Церковь Святого Викентия де Поля (Париж)
Католическая церковь | |
Церковь Святого Викентия де Поля | |
---|---|
Église Saint-Vincent-de-Paul | |
Координаты: 48°52′44″ с. ш. 2°21′07″ в. д.HGЯO | |
Страна | Франция |
Город | Париж |
Конфессия | католицизм |
Епархия | Архидиоцез Парижа |
Архитектурный стиль | классицизм |
Строительство | 1824—1844 годы |
Статус | действующий храм |
Церковь Святого Викентия де Поля (фр. Église Saint-Vincent-de-Paul) — католическая церковь в X округе Парижа. Строилась с 1824 по 1844 год; освящена в честь святого Викентия де Поля. Отличается богатым интерьером и необычным декором фасада в духе античной полихромии.
История
Церковь построена на месте, где ранее находился монастырь святого Лазаря, в котором жил и трудился св. Викентий и располагался (с 1632 по 1793 год) центр основанного им общества лазаристов. Находясь на холме, самой высокой точке окрестностей, церковь должна была доминировать над ними и быть заметной издалека[1].
Первоначальный план храма принадлежал Жану-Батисту Леперу, известному архитектору того времени. Первый камень в фундамент был заложен в 15 августа 1824 года в присутствии архиепископа Парижа. Строительство шло медленно, прерываясь, в том числе, из-за экономического кризиса и Июльской революции 1830 года[1].
В 1831 году Лепер передал ведение проекта своему зятю Жаку Гитторфу. К этому времени был возведён лишь фундамент церкви, поэтому Гитторф мог вносить существенные изменения в изначальный план, так что конечный результат можно считать одним из главных трудов его жизни[2]. В частности, вместо одной центральной колокольни он сделал две боковых и добавил лестницу перед храмом.
Освящение построенной церкви состоялось 25 октября 1844 года. В период Парижской коммуны здание пострадало (в него попало семь снарядов); впоследствии было реконструировано.
Архитектура и интерьер
Церковь святого Викентия де Поля построена в стиле позднего классицизма. Она имеет внушительные размеры (80 метров в длину и 27 в высоту) и представляет собой базиликальный храм, во многом вдохновлённый образцами античной архитектуры. Его симметричные колокольни и широкая, обрамлённая перилами лестница напоминают также итальянские церкви, в частности, римскую Тринита-деи-Монти[3]. Над портиком с двенадцатью колоннами в греческом стиле расположен треугольный фронтон со скульптурной группой «Апофеоз святого Викентия». По замыслу скульптора Шарля-Франсуа Нантёйля, статую святого окружают фигуры, символизирующие его деяния. Над ними расположены статуи четверых евангелистов, а в нишах обеих башен находятся статуи апостолов Петра и Павла[1].
Однако намного примечательней интерьер церкви, в котором Гитторф реализовал исповедуемый им принцип полихромии. Во время своего путешествия в Италию в 1822—1824 годах он пришёл к выводу, что древнегреческая архитектура и скульптура были не монохромными, как принято было считать, а полихромными[4]. В то время эта гипотеза казалась крайне неправдоподобной, и её последовательное отстаивание стало одним из дел жизни Гитторфа. В духе античной полихромии, как он себе её представлял, Гитторф выполнил и интерьер храма святого Викентия.
Обширные росписи нефа выполнены в технике энкаустики (в то время редко использовавшейся) по золотому фону[5]. Особое внимание обращает на себя 90-метровый живописный фриз, опоясывающий неф между двумя уровнями колонн. Он был создан в 1853 году художником Ипполитом Фландреном, на нём изображены 235 святых, шествующих в сторону алтаря[6]. В апсиде храма находится достроенная в 1869 году часовня Пресвятой Девы, роспись которой выполнил в 1885—1889 годах Вильям Бугро[1]. Бронзовая скульптурная композиция «Голгофа» на главном алтаре создана знаменитым скульптором Франсуа Рюдом. Роспись свода апсиды, изображающая Христа на престоле, принадлежит Франсуа Эдуару Пико[6].
Интерьер, по замыслу архитектора, должен поражать воображение обилием золота и красок, однако его эффектность сильно снижается из-за чрезвычайно скудного освещения[5]. В храме всего восемь небольших окон, к тому же витражи в них пропускают слишком мало света. По настоянию Гитторфа, желавшего добиться особо интенсивного цвета, они выполнялись в особой технике, при которой на стекло накладывались несколько слоёв эмали[6]. Цвета, действительно, получились яркие и насыщенные, но в церкви царит постоянный полумрак.
Принцип полихромии Гитторф реализовал не только в интерьере, но и во внешнем оформлении храма. Часть фасада близ входа была украшена яркими картинами, изображавшими сцены сотворения мира и эпизоды из жизни Христа, авторства Пьера-Жюля Жолливе[фр.]. Они были выполнены в новой для того времени технике: плитки из вулканической лавы покрывались особой водостойкой эмалью[4]. Однако подобное новшество вызвало крайнее недовольство барона Османа, в то время префекта департамента Сена, и он распорядился снять картины[4]. К счастью, они сохранились, и много лет спустя, в 2011 году, заняли прежнее место на фасаде[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Notre église : art et histoire . Приходской сайт. Дата обращения: 16 января 2019.
- ↑ The Architecture of Paris, 2004, с. 180.
- ↑ The Architecture of Paris, 2004, с. 180—181.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Michael Kiene, 2015.
- ↑ 5,0 5,1 The Architecture of Paris, 2004, с. 181.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Patrimoine-histoire.fr.
Литература
- Michael Kiene. Antique Polychromy Applied to Modern Art and Hittorff ’s Saint Vincent de Paul in Paris, the Architectural Showpiece of the Renouveau Catholique (англ.) // Vincentian Heritage Journal. — 2015. — Т. 32, № 2.
- Andrew Ayers. Saint-Vincent-de-Paul // The Architecture of Paris: An Architectural Guide. — Edition Axel Menges, 2004. — P. 180—181.
Ссылки
- Приходской сайт . Дата обращения: 16 января 2019.
- Église Saint-Vincent-de-Paul . Structurae. Дата обращения: 16 января 2019.
- Paris, église Saint-Vincent-de-Paul (10 arr.) . Patrimoine-histoire.fr. Дата обращения: 16 января 2019.