Цензура в России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Цензура в постсоветской России»)

Цензура в России — осуществление контроля, в том числе государственного, за распространением информации на территории России.

Цензура в Древней Руси

Страница «Изборника 1073 года»

На территории России цензура появилась задолго до первых законов или предписаний, официально регламентирующих её характер и полномочия — и, что немаловажно, задолго до самого появления империи как таковой. Так, в частности, ко времени существования Киевской Руси относится первый древнерусский список, включивший перечень отрече́нных книг, «Изборник 1073 года» (переписанный с болгарского оригинала, предположительно созданного по инициативе царя Симеона I), который был, по мнению ряда историков, составлен по заказу великого князя Изяслава Ярославича и позже переадресован князю Святославу Ярославичу[1]. «Ответы Анастасия Синаита», основную часть «Изборника», следующим образом характеризует О. В. Творогов: «…обширный свод выписок из библейских книг и сочинений авторитетнейших византийских богословов и проповедников: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Максима Исповедника, Кирилла Александрийского и др. Статьи содержат материал по различным вопросам догматического богословия, христианской нравственности и мироведения»[2].

«Изборник», включивший древнейший список отреченной литературы на Руси, впрочем, не отражал реалии своего времени; так, Н. А. Кобяк отмечает, что из 23 перечисленных апокрифических сочинений в старославянской и древнерусской литературе в переводах и адаптациях было известно только около девяти. Второй переводной работой, содержавшей индекс запрещённых книг, стал «Тактикон» монаха Никона Черногорца. Историк Д. М. Буланин пишет: «В Древней Руси компиляции Никона Черногорца пользовались исключительной популярностью — в редком сборнике, в редком оригинальном средневековом сочинении нет выписок из „Пандектов“ или „Тактикона“. Статьи из Никона Черногорца были довольно рано включены в славянский устав.

Цензура в Московском княжестве

Особенно популярны компиляции Никона Черногорца становятся в конце XV—XVI вв.; у писателей этого времени (Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Зиновий Отенский и др.) постоянно встречаются ссылки на Никона Черногорца или выписки из его сочинений»[3].

Первым истинно славянским списком запрещённых книг учёные называют индекс, размещённый в «Погодинском Номоканоне», датированном XIV веком — он впервые включил произведения славянского автора, болгарского священника Еремии: его компилятивную «Повесть о красном древе» и некоторые другие работы. Индекс включал тексты религиозного содержания, в том числе популярные позднее у «жидовствующих» — «Шестокрыл», «Логику» и «Космографию». Вплоть до начала XVI века количество индексов запрещённых книг регулярно увеличивалось, сами же списки пополнялись новыми произведениями, признаваемыми «ложными и отреченными», однако сдержать массивный наплыв литературы из Византии и южнославянских стран они не могли; Кобяк заключает: «Расширение списков отреченных книг имело ту же цель, что и характерные для конца XV века поучения Иосифа Волоцкого против „неполезных повестей“ и Нила Сорского против „небожественных“ писаний. Но так же как эти поучения, списки далеко не полностью достигали своей цели[1]».

Цензура в Русском царстве


Титульный лист «Стоглава»

«Официальная» история цензуры в отношении книгоиздателей, отмечает Г. В. Жирков, началась в Русском царстве (в середине XVI века), когда в целях укрепления положения Церкви в борьбе с еретическими движениями был созван Стоглавый собор[4]. Принятый собором сборник решений «Стоглав», состоящий, по сути, из вопросов царя и подробных ответов служителей церкви на них, а также соответствующих постановлений[5], содержал раздел «О книжных писцах», дававший духовным властям право конфисковать неисправленные рукописи. Таким образом, замечает Жирков, в стране вводилась предварительная цензура всех изданий перед продажей. Помимо прочего, собор предлагал провести ревизию уже имевшихся в обращении книг, что, считал историк, можно назвать «последующей цензурой».

Принятый в 1551 году «Стоглав» стал первым цензурным документом на Руси. Его появление было реакцией на развитие древнерусской книжности и появление большего числа новых литературных памятников, содержание которых не всегда одобрялось церковью и государством. В период с 1551 по 1560 год было издано до 12 грамот и актов, устанавливающих новые меры и правила в соответствии со «Стоглавом»[6]. Цензурная деятельность церкви, регламентируемая принятым документом, была ориентирована в основном на борьбу с отступлениями от церковных догматов и священных текстов, ересью и расколом. Множество «отступников» бежало за границу — в частности, в Литву; туда же, опасаясь преследований со стороны осифлянской верхушки церкви, отправились Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец[7]. Одной из весомых причин, побудивших издателей к бегству за границу, послужил протест части священников — переписчиков, которые с изобретением печатного станка остались без дела (печатать книги было быстрее и экономически целесообразнее). Фёдоров и Мстиславец были обвинены в ереси. После пожара в типографии, произошедшего в 1566 году, издатели окончательно решили покинуть Москву. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», — написал позже И. Фёдоров[8].

