Церковь Иоанна Крестителя в Инглшеме

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Англиканский храм
Церковь Иоанна Крестителя в Инглшеме
St John the Baptist Church, Inglesham
Координаты: 51°41′03″ с. ш. 1°42′16″ з. д.HGЯO
Страна  Великобритания
Деревня Инглшем[англ.](боро Суиндон, Уилтшир)
Конфессия Англиканство
Епархия Диоцез Бристоля[англ.]
Архитектурный стиль англосаксонская архитектура, английская готика
Состояние недействующая церковь прихода Хайуорта, Севенхемптона и Инглшема
Сайт Churches Conservation Trust

Церковь Иоанна Крестителя (англ. St John the Baptist Church) в деревне Инглшем[англ.] близ Суиндона (Уилтшир) расположена над заливными лугами у слияния Темзы, реки Кольн и канала «Темза — Северн»[1].

Значение

Церковь восходит к англосаксонским временам, хотя бо́льшая часть здания датируется 1205 годом. Со времён Средневековья она изменилась незначительно и поэтому в 1955 году стала объектом культурного наследия Англии I класса[2]. На стенах имеется местами до семи последовательных слоёв древних росписей, выполненных на протяжении 600 лет. Резное изображение Мадонны с Младенцем выполнено в англосаксонскую эпоху и до 1910 года служило солнечными часами на фасаде. В интерьере сохраняются старинные закрытые скамьи, кафедра и памятники.

Церковь в Инглшеме была особенно любима Джоном Бетчеманом — известным поэтом, писателем, радиоведущим и одним из основателей Викторианского общества[3]. Ричард Тейлор, ведущий программы «Как читать церкви» на Би-Би-Си-4 (англ. Churches: How To Read Them), выделяет её из сотен посещённых в ходе съёмок программы церквей[4]: «Это строение посреди тихой сельской местности, лишённое всякой претенциозности, но за его скромным фасадом скрывается тысяча лет истории. Против англосаксонской резьбы здесь располагаются средневековые росписи и строки из Библии, начертанные в Реформацию»[5]. Местного происхождения был и художник Уильям Моррис, который возглавил «Общество защиты древних церквей», боровшееся в 1880-е годы против викторианских реставраций, которые часто знаменовали утрату средневековыми церквями их подлинного исторического облика[6].

История

Известно, что в 1205 году Иоанн Безземельный передал церковь цистерцианцам из основанного им аббатства Болю[англ.][7], что в 1231 году по настоянию Генриха III было подтверждено Григорием IX[8]. В 1355 году манор Инглшема с церковью был передан Лестерскому странноприимному дому при Коллегии Благовещения Пресвятой Девы Марии[9].

В 1880-е годы церковь было решено отреставрировать. Живший в полутора десятках километров от Инглшема Уильям Моррис, художник, ассоциированный с Прерафаэлитами, декоратор, и писатель возглавил борьбу за спасение церкви от грубых методов викторианских реставраций. «Обществу защиты древних церквей» удалось, вопреки обыкновению, и собрать деньги[10]. Моррис в 1877 году написал манифест Общества, в котором его принципами объявил[11][12][13]: «ежедневной заботой отвращать распад и разложение… и противостоять любой порче конструкции или убранства зданий, как они сохранились»[14]. Освальд Бёрчхолл обследовал здание в 1885 году и составил смету, по которой Моррис и Джон Генри Миддлтон сделали в Обществе доклад и предложили сбор средств, потому что сумма находилась за пределами возможностей прихожан[15]. Работы в 1888—1889 годах проходили под наблюдением представителя Общества[16].

Позднее, в 1933 году, Персиваль Хартланд Томас реставрировал остатки заалтарного образа, датируемого около 1330 года[17].

С 1 апреля 1980 года не используется для отправления служб и находится под управлением «Фонда сохранения церквей», которому передана 28 октября 1981 года[18][19].

Архитектура

Церковь небольшая, башни не имеет. Колокольня XIII века в виде двух ланцетовидных проёмов располагается над западным щипцом. Два колокола отлиты в 1717 году[20] Абрахамом Рудхоллом, основателем известной глостерской колоколитни и изобретателем метода подстройки колокола в нужный тон обточкой на токарном станке[21]. Стены церкви имеют толщину 26 дюймов (660,4000000 мм) и высоту 21 фут (6,4 м), побелены известью[16]. В плане церковь состоит из нефа с боковыми галереями размерами 25 футов (7,6 м) на 13 футов (4,0 м) и единой алтарной части 21 фут (6,4 м) на 12 футов (3,7 м)[2][20]. Прежняя алтарная часть была квадратной со стороной 12 футов (3,7 м)[20]. В кровле алтарной части, возможно, находятся балки XIII века. Кровля нефа конструктивно состоит из «ферм королевы» (треугольные фермы с затяжкой и двумя стойками), связанных горизонтальными прогонами с подкосами[2] и поддерживается центральной опорой[20].

Крест XV века сам по себе является объектом культурного наследия II* класса[22].

