Розов, Николай Васильевич

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Священномученик
Николай Петроградский
В 1920-е годыВ 1920-е годы
Рождение 27 ноября 1877(1877-11-27)
село Жданово Курмышский уезд Симбирской губернии
Смерть 5 марта 1938(1938-03-05) (60 лет)
Уфа
Почитается Русская православная церковь
Прославлен(а) 2002 год
В лике священномученик
День памяти 5 марта — в день мученической кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Подвижничество мученическая кончина

Николай Васильевич Розов (27 ноября 1877, село Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области), — 5 марта 1938, Уфа) — святой Русской православной церкви в лике священномученика, священник.

Жизнеописание

Родился в семье священника Василия Степановича Розова и его супруги Марии Хрисанфовны. У Николая были три сестры и двое братьев: Константин (1874—1923) — в будущем клирик Успенского собора Московского Кремля, великий архидиакон; Михаил (1882—1938) — в будущем священномученик.

Николай Розов окончил Алатырское духовное училище и в 1898 году — Симбирскую духовную семинарию по 1-му разряду.

20 сентября 1898 года рукоположён во диакона ко храму Воздвижения животворящего Креста Господня села Анненкова Симбирского уезда (ныне в черте города Ульяновска)[1], одновременно служил заведующим местной церковно-приходской школой и |законоучителем в ней, преподавал Закон Божий в соседней земской школе и в Анненковском народном училище. 6 августа 1900 года рукоположён во иерея к тому же храму[2]. Служил миссионером 4-го округа Симбирского уезда.

14 декабря 1904 года назначен священником ко храму Рождества Христова села Барышской Слободы Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Сурского района Ульяновской области). Одновременно был заведующим церковно-приходскими школами и законоучителем в них в сёлах Барышской Слободе и Барышской Ольховке того же уезда. Награждён набедренником (1904).

В 1906 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА). Одновременно с учёбой в академии служил священником в домовом храме во имя святого Константина Ярославского и великомученицы Варвары при фабричном училище писчебумажной фабрики К. П. Печаткина, где был также законоучителем. Совмещал занятия в академии с учёбой в Санкт-Петербургском археологическом институте, который окончил в 1909 году. В 1910 году окончил СПбДА со званием кандидата богословия. Преподавал Закон Божий в Санкт-Петербургском училище Святой Елены (Еленинском институте) Ведомства учреждений императрицы Марии, в немецком училище Екатериншуле и в 1916—1918 годах — во 2-й гимназии Санкт-Петербурга. Был активным участником Александро-Невского общества трезвости. В 1908 году общество выпустило направленную против пьянства брошюру Николая Розова «Непобеждённый богатырь».

В 1918 году, после закрытия Еленинского института, отец Николай вернулся в клир Симбирской епархии. Служил в храме села Григорова Алатырского уезда (ныне село Шеевщино Сурского района Ульяновской области). В 1922 году служил в селе Конаклейки Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Канаклейка Ардатовского района, Республика Мордовия), затем — в храме Святителя Николая села Тетюшей того же уезда, в 1924 году — в храме села Кладбище Алатырского уезда (ныне село Междуречье Алатырского района, Чувашия).

В 1925 году отец Николай Розов перешёл в клир Ленинградской епархии. Служил священником в храме Воскресения Господня Передольского погоста Лужского уезда (ныне деревня Батецкого района Новгородской области). В 1926 году получил место певчего в одном из храмов посёлка Стрельны (ныне в черте Санкт-Петербурга). В том же году начал служить священником в храме Преподобного Герасима в Купчине Ленинградского уезда. В 1931 году возведён в сан протоиерея. В 1932 году назначен настоятелем греческого храма Святого великомученика Димитрия Солунского на Лиговском проспекте, но из-за разногласий со старостой по поводу исполнения церковного пения вскоре вынужден был перейти в храм Святителя Николая на Большеохтинском кладбище Ленинграда. В 1935 году награждён митрой.

19 марта 1935 года отец Николай был заключён в тюрьму во время массовых арестов среди ленинградского духовенства. На допросе отказался давать показания против кого-либо. В обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет своё враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведёт антисоветскую агитацию. На допросе же это отрицает, хотя и показывает, что за антисоветскую деятельность был выслан целый ряд его сослуживцев. Считает высылку своих сослуживцев незаслуженной и очень о них сожалеет». Постановлением Особого совещания при УНКВД по Ленинградской области от 28 марта 1935 года приговорён к высылке на 5 лет в Уфу вместе с женой. В ссылке отца Николая материально поддерживал настоятель храма Святителя Николая на Большеохтинском кладбище протоиерей Феодор Боголюбов. Отец Николай освоил ремесло переплётчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы.

Арест и мученическая кончина

12 декабря 1937 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной фашистской пропаганде». В тот же день он был допрошен:

— Дайте показания о ваших связях в Уфе и других городах.