В XVII веке неоднократно вводились запреты на использование книг, созданных на территории современных Украины и Белоруссии. К примеру, в 1626 году по рекомендации киевского митрополита Иова Борецкого в Москве был издан «Катехизис» Лаврентия Зизания. Многие представители российского духовенства посчитали, что в «Катехизисе» есть еретические утверждения; в феврале 1627 года в Книжной палате московского Печатного двора прошёл диспут между Зизанием и русскими справщиками. По завершении дискуссии тираж «Катехизиса» был уничтожен; последовавший за этим запрет на ввоз в Россию книг «литовской печати» и указ об изъятии таких книг из русских церквей датирован 1628 годом[9]. После реформ патриарха Никона массово изымались книги, изданные по благословению его предшественников на патриаршем престоле, а также старообрядческие сочинения. Цензура распространялась и на иконопись — в октябре 1667 года был подготовлен указ, запрещающий неискусным иконописцам писать иконы; запрещалось также принимать неосвидетельствованные иконы в лавках и торговых рядах[10].

Цензуре подверглось и «лубочное» творчество — гравированные на липовых досках и раскрашенные от руки рисунки, изображавшие по преимуществу религиозные сюжеты[11], вызывали негодование церковнослужителей. Патриарх Иоаким строжайше запретил их распространение (после 1674 года), конфискованные лубочные картинки сжигали[12]. В 1679 году царь Фёдор III Алексеевич указал создать «Верхнюю» (дворцовую) типографию. Она предназначалась для издания трудов Симеона Полоцкого, учившего детей царя Алексея Михайловича. Типография создавалась для того, чтобы обойти церковную цензуру для царского любимца. Руководил государевой типографией Сильвестр (Медведев). В 1683 году патриарху Иоакиму удалось добиться закрытия неподконтрольной ему типографии, а после свержения царевны Софьи книгохранитель московского печатного двора Сильвестр (Медведев) был казнён. Ещё до приведения в исполнение смертного приговора его сочинения были запрещены Собором 1690 года в Москве и преданы сожжению[13]. В октябре 1689 года в Москве по обвинению в ереси живьём сожжены в срубе немецкий мистик Квирин Кульман и его последователь Конрад Нордерман, надеявшиеся убедить российские власти построить «евангельское царство», которое распространилось бы из Москвы на весь мир. Вместе с еретиками сжигались изъятые в ходе следствия еретические сочинения[14].

Цензура в Российской империи

Цензура в РСФСР

1990-е годы

При президенте Ельцине было принято новое либеральное законодательство в области СМИ.

Законодательство Российской Федерации о СМИ определяет цензуру как «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей»[15]. Конституцией Российской Федерации цензура была запрещена статьей 29 (часть 5)[16][17].

Цензура в кинематографе

Одним из первых проявлений общественной цензуры в кинематографе стали протесты Русской православной церкви против показа 30 мая 1997 года по общефедеральному телеканалу НТВ фильма американского режиссёра Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». По требованию церкви показ был отложен на несколько месяцев, но всё же состоялся 9 ноября 1997 года. В Москве в связи с показом состоялась пресс-конференция Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выпуск брошюры «Антихрист в Москве» был целиком посвящён событиям вокруг картины, где она была охарактеризована как «самый кощунственный фильм, созданный за последние десятилетия». «Масштабы совершённого богохульства беспрецедентны, — писало издание, — в него оказались вовлечены десятки миллионов людей»[18]. В ходе специальной экспертизы, состоявшейся в 2012 году, эксперты Российского института культурологии не обнаружили в фильме Скорсезе ничего противозаконного[19].

2000-е — 2020-е годы

Конституцией Российской Федерации цензура запрещена — статья 29 (часть 5)[16][17]. Однако существует множество проявлений цензуры и ограничения свободы распространения информации со стороны государственных властей, общественных организаций, самоорганизовавшихся «групп оскорблённых граждан»[20][21][22][23][24][25].

