождения село Абдулино, Бузулукский уезд, Самарская губерния, Российская империя[1]
Место смерти Кировский район, Ленинградская область
Профессия кинорежиссёр, актёр, сценарист
Карьера 1918—1941

Евге́ний Вениами́нович Червяко́в (27 декабря 1899 — 17 февраля 1942) — советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист; командир Красной армии, героически погибший при обороне Ленинграда.

Биография

Евгений Червяков родился в селе Абдулино Самарской губернии[1] в 1899 году. Учился в мужской гимназии. В 1917 году в составе Красной гвардии принял участие в нескольких боях. В 1918 году отучился на актёрском отделении драматургической школы Уфы и с 1919 по 1921 год служил в рабочем театре Ейска. В 1924 году переехал в Ленинград, где работал актёром и ассистентом режиссёра «Севзапкино». Одновременно продолжал учиться и в 1925 году окончил Государственный техникум кинематографии (ныне — ВГИК).

С конца 1920-х работал первым режиссёром, поставил такие фильмы, как «Девушка с далёкой реки» (1927 год) и «Поэт и царь» (1927 год, совместно с Владимиром Гардиным). Последняя работа — не только первый фильм о Пушкине, но и первая советская кинопостановка на историко-биографическую тематику[2]:

В. Гардину и Е. Червякову предстояло впервые порвать с традициями буржуазного биографического фильма. Они насытили свой сценарий социальными мотивировками, подчеркнули глубокий конфликт, существующий между Пушкиным и царским режимом. Они оттенили гражданскую, тираноборческую линию в судьбе великого национального поэта. Этим они проложили дорогу не только другим пушкинским фильмам, но и аналогичным кинопроизведениям из жизни замечательных людей, которые и теперь у нас снимаются

Отсутствие опыта в воплощении этого жанра сказалось как на художественных качествах, так и на исторической достоверности фильма. Как серьёзный недостаток постановки критиками часто упоминается отсутствие портретного сходства Евгения Червякова с А. С. Пушкиным, роль которого тот исполнил в картине сам[2]. При этом большинство источников считают, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение, привлекал зрителя своей темой и был одной из наиболее посещаемых картин тех лет»[3].

Александр Довженко очень высоко отзывался о творчестве Евгения Червякова: «Он первый создал у нас лирический жанр, и я много у него воспринял»[4]. Работу в кино совмещал с преподаванием в Институте сценических искусств. Среди его учеников Илья Фрез, Сергей Поначевный, Леонид Кмит и другие.

Начало Великой Отечественной войны застало Евгения Червякова в Ленинграде. Вместе со студией «Ленфильм» он подлежал эвакуации, но написал заявление с просьбой оставить его для участия в защите города. В 1941 году режиссёр выпустил сюжет «У старой няни» для Боевого киносборника № 2 (август 1941 года), а также в качестве актёра снялся в главной роли сюжета «Случай на телеграфе» (Французский император посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон»).

В начале осени 1941 года Евгений Червяков ушёл на фронт. Был младшим командиром, помощником командира взвода. С 18 ноября 1941 года обучался на краткосрочных командирских курсах.

В декабре 1941 года назначен командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка, 11-й стрелковой дивизии, 54-й армии, в звании лейтенанта.

16 февраля 1942 года в бою получил пулевое ранение живота, попал в 94-й медсанбат 54-й армии, где скончался 17 (в ряде источников 19) февраля 1942 года[5].

В мае 1964 года его прах был перенесён в братскую могилу мемориала в посёлке Новая Малукса Ленинградской области, а имя увековечено на мемориальной плите.

Семья

  • Первая жена — Надежда Ермакович, актриса.
    • Сын — Марк Евгеньевич Червяков (1927—1997), кандидат технических наук, заместитель директора Института физики земли.
  • Вторая жена — немецкая журналистка Мария Остен.

