Перейти к содержанию

Церковь Николая Чудотворца (Быньги)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°32′11″ с. ш. 60°17′29″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Село Быньги, Свердловская область
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Нижнетагильская
Благочиние Южное 
Архитектурный стиль классицизм, барокко[1]
Строительство 17891797 годы
Статус Герб ОКН

Вид с высоты

Церковь Николая Чудотворца — приходской храм Южного благочиния Нижнетагильской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Быньги Свердловской области[2].

Храм находится в 7 км к северу от города Невьянска в старинном уральском селе Быньги. Построен в конце XVIII века[3]. Это один из первых храмов Урала, построенных в стиле классицизма. В его архитектуре сочетаются элементы раннего классицизма и позднего барокко[1]. Архитектурные решения интересны из-за большого количества чугуна, используемого в оформлении: из этого металла сделаны части фундамента, оконные рамы, половые плиты, входные ступени и многие другие элементы[1].

Постановлением № 1327 Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года храму присвоен статус памятника архитектуры федерального значения[4]. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 храм Николая Чудотворца в Быньгах включён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения[5].

Настоятель храма — митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников[6], клирик — протоиерей Виктор Зырянов[7].

История

Храм был построен по желанию и на средства владельца Невьянского и Быньговского заводов Петра Саввича Яковлева[1]. Он подал прошение на строительство в Святейший Синод, это прошение, в свою очередь, было представлено императрице. 1 сентября 1788 года Екатерина II подписала указ о строительстве каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. 18 октября 1788 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам благословил закладку церкви и выдал грамоту на строительство[8]. Строительные работы начались в мае 1789 года[8].

Одной из причин финансирования строительства храма Яковлевым стало противостояние старообрядчеству[1]. До постройки храма Николая Чудотворца в Быньгах существовали две старообрядческие часовни, построенные в последней четверти XVIII века. После строительства храма Николая Чудотворца был открыт самостоятельных приход, и к нему были приписаны две деревни: Верхние и Нижние Таволги, населённые в основном староверами[1]. Причт состоял из священника и псаломщика[1].

Основной этап строительство был завершён в течение семи лет, освящение храма состоялось 24 января 1797 года[1]. 21 сентября 1815 года Невьянская заводская контора обратилась к епископу Пермскому и Екатеринбургскому Иустину с прошением устроить в храме с северной стороны придел. Благословение было получено и по завершении работ 8 ноября 1819 года протоиерей Феодор Карпинский освятил северный придел во имя Успения Божией Матери[1].

В 1852 году по периметру храма была возведена каменная ограда с тремя воротами. В 1857 году были проведены восстановительные и реставрационные работы, разобрана стеклянная перегородка отделявшая северный придел. С этого периода храм стал тёплым — были сложены новые печи, обновлена стенная живопись, стены окрашены жёлтой масляной краской, постлан новый чугунный узорчатый пол, а подвал засыпан песком. Перед алтарями устроены солеи и амвоны, деревянные крылечки были заменены на каменные со ступеньками из чугунных узорчатых плит, с главного хода на паперть устроена большая чугунная дверь, крыши покрыты железом, выкрашенным зелёной краской. Успенский иконостас был обновлён и повторно освящён 25 января 1858 года[1].

В 1862 году в храме были поставлены 4 новые печи-голландки в железных кожухах, а в куполе устроен круговой балкон (балюстрад) для хора певчих. К 1863 году был пристроен третий — южный придел, освящённый 30 января 1863 года во имя Сретения Господня[8]

В 1926 году на Урале произошёл церковный, так называемый Григорианский раскол во главе со Свердловским архиепископом Григорием[9]. С 1926 по 1938 год община входила в юрисдикцию раскольников[10][2].

С 1939 по 1944 годы богослужения в храме не совершались из-за отсутствия священника, хотя юридически церковь не закрывалась[1][10]. В 1944 году при содействии уполномоченного по делам религий В. Н. Смирнова храм был вновь открыт и освящён архиепископом Свердловским Варлаамом[8]

С 2011 года храм относится к Нижнетагильской епархии[11]. С 2013 года реставрационные работы ведутся при поддержке фонда «Город без наркотиков»[10][12].

Архитектура

Храм расположен в центральной части села Быньги и по периметру окружён церковной площадью[1].