Общие проблемы

В июне 2015 года газета «Известия» опубликовала программную статью министра культуры РФ Владимира Мединского, озаглавленную «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»[26]. В статье глава Минкульта отметил, что государство обязано не только субсидировать культуру, но и следить за содержанием созданных при его поддержке произведений, оно должно системно поощрять только проекты, отражающие ценности консервативного большинства населения. Мединский указал на негативные эффекты имеющейся в России политической цензуры и отметил, что роль чиновничьего аппарата сводится к обеспечению финансовых, административных и ценностных правил: государство не ограничивает художника в творческих методах, но выполняет функции контроля, если произведение оказывается оскорбительным для граждан. В качестве назидательного примера министр привёл увольнение директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича после скандала c оперой Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. В ноябре 2016 года министр культуры РФ Владимир Мединский утверждал, что цензуры в России ни в какой форме нет, а за спорами о ней кроются финансовые, творческие и семейные проблемы видных деятелей российской культуры[27].

В 2016 году организация Freedom House отмечала, что основная часть ограничений интернета в Российской Федерации осуществляется в рамках антитеррористической деятельности. Цензура также отслеживает и блокирует в Рунете сообщения на ЛГБТ-тематику, сообщения, связанные с конфликтом на востоке Украины, заявления внепарламентской политической оппозиции, тексты националистической направленности, а также сайты, связанные с детской порнографией[28]. По опросам, около 60 % россиян считали цензуру в интернете необходимой, против цензуры отдельных сайтов и публикаций высказались лишь 25 % опрошенных Левада-Центром[29]

2 декабря 2016 года на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку президент РФ Владимир Путин указал, что «принцип свободы творчества абсолютно незыблем», назвал попытки срыва спектаклей и выставок полностью недопустимыми и поручил пресекать их по всей строгости закона. Вместе с тем Путин напомнил деятелям искусства о грани между «оскорбительным эпатажем и творческой акцией»[30].

Начало российской спецоперации на Украине в 2022 году привело к усилению ограничений на распространение информации. 24 февраля Роскомнадзор потребовал от СМИ публиковать материалы о событиях на Украине «только по официальным российским источникам». 4 марта был принят закон о военной цензуре, устанавливающий уголовную ответственность за нарушение этого требования. Российские власти закрыли ряд СМИ, заблокировали множество интернет-сайтов, а к концу 2022 года появился негласный список музыкальных групп и исполнителей, чьи песни запрещено использовать на новогодних дискотеках; в список попали те, кто публично осудил российскую спецоперацию[31].

Цензура на телевидении

В марте 2008 года тележурналист Владимир Познер, выступая на заседании Общественной палаты РФ, посвящённом вопросам морали и нравственности на отечественном телевидении, заявил, что в России нет свободы слова[23]. В 2011 году Познер впервые официально признал существование на российском телевидении «стоп-листов» — списков людей, которых нельзя приглашать для участия в телепередачах[32]. В частности, с 2010 года доступ на федеральные телеканалы из-за строгой цензуры был закрыт для Бориса Немцова, Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, Эдуарда Лимонова, Алексея Навального[33] и других оппозиционеров. По свидетельству Познера в мае 2015 года, несмотря на то, что Немцов находился на пике популярности и представлял несомненный интерес для телезрителей, пригласить политика на телеэфир в свою авторскую программу на «Первом канале» он в силу строгих запретов не мог, хотя очень хотел и много раз пытался это сделать[34].

25 ноября 2010 года на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева телеведущий Леонид Парфёнов проанализировал ситуацию с цензурой, сложившуюся на российском телевидении. Согласно утверждению Парфёнова, критика в адрес первых лиц государства на главных федеральных телеканалах невозможна, а высшая государственная власть в России освещается на телеэкране в духе традиций похоронного ритуала — то есть о ней в новостных программах можно говорить либо хорошо, либо ничего[35].

Предметом внимания СМИ были также частные факты цензуры кинематографических произведений со стороны федеральных телеканалов. В июне 2013 года кинорежиссёр и сценарист Николай Досталь обратился с открытым письмом к Генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву по поводу демонстрации своего фильма «Штрафбат» по каналу «Россия-1». По словам Досталя, по всему фильму вырезались отдельные крепкие слова и словечки, вырезались грубо, «по живому», даже из песни штрафников-уголовников. Были сокращены несколько сексуальных сцен. Досталь заявил, что «всех случаев неуважительного отношения к авторам фильма не перечислить» и что он испытал «чувство горечи и стыда за такую грубую, мелочную и ханжескую цензуру»[36].