— В Уфе я знаю всего лишь несколько человек. Дмитрия Владимировича Разумова, он священник из Ленинграда, был выслан вместе со мной. Мы бывали друг у друга, делились новостями и вели беседы на разные политические темы и больше всего интересовались вопросом об освобождении из ссылки. Эти наши встречи и беседы мы называли «производственным совещанием». Знал Федора Ивановича Красильникова, у которого учился переплетному делу. С ним также были беседы политического характера об освобождении из ссылки. Священника Павла Цветаева, ссыльного из Ленинграда, который был у меня один раз в 1937 году. С ним также говорили об освобождении из ссылки. Ивана Петровича Овечкина, диакона, высланного из Ленинграда, он также иногда бывал у меня в 1937 году. С ним велись беседы на политические темы об освобождении. Кроме указанных лиц, в Уфе, а также и в других городах никого не знаю.
— Расскажите сущность ваших бесед с Разумовым, Красильниковым, Цветаевым и Овечкиным.
— Сущность этих бесед сводилась к тому, что мы говорили об освобождении нас из ссылки и в связи с этим касались вопросов международного положения и других политических вопросов.
— Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы себя виновным в этом?
— Виновным себя не признаю, контрреволюционной деятельностью я не занимался.
— Вы лжете, следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи. Предлагаем вам давать откровенные показания о своей контрреволюционной деятельности.
— После того как я был выслан из Ленинграда, я говорил: «Меня выслали без причины, не было никакого основания для того, чтобы выслать меня. Кроме того, ещё и обманули, говоря, что в Уфе вы будете жить совершенно вольно, а здесь обязали явкой через каждые десять дней в НКВД». Высылку меня из Ленинграда я считал и считаю неправильной, и по этому вопросу я высказывал свое недовольство.
— Расскажите о содержании вашей беседы с епископом Григорием Козловым.
— Сущность беседы сводилась к тому, что я интересовался новостями об освобождении ссыльных, на что он мне ничего конкретного не сказал.
<…>
— Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения распространяли провокационные слухи о том, что советская власть подвергает репрессиям совершенно невинных людей и делает из них врагов. Подтверждаете ли вы это?
— Провокационных слухов среди населения я никогда не распространял.
— Известно, что вы систематически вели среди населения контрреволюционную фашистскую агитацию и восхваляли Гитлера. Признаете ли вы себя виновным в этом?
— Виновным себя не признаю, агитацию я не вел и Гитлера не восхвалял.
— Следствию также известно, что вы систематически распространяли среди населения контрреволюционные слухи о том, что якобы советская власть репрессирует невинных служителей религиозного культа и тем самым старается разрушить Церковь. Признаете ли себя виновным в этом?
— Нет, виновным себя не признаю. Клеветнических слухов среди населения я не распространял.
— Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?
— Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).
— Известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии. Дайте показания по этому вопросу.
— Участником контрреволюционно-повстанческой организации я не являюсь, и дать показания по этому вопросу я не могу.
— Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии, которая возглавлялась епископом Козловым, и, бывая у него на квартире, вы получали от него указания контрреволюционного характера. Требуем от вас правдивых показаний по этому вопросу.

— Повторяю. Участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии я не являюсь, и никаких указаний контрреволюционного характера от епископа Козлова я не получал, но на квартире у него был один раз, и говорили мы об освобождении ссыльных из ссылки.

Виновным себя не признал. Содержался в тюрьме в Уфе. Постановлением тройки НКВД Башкирской АССР от 13 февраля 1938 года приговорён к расстрелу и 5 марта 1938 года казнён. Отец Николай Розов похоронен в безвестной общей могиле.

Прославление и память

Имя отца Николая Розова включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода Русской православной церкви от 12 марта 2002 года.

Память 20 февраля (5 марта) — в день мученической кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Библиография

  • Непобеждённый богатырь. — СПб., 1908;
  • Исторический очерк Красносельского фабричного 2-классного Министерства народного просвещения училища. — СПб., 1911 (в соавторстве с В. Д. Адриановым, Г. С. Преображенским).

Примечания

  1. Симбирские епархиальные ведомости. — 1898. — № 20. Ч. офиц. — С. 349—350.
  2. Симбирские епархиальные ведомости. — 1900. — № 16. Ч. офиц. — С. 305.

Литература

  • Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. — Тверь, 2005. — С. 327—333.
  • Архим. Дамаскин (Орловский). Николай // Православная энциклопедия. — М., 2018. — Т. L : «Никодим — Никон, Патриарх Антиохийский». — С. 244. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-057-8.
  • Описание обозрения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, епископом Симбирским и Сызранским, церквей Симбирской епархии: 4-й благочиннический округ Симбирского уезда // Симбирские епархиальные ведомости. — 1905. — № 20. Ч. офиц. — С. 505—513;
  • Розова Л. К. Великий Архидиакон. — М., 1994. — С. 17, 20;
  • Санкт-Петербургский мартиролог / Отв. ред. прот. В. Сорокин. — СПб., 2017. — С. 62.
  • Синодик Санкт-Петербургской епархии. — 1999. — С. 96; 2002. — С. 206;