Перейти к содержанию

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приходской храм
Покрова Пресвятой Богородицы
на Лыщиковой горе
Координаты: 55°44′54″ с. ш. 37°39′15″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва,
Лыщиков переулок, 10
Конфессия Православие
Епархия Московская
Благочиние Покровское 
Архитектурный стиль Московское барокко
Дата основания XVI
Дата постройки 1696 год
Статус Герб ОКН
Состояние Действует
Сайт покровахрам.рф

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе — приходской храм Покровского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в Таганском районе Москвы.

Главный престол освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, приделы — в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Приставной престол в главном алтаре освящён во имя преподобного Симеона Столпника.

История

История района

Покровская церковь расположена на высоком берегу Яузы, в месте, которое с давних времён называется Лыщиковой горкой. Лыщикова горка является северным склоном большого Таганского холма, расположенного в месте слияния Москвы-реки и Яузы. Существуют гипотезы о существовании на этом месте одного из древнейших домосковских поселений, датируемого X веком.[1][2]

На рубеже XVXVI веков, на Лыщиковой горке был основан великокняжеский Покровский монастырь. Возможно, что находящийся на окраине города монастырь имел оборонное значение. В 1504 году Иван III завещал Покровский монастырь своему сыну Василию III.

Из интересных фактов того периода можно отметить основание Борисом Годуновым около 1600 года церкви Симеона Столпника на противоположной стороне Николоямской улицы. Своё название улица получила по расположенной на ней церкви «Николы на Ямах» в Рогожской Ямской слободе. Церковь Николая Чудотворца на Ямах была построена в первой половине XVIII века жившими в слободе ямщиками, разрушена в конце 1950-х годов.

После похода на Москву крымского хана Газы II Гирея было принято решение окружить город Земляным валом. В 1590-е годы, во время строительства укрепления — земляных валов с деревянными стенами — часть высокого холма была срыта. К тому времени Покровский монастырь вышел из разряда великокняжеских и был упразднён. Оставшаяся деревянная Покровская церковь в 1625 году упоминается как приходская. В 1688 году церковь полностью сгорела во время пожара.[3][4][5]

Строительство храма

Окна храма украшают головки ангелов

Новый каменный храм решено было построить не на старом месте — на вершине холма, а у его подножья. Здание храма в стиле московского барокко было построено к 1696 году. Согласно исследованиям А. А. Колмовского Покровская церковь стала первой в Москве, для украшения которой были использованы маскароны — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. После завершения отделки интерьера в 1697 году храм был освящён. По тезоименитству известного прихожанина дьяка Ивана Рагозина в Покровской церкви был также освящён придел во имя святого Иоанна Дамаскина, в настоящее время он единственный в Москве.[3]

В 1773 году на средства секунд-майора Ильи Алексеевича Лихарева в Покровской церкви был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно архивным планам 1802 и 1806 годов в 18031805 годах была построена ныне существующая колокольня и расширена трапезная.[4]

Покровская церковь сильно пострадала во время оккупации Москвы армией Наполеона. Часть церковных ценностей удалось спрятать в доме церковного старосты купца Сергеева, остальное было разграблено. Однако в главном приделе «престол и иконостас с иконами уцелели»[6] (переживший нашествие Наполеона пятиярусный иконостас Покровского придела дошёл до нас без изменений). После ухода французов из Москвы разорённая церковь была приписана к церкви Николая Чудотворца на Ямах. В 1814 году Покровская церковь была восстановлена. В 1878 весь храм сделан тёплым, в боковых приделах установлены новые иконостасы. В 1895 году церковь была частично перестроена по проекту архитектора Н. В. Розова[7].