В феврале 2012 года из ток-шоу «Познер» была вырезана часть прямого эфира о споре между Тиной Канделаки и Владимиром Познером о допуске Алексея Навального на телевидение[37]. Позднее на пресс-конференции по поводу этого инцидента Познер подтвердил, что фактически имело место цензурирование эфира. Как пояснил сам Познер, в студии всегда находится человек, который сообщает информацию генеральному директору, который затем исключает те или иные кадры.[38].

Цензура в кинематографе

О том, что в России установлен особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт государственного бюджета, что государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему, заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков[20]. Кинорежиссёр Андрей Звягинцев возразил, что своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие у него вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве[20], сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В концепции Пескова Звягинцева поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши, [налогоплательщиков]… Чиновники решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки»[39][40][41][42][43]. Финансовую зависимость российских театров, которая в значительной мере влияет на репертуар, называл цензурой Армен Джигарханян[44].

Новый всплеск проявления цензуры в кинематографе связывали с деятельностью министра культуры Владимира Мединского, назначенного на эту должность в 2012 году. Кинокритик, экс-глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен приводил в качестве примеров отказы в выдаче прокатных удостоверений фильмам «Клип» режиссёра Майи Милош и «Приказано забыть» режиссёра Хусейна Эркенова, а также требования изменить сценарий проекта Александра Миндадзе «Милый Ганс, дорогой Пётр», расценивая их как фактическое «введение отменённой Конституцией цензуры»[45]. Принятый в 2014 году закон о запрете на использование нецензурной лексики, распространяющийся на показы фильмов в кинозалах, также трактуется экспертами как введение в России цензуры[46][47]. Согласно этим требованиям, была переозвучена авторская версия фильма «Да и да» режиссёра Валерии Гай Германики, где ненормативная лексика была частью художественного замысла мелодрамы, диктовалась содержанием и логикой развития сюжета[48].

В ноябре 2014 года Министерство культуры РФ отказало в финансировании международному фестивалю документального кино «Артдокфест». Причиной стала политическая позиция президента фестиваля, кинорежиссёра Виталия Манского; по словам министра — антигосударственная. Мединский отметил, что не допустит финансирования проектов Манского, пока остаётся в министерском кресле[49][50].

В 2016 году представители общественного движения «Царский крест» обнаружили в снимающемся фильме «Матильда» режиссёра Алексея Учителя об отношениях императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской «антироссийскую и антирелигиозную провокацию в сфере культуры». После запроса депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской в Генпрокуратуру РФ была проведена проверка материалов фильма, нарушений не было выявлено[51].

В январе 2018 года у комедии «Смерть Сталина» в Минкульте РФ аннулировали прокатное удостоверение по причине, как сказал председатель Общественного совета при Минкульте РФ Юрий Поляков, наличия в картине «признаков идеологической борьбы»[52]. Опрошенные порталом Росбизнесконсалтинг эксперты, деятели культуры и политики расценили отмену проката фильма накануне премьеры политическими и идеологическими причинами. Министр культуры РФ Мединский рассуждал о том, что «люди старшего поколения, да и не только», могут посчитать ленту «оскорбительной насмешкой над всем советским прошлым», армией СССР и жертвами сталинизма[53].

Цензура в театрах и на выставках

21 октября 2012 года в Санкт-Петербургском музее современного искусства «Эрарта» был сорван моноспектакль «Лолита» по роману Владимира Набокова. Отменить постановку пришлось после того, как исполнителю главной роли, заслуженному артисту России Леониду Мозговому, актёрам и организаторам стали угрожать расправой «возмущённые казаки Санкт-Петербурга», разославшие гневные письма в городские СМИ. Активисты потребовали запретить «богохульный спектакль» — поскольку действо, как им показалось, «подпадает под статью о пропаганде гомосексуализма и педофилии среди детей»[54].