Оценки творчества

Кинокритик Пётр Багров в «Искусстве кино» констатирует культурологический парадокс и выражает определённое сожаление, что картины «Девушка с далёкой реки», «Золотой клюв» и «Мой сын» считаются утраченными (несколько частей последней из них найдены), в то время как последующие работы режиссёра сохранились[6]. Пропагандистская драма о воспитательном значении ГУЛАГа «Заключённые», пустая комедия на околоколхозную тему «Станица Дальняя», история падения вредителей-железнодорожников из фильма «Честь» вредят репутации Е. Червякова, являясь «образцами моделей киномифов 1930-х годов»[7]. С другой стороны, многочисленные критики первой половины XX века высказывали о режиссёрском дебюте — фильме «Девушка с далёкой реки» самые восторженные отзывы: одна из интереснейших картин не только российского, советского, но и мирового кинематографа, «она войдёт в историю кинематографа как исходная точка жанра»[8]; «жанр, который формирует Е. Червяков, ещё никак не называется. Поэтика кинематографа молода и бедна, своих слов не имеет. Она паразитирует за счёт литературы. Мы условно называем вещи Червякова лирическим жанром в кинематографе»[9].

Багров П. А. уже в своей диссертации «Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов» приводит акростих, посвящённый режиссёру Ленинградской газетой «Кино», «обладающий сомнительными поэтическими достоинствами, но точно характеризующий положение режиссёра»[10]:

Чем режиссёр сей не богат!
Едва сдав «Девушку» в прокат,
Родня он — есть тому причина —
Весьма талантливого «Сына».
Ясней не скажешь. Но потом —
Как то ни ново, как ни странно —
Он и поэзии экранной
Вдобавок сделался отцом!

Дополнительная информация

Одна из работ Евгения Червякова — «Мой сын» долгое время считалась утраченной. В 2008 году в Аргентине были найдены пять катушек 16 миллиметровой плёнки с фильмом, без оригинальных титров, который был атрибутирован как El Hijo del otro («Сын другого»). Копии фильма хранились в архиве Музея кино в Буэнос-Айресе. Это событие киноведы расценивают как «крупнейшее архивное открытие в истории русского кино за последние полвека» и сравнивают с «выходом на экран второй серии „Ивана Грозного“»[6].

Фильмография

Актёр

Режиссёр

Сценарист

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ныне — город, районный центр в Оренбургской области, Россия.
  2. 2,0 2,1 Ефимов Н.Н. Биографические фильмы о Пушкине (недоступная ссылка). Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано 28 января 2016 года.
  3. Лебедев, 1965.
  4. Из истории Ленфильма, 1968.
  5. Евгений Червяков на сайте военно-исторического клуба Frontline
  6. 6,0 6,1 Багров П. А. Режиссёр экзистенциального кино. О Евгении Червякове (недоступная ссылка). Искусство кино (№ 7, июль 2010). Дата обращения: 22 октября 2011. Архивировано 11 октября 2011 года.
  7. Маматова, 1990.
  8. Недоброво В. Девушка с далекой реки // Кино (Ленинградская газета). — 1928. — № 20(124).
  9. Фельдман К. Девушка с далекой реки // Кино (Московская газета). — 1928. — № 22(246).
  10. Багров П. А. Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов. — М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2011. — 183 с.

Литература

  • Гуревич С. За камерой стояли трое // Из истории «Ленфильма»: Статьи, воспоминания, документы. 1920 годы. — Л.: Ленингр. гос. ин–т театра, музыки и кинематографии, 1968. — Т. 1. — С. 82–103.
  • Юренев Р. Евгений Червяков — артист и воин // Искусство кино. — 1970. — № 5. — С. 127—149.
  • Юренев Р. Кинорежиссёр Евгений Червяков. — М.: Бюро пропаганды советского кино, 1972. — 64 с.
  • Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. — М.: Искусство, 1965.
  • Из истории Ленфильма: Статьи, воспоминания, документы. 1920-е годы. — Л.: Искусство, 1968. — Т. 1.
  • Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Искусство кино : журнал. — 1990. — № 11. — С. 103—111. — ISSN 0130-6405.
  • Ефимов Н.Н. Евгений Червяков. Неопубликованная монография // Киноведческие записки. — 2008. — № 87. — С. 127–134.
  • Багров П. Режиссёр экзистенциального кино: О Евгении Червякове // Искусство кино. — 2010. — № 7. — С. 105—116.

Ссылки