Здание каменное, центрического типа, со сложными очертаниями плана. Квадрату приданы четыре трёхгранных выступа с диагональными боковыми стенами. У здания пять глав, увенчанных крестами и колокольня с часами-курантами, изготовленными мастерами Невьянского завода[13]. Высота колокольни достигает 57 метров[14]. Вместе со срезанными углами самого квадрата и примыкающей с запада колокольней возникает оригинальная двадцатигранная конфигурация, в которой прямые углы имеет только основание колокольни[15][16].

Выступы основного объёма, за исключением алтаря, оформлены двухколонными портиками римско-дорического ордера; вход под колокольней решён как портик, только с двумя парами колонн. Все портики имеют фриз с триглифами и заполненными розетками метопами, венчаются треугольными фронтонами. В 1852 году храм был обнесён оградой, следующей его очертаниям. В ограде трое ворот, обработанных тосканскими полуколоннами, полуциркульными и килевидными архивольтами. Средняя часть ворот повышена и завершается аттиком[16]. Имя архитектора неизвестно[1].

Интерьер

Главный иконостас создан ко времени освящения храма в начале 1797 года. Деревянный позолоченный иконостас, выполнен в барочном стиле и украшен резьбой, имеет необычную и сложную конструкцию. Его средняя — главная — часть почти круглой формой сильно выступает на очень просторную солею. Главные иконы — ростовые изображения Господа Вседержителя и Богородицы Великой Панагии — находятся по бокам этой округлости иконостаса, и увидеть их одновременно возможно только в ракурсе и только частично, так как деревянные щиты икон, повторяя форму конструкции, искусственно закруглены[17].

Прихожанин, стоящий напротив Царских врат, в нижнем ряду хорошо видит только образы Архангелов, написанные на диаконских вратах. Ажурная резьба Царских врат гирляндами из ветвей и цветов опоясывает круглые медальоны с изображениями евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона Благовещения разделена на две половины, которые при закрытых вратах образуют круг. Все образа Царских врат покрыты ризами. Выше, в проёме арки, в круге золотых лучей находится маленькая круглая иконка с образом Господа Саваофа. Над Царскими вратами помещён образ Тайной вечери, традиционную композицию которого иконописец дополнил «Омовением ног». Все остальные иконы алтарной преграды — это образы праздничного цикла, преимущественно Господские[17].

Стиль живописи большинства икон соответствует невьянскому конца XVIII — первого десятилетия XIX века. В художественном отношении живопись иконостаса представляет собой «богатыревский» стиль невьянской иконописной школы. Кто именно создал иконы — неизвестно, но манера их исполнения по некоторым признакам отличается от живописной манеры мастерской Богатырёвых. Также несомненно, что иконописец работал не один: образы Архангелов Михаила и Гавриила написаны, вероятно, чуть позже и несколько иначе, нежели образы Спасителя, Богородицы и некоторых праздников, — более ярко, в том числе и по колориту[17].

Настоятели и священники

За время действия храма сменилось три десятка священнослужителей:[18]

Список настоятелей и священников
ПериодКомментарий
11796—1804священник Василий Чернавин
21804—1829священник Тимофей Пономарёв
31829—1852священник Иоанн Пономарёвсын Тимофея Пономарёва
41852—1854священник Григорий Пономарёвсын Иоанна Пономарёва
51854—1855священник Александр Удинцев
61855—1871священник Николай Варушкин
71871—1880священник Иоанн Луканин
81880—1882священник Мартирий Филиновскии
91883—1884священник Василии Золотавин
101884—1893священник Владимир Попов
111893—1894заведовали Невьянские священники
121894—1897священник Михаил Христолюбовавтор исторического очерк 1897 года к 100-летию храма[19]
131905—1909священник Николай Дягилев
141932иеромонах Венедикт (Змановский)
151934—1937священник Михаил Кукарин
161937протоиерей Николай Архангельский
171937—1939священник Михаил Кукарин
181944—1945протоиерей Андрей Чечулин
191945—1947протоиерей Иоанн Попов
201947—1955протоиерей Яков Кашин
211956—1958протоиерей Гавриил Панов
221958—1959протоиерей Николай Сковородко
231959—1963протоиерей Василий Козлов
241963—1978протоиерей Артемий Васев
251978протоиерей Николай Зеленин
261979протоиерей Григорий Денисов
271980—1987протоиерей Григорий Татауров
281980—2013протоиерей Виктор Зырянов[20]в настоящее время служит там же клириком[7]
292013 — н. в.митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников[6]

Преподобномученик Ардалион

Один из настоятелей храма причислен к преподобномученикам — Ардалион (Александр Пономарёв) был репрессирован в 1937 году[21]. В 1899 году после окончания Пермской семинарии был рукоположен в священники. Первым местом его службы стал храм Николая Чудотворца в Быньгах. В 1933 году отец Александр принял постриг с именем Ардалион. В 1934 году митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена — «за усердное служение Церкви Божией». С 1936 по 1937 год он фактически возглавлял Челябинскую епархию. Игумен Ардалион был возведён в сан архимандрита. Осуждён ОСО при НКВД СССР и арестован в начале января 1937 года в Невьянске. После приговора архимандрит отправлен в Архангельскую область в пересыльный лагерь города Котлас, затем отправлен в Воркуту, где умер 29 июля 1938 года[22].

В культуре

Храм Николая Чудотворца фигурирует в кадрах нескольких советских художественных фильмах: «Угрюм река» 1968 года и «Приваловские миллионы» 1972 года, обе работы режиссёра Ярополка Лапшина[22].

Галерея

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 История храма — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви. Дата обращения: 14 июля 2018. Архивировано 14 июля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 Храм во имя Святителя Николая (с. Быньги). tagileparhiya.ru. Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  3. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии, 1902, с. 64.
  4. Постановление № 1327 Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР". docs.cntd.ru. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176. Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  6. 6,0 6,1 Митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников. tagileparhiya.ru. Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  7. 7,0 7,1 протоиерей Виктор Зырянов. tagileparhiya.ru. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Быньги. Церковь Николая Чудотворца.. sobory.ru. Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  9. Каплин П. В. Григорианский раскол на Урале в 1926—1938 гг.. Дата обращения: 8 ноября 2021. Архивировано 8 ноября 2021 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Православные Храмы. Путешествие по Святым местам. Выпуск № 77, 2014 г.
  11. Журналы заседания Священного Синода от 5—6 октября 2011 года Архивная копия от 8 ноября 2021 на Wayback Machine, Журнал № 132.
  12. И. Некрасов. Говоришь, иконы должны быть в храме? Иконы никому ничего не должны. ura.news. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  13. Рундквист, Задорина, 2009.
  14. Храм святителя Николая, чудотворца Мир Ликийских в Баньговском заводе. culture.ru. Культура.РФ. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  15. Звагельская, 2008.
  16. 16,0 16,1 Церковь Николая Чудотворца, 1780-1790 годы. semantic.uraic.ru. Семантическая библиотека. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  17. 17,0 17,1 17,2 Рязанова, 2006.
  18. Настоятели и священники Быньговского Николаевского храма. uralizdat.ru. Уральское провинциальное издательство. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 11 июня 2021 года.
  19. ЗХРИСТОЛЮБОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ. fnperm.ru. Забытые имена Пермской губернии. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  20. Священник из села Быньги просит помощи. znak.com. znak.com. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
  21. Списки жертв политического террора в СССР. base.memo.ru. Мемориал. Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  22. 22,0 22,1 Храм Николая Чудотворца в Быньгах. svyatural.com. По святым местам Урала. Дата обращения: 10 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.

Литература

  • Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2008. — Т. 2. Свердловская область. — 648 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-88664-323-7.
  • Бурлакова Н. Н. Забытые храмы Свердловской области. — Екатеринбург: Сократ, 2011. — С. 128—129. — ISBN 978-5-88664-395-4.
  • Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
  • Рязанова Л. Д. Свято-Николаевский храм в Быньгах. — ОМТА, 2006.
  • Христолюбов М. Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода. — Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ), 1897.
  • Павел Распопов. Город Невьянск, Быньги, Верхние и Нижние Таволги. uraloved.ru. Авторский проект Павла Распопова «Ураловед» (11 апреля 2013). Дата обращения: 31 октября 2021.
  • Рундквист Н. А., Задорина О. В. Быньги // Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / рецензент В. Г. Капустин. — Екатеринбург: Квист, 2009. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.

Ссылки