Советский период

Несмотря на то, что в годы Советской власти Покровская церковь не закрывалась, из неё было вывезено множество церковных ценностей: в 1922 году из храма были вывезены 15 пудов 39 фунтов 72 золотника серебра[8]. В 1930-е годы из соседних закрывавшихся церквей сюда стали приносить особо ценные иконы. Долгие годы здесь хранились чтимые храмовые иконы святого апостола Иакова Зеведеева из храма Апостола Иакова Заведеева в Казённой Слободе и преподобного Симеона Столпника из храма Симеона Столпника за Яузой. В 1990-х годах обе иконы были торжественно, с молебнами и крестными ходами возвращены в свои вновь открытые родные церкви.

В разные годы здесь принимали священников из закрытых церквей. В 1929—1933 годах в Покровском храме служил протоиерей Николай Беневоленский — настоятель закрытого в 1929 году соседнего храма Симеона Столпника за Яузой. Зимой 1979 года, в память о ранее закрытом храме, в главном алтаре был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника.

Днём закрытия храма было выбрано 22 июня 1941 года, но в назначенный день решение исполнять не стали. Во время Великой Отечественной войны в храме собирали пожертвования для армии. Покровский храм даже получил благодарственное письмо, подписанное Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным.

Приходу храма удалось сохранить старинные колокола. Согласно одной из версий, после получения сообщения о предстоящем изъятии колоколов прихожане покрыли их чёрной краской (по другой версии, это была смола). В итоге представители властей колокола снимать не стали. Самый большой из колоколов, под названием «Благовест», был изготовлен в 1794 году в Москве на заводе Струговщиковой, его вес составляет 112 пудов 7 фунтов (1837 кг). В 1996 году по заказу храма на заводе ЗИЛ были отлиты 5 новых колоколов. Таким образом, в настоящее время, с колокольни Покровского храма можно услышать одновременное звучание как новых, так и старых колоколов. Есть устное свидетельство, что колокола обмазали не смолой, а «золотом из выгребной ямы», которая находилась возле жилого дома № 54 по улице Земляной вал (Чкаловская). По воспоминаниям очевидцев, руководил этим Михаил Лапин, который был церковным старостой в этом храме до 1929 года, а также управдомом дома № 54. Прибывший отряд красноармейцев побрезговал снимать колокола, чтобы не испачкать обмундирование. ОГПУ пыталось арестовать старосту, но его вскоре освободили.

В советский период все дома у храма были отобраны, и он нуждался в свободных помещениях. В 1959 году с северо-западной стороны храма была разобрана одна из симметрично расположенных входных лестниц. На её месте была возведена двухэтажная пристройка, на верхнем этаже которой были размещены церковная крещальня, ризница и пошивочная мастерская, на нижнем — канцелярия[3][4]. Однако, после того как приходу были возвращены церковные дома, уродующую храм пристройку разбирать не стали.

Российский период

3 августа 1999 года в Покровский храм по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II были перенесены мощи священноисповедника Романа[9][10].

Духовенство

В 1945—1953 годах настоятелем храма был митрофорный протоиерей Алексий Станиславский.

Святыни

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 290.
  2. История Таганского холма Русское Воскресение
  3. 3,0 3,1 3,2 История Покровского храма на pravoslavie.ru
  4. 4,0 4,1 4,2 История Покровского храма ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ (недоступная ссылка)
  5. Прогулки по Москве — Николоямская улица (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2009. Архивировано 23 августа 2007 года.
  6. Поспелов Ф. Н. Историческое описание церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Лыщиковой горе, на Землянке. М., 1887
  7. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 213. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  8. Черная книга: («Штурм небес») : сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей / сост. А. А. Валентинов; с вводной ст. Петра Струве. — Париж : Изд. Рус. нац. студ. об-ния, 1924. — С. 261. — 294 с.
  9. Жития новомучеников и исповедников российских XX века московской епархии / Под общ. ред. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. — Тверь: Булат, 2003. — С. 247. — 5000 экз. — ISBN 5-902112-18-4.
  10. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. — М., 1999.
  11. Духовенство.
  12. Святыни храма.

Ссылки