В ноябре 2013 года православные активисты прервали спектакль «Идеальный муж» в МХТ имени Чехова, требуя прекратить «святотатство». Мотивируя дебош, активист московского Миссионерского центра имени пророка Даниила Дмитрий Энтео (Цорионов) утверждал, что на сцене МХТ творится «содомия и хула на священство»[55][56]. В июле 2015 года священник Русской православной церкви, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Димитрий Смирнов вместе с группой православных активистов из более чем 100 человек пытался сорвать «празднование» 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» в Москве. Ворвавшись на сцену, Смирнов с прихожанами прервали концерт под предлогом того, что «музыка мешает богослужению» в храме, находящемся в километре от концертной площадки[57]. В июле 2016 года в Санкт-Петербурге граждане требовали прикрыть наготу установленной в центре города копии статуи Давида работы Микеланджело[58]. В 2016 году произошло ещё несколько резонансных событий — изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», отмена в Омске после вмешательства Омской епархии спектакля «Хоровод» польского режиссёра Петра Шальши по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера[59], прокурорская проверка спектакля «Все оттенки голубого» в театре «Сатирикон», на который поступил заявление о «растлении малолетних»[60], закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин; при этом экспонаты были облиты мочой, а скульптуры — разломаны[41][42].

Реагируя на факты цензуры в творчестве, связанной с нетерпимостью части православной общественности и клира к художественной интерпретации образа Спасителя, Русская православная церковь 1 ноября 2016 года призвала повсеместно разрешить показ рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Согласно разъяснению РПЦ, следует различать «неканоническое и кощунственное изображение святыни», учитывать, что произведения со сценическим воплощением образа Христа по своей природе «не могут обладать догматическим или каноническим авторитетом», однако они нередко привлекают людей в храмы, «могут давать повод для споров и дискуссий, быть более или менее удачными, их можно принимать или нет, но нельзя запретить художнику черпать вдохновение в Священном Писании»[59].

Театральный режиссёр, народный артист России Константин Райкин в октябре 2016 года на съезде Союза театральных деятелей России осудил вмешательство государства, провластных общественных организаций и «групп оскорблённых граждан» в культурную жизнь страны под прикрытием понятий «Родина», «духовность», «нравственность», охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени»[61][неавторитетный источник?].

О том, что в России появились оскорблённые персонажи, которые «пытаются диктовать художникам, что они должны делать», свидетельствовал и народный артист СССР Олег Табаков. Касаясь феномена «общественной цензуры», Табаков отметил, что «эти люди сами себе внушили, что если [государственной] цензуры нет, то они должны контролировать искусство». Артист уверен, что такие методы «лазутчиков от цензуры» не помогут создать «правильное искусство»[55]. Распространяющуюся в России цензуру творчества вслед за Райкиным, Звягинцевым и Табаковым осудили также Владимир Познер[62], Евгений Миронов[63] и Сергей Безруков[64]. Проблемы наступления цензуры и морализаторства на свободу творчества в ноябре 2016 года обсуждались на специальном совещании художественных руководителей театров у первого заместителя главы администрации президента РФ Сергея Кириенко[65].

В июле 2022 года концертные агентства начали включать в договоры с российскими артистами пункты, которые запрещают им делать политические заявления со сцены (например — «распространять не соответствующую действительности информацию о ходе специальной военной операции на Украине любым способом, включая аудиовизуальный» и «использовать государственные символы Украины и другие символы, которые могут сформировать „неправильные выводы о целях и задачах Вооруженных сил России в Украине“»). При нарушении условий договора, в том числе если концерт будет отменен или перенесён, музыканту придется за свой счет компенсировать расходы. В контракте также прописан штраф в 500 тысяч рублей, который надо оплатить в течение трех дней[66].

Интернет-цензура

Интернет-провайдеры блокируют сайты, содержащиеся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в основном подменяя записи DNS и переадресуя пользователей на страницу с уведомлением о блокировке сайта.

В сентябре 2009 года Минюст выступил с предложением ужесточить наказание за несанкционированный доступ к государственным сайтам, а также изменить порядок регистрации доменных имен в зоне .ru. По новым правилам потребуется подтверждение данных о лицах, регистрирующих доменные имена, а провайдеры будут обязаны предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и оказанных им услугах. Кроме того, впервые в российской практике органы получат право требовать от провайдера приостановить оказание услуг для конкретных пользователей, а невыполнение подобного решения будет наказываться крупными штрафами[67].

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ. С 1 ноября начал функционировать реестр сайтов, запрещённых в российском сегменте сети Интернет[68].

4 ноября 2016 года вице-спикер Госдумы РФ, журналист Пётр Толстой предложил жёстко пресекать высмеивание патриотических ценностей в Сети. Раздражение бывшего телеведущего вызвали распространившиеся в блогосфере словечки «крымнашисты», «ватники», «колорады», «православнутые» и т. п., а также авторы постов в соцсетях, которые «изливают тонны желчи, чтобы высмеять традиционные ценности русского народа: веру и православие, семью, духовность»[69].