Интерьер

Англосаксонский рельеф

В интерьере имеются росписи от XIII до начала XIX века[18]. Некоторые из них можно видеть в книге историка искусства, реставратора профессора Тристрама «Английская стенная живопись XIV века» (англ. English Wall Painting of the Fourteenth Century)[23]. Тристрам особо отмечает четырёх святых на заалтарном образе[24] и «весьма тщательно сделанные кресты»[25]. Часть росписей заштукатурены в эпоху Реформации, и эти места покрыты священными текстами[16]. Местами друг на друга накладываются до семи слоёв живописи. Ангелы на алтарной арке датируются XV веком, на восточной стене северной боковой галереи — «Страшный суд» XIV века. В Викторианскую эпоху записаны десять заповедей, апостольский символ веры и «Отче наш»[26]. В 2010 году росписи реставрировались[18][27].

На южной стене располагается рельеф высотой 42 дюйма (1100 мм) и шириной 24 дюйма (610 мм)[20], изображающий Мадонну с Младенцем. Он датируется англосаксонским периодом[1] и до 1910 года служил солнечными часами на южном фасаде: в рельефе просверлено отверстие для гномона и нацарапаны меридиан, другие линии и цифры циферблата[20]. Где рельеф располагался изначально в англосаксонской церкви, неизвестно[18], предполагается, что над алтарём[20].

Закрытые скамьи для прихожан датируются серединой XVII века[28]. Дарохранительница — висячая[16]. Купель — XV века, кафедра и балдахин — около 1630 года[2][20]. Мраморное надгробие (изготовленное в Турне) с изображением рыцаря датируется около 1300 года[2]. Круглая раковина для омовения с трилистным навершием и полочкой — XIII века[20].

В полу алтарной части на плите чёрного мрамора длиной 10 футов (3 м) ранее располагалось латунное надгробие XIV века с рыцарем в бацинете, с мечом и щитами[20].

Фотогалерея

Источники

  1. 1,0 1,1 Inglesham Church. Thames Path. National Trails. Дата обращения: 9 октября 2010. Архивировано 31 марта 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Historic England. Church of St John the Baptist, Inglesham (1023391) (англ.). National Heritage List for England. Дата обращения: 24 декабря 2013.
  3. (Winter 2008–2009) «Enter SPAB'S John Betjeman Award 2009». The Journal of the Ecclesiastical Architects' and Surveyors' Association: 5.
  4. Information from the Ecclesiological Society. The Church Monuments Society. Дата обращения: 9 октября 2010.
  5. Bond, Chris. Here beginneth the first lesson... how to unlock the secrets of our churches (30 августа 2010).
  6. Sharp, Rob. Churches: How to Read Them/BBC4 (7 October 2010).
  7. Waugh, Priscilla Inglesham. Searching the Thames - a journey from the source to the sea. Дата обращения: 9 октября 2010.
  8. Doubleday, H. Arthur; Page, W.H. Houses of Cistercian monks: Abbey of Beaulieu. A History of the County of Hampshire: Volume 2 140–146. British History Online (1973). Дата обращения: 9 октября 2010.
  9. Hoskins, W.G.; McKinley, R.A. Colleges: College of the Annunciation of St Mary in the Newarke, Leicester. A History of the County of Leicestershire: Volume 2 48–51. British History Online (1954).
  10. History of the SPAB. Society for the Protection of Ancient Buildings. Дата обращения: 9 октября 2010.
  11. Principles and philosophy. Society for the Protection of Ancient Buildings. Дата обращения: 10 октября 2010. Архивировано 26 июля 2011 года.
  12. The Manifesto. Society for the Protection of Ancient Buildings. Дата обращения: 10 октября 2010. Архивировано 10 апреля 2010 года.
  13. Sickels-Taves, Lauren B. The use of and need for preservation standards in architectural conservation. — ASTM International, 1999. — P. 14. — ISBN 978-0-8031-2606-0.
  14. Cowell, Ben The evolution of conservation principles. The National Trust. Дата обращения: 10 октября 2010. Архивировано 29 июня 2011 года.
  15. Sharpe, Frank C. (1999). «William Morris's Kelmscott Connections». Journal of the William Morris Society 13 (2): 44–55.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 Barton, Alan Inglesham Church, Wiltshire. Vitrearum's Church Art. Дата обращения: 9 октября 2010.
  17. Inglesham. Welcome to Swindon. Дата обращения: 10 октября 2010. (недоступная ссылка)
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Church of St John the Baptist, Inglesham, Wiltshire. Фонд сохранения церквей. Дата обращения: 31 марта 2011.
  19. Diocese of Bristol: All Schemes 4–5. Church of England (2011). Дата обращения: 31 марта 2011.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 20,6 20,7 20,8 20,9 Knowles, W.H. (1931). «The Church of S. John Baptist, Inglesham, Wilts». Transactions of the Bristol and Gloucestershire Archaeological Society 53: 191–205.
  21. An ancient church at Inglesham. Hidden Swindon. Дата обращения: 10 октября 2010.
  22. Historic England. Churchyard Cross, Inglesham (1355932) (англ.). National Heritage List for England. Дата обращения: 24 декабря 2013.
  23. Tristram, 1955, p. 11.
  24. Tristram, 1955, p. 63.
  25. Tristram, 1955, p. 29.
  26. Metric Survey for Heritage Documentation 45–50. English Heritage (2003). Дата обращения: 10 октября 2010.
  27. Jones, Mark Preserving the past in Inglesham. BBC (August 2010). Дата обращения: 9 октября 2010.
  28. Churches Conservation Trust marks 40th Anniversary. Kallaway. Дата обращения: 9 октября 2010.  (недоступная ссылка)

Литература