В июле 2017 года Государственной Думой во втором чтении был принят законопроект о запрете анонимайзеров, Tor и VPN-сервисов, поиск которых поручат сотрудникам ФСБ и МВД. В проекте также значатся поисковые системы, которые парламентарии хотят обязать удалять из выдачи для российских пользователей заблокированные сайты[70].

После начала российской спецоперации на Украине Роскомнадзором было заблокировано множество зарубежных и российских интернет-ресурсов (более 1500), на которых высказывалась позиция, хоть сколько-нибудь отличная от официальной[71]. Заблокированы были как СМИ, так и социальные сети (Twitter, Instagram, Facebook). Facebook был полностью заблокирован 4 марта, а Instagram 14 марта — ввиду того, что владеющая ими компания Meta официально разрешила призывы к насилию против российских граждан[72].

26 января 2023 года Генеральная прокуратура признала издание «Медуза» нежелательной организацией[73]". До этого аналогичное решение было принято в отношении «Проект (издание)|Проекта». Под угрозой блокировки в декабре 2021 года Роскомнадзор вынудил ряд российских СМИ удалить новости на основе расследований «Проекта»[74].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кобяк Н. А. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. — 1987. — С. 441—447.
  2. Творогов, Олег. Изборник 1073 г. (недоступная ссылка). Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. pushkinskijdom.ru. Дата обращения: 10 декабря 2011. Архивировано 10 ноября 2013 года.
  3. Буланин, Дмитрий. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца (недоступная ссылка). Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. pushkinskijdom.ru. Дата обращения: 10 декабря 2011. Архивировано 10 ноября 2013 года.
  4. Стоглавый собор. Хронос. Всемирная история в интернете. hrono.ru. Дата обращения: 24 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
  5. Стоглавый собор. krugosvet.ru. Дата обращения: 24 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
  6. Стоглав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Иван Федоров (Москвитин) (недоступная ссылка). Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. pushkinskijdom.ru. Дата обращения: 28 августа 2011. Архивировано 24 мая 2011 года.
  8. Федоров, Иван Федорович. Энциклопедия Кругосвет. krugosvet.ru. Дата обращения: 29 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
  9. Опарина, Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. — Новосибирск: Наука, 1998. — 431 с. — ISBN 5-02-031083-2.
  10. Забелин, Иван. Материалы для истории русской иконописи // Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. — 1850. — Т. 7. — С. 83—4.
  11. Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Рейфман П. С. Часть первая. Российская цензура. Глава 1. Вступление. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры. reifman.ru. Дата обращения: 25 августа 2011.
  13. Богданов А. П. От летописания к исследованию: русские историки последней четверти XVII века. М.: RISC, 1995. С. 215—301.; Панченко А. М. Сильвестр // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 354—359.
  14. Богданов А. П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. Т. 1. — М. 1999. С. 225—231.
  15. Закон РФ от 27 декабря 1991 года (ред. от 3.07.2016). «О средствах массовой информации». Статья 3. Недопустимость цензуры
  16. 16,0 16,1 Конституция Российской Федерации, статья 29 (часть 5), Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  17. 17,0 17,1 Закон о СМИ. Статья 3. Недопустимость цензуры
  18. Антихрист в Москве. moral.ru (1 января 2000). Дата обращения: 1 ноября 2016.
  19. Киноэксперты не нашли экстремизма в "Последнем искушении Христа". Лента (2 ноября 2012). Дата обращения: 11 февраля 2012.
  20. 20,0 20,1 20,2 Все оттенки цензуры. Почему речь Константина Райкина стала событием, Gazeta.ru (25 октября 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  21. Александр Невзоров. Не бойтесь цензуры! Радуйтесь!|Snob. 28.04.2014
  22. «НГС. НОВОСТИ», «Превед, цензура», 6 июня 2007 Архивировано 22 июля 2009 года.
  23. 23,0 23,1 Познер рассказал о цензуре на телевидении // «Газета. Ru» 27.03.2008 20:20
  24. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок lenta27072012 не указан текст
  25. Павел Дуров аргументировал отказ «выдать» ФСБ создателей групп, поддерживающих Евромайдан // «Собеседник», 17 апреля 2014
  26. Владимир Мединский. «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию». Известия (17 июля 2015). Дата обращения: 14 января 2016.
  27. Мединский объяснил причину споров о цензуре, Росбизнесконсалтинг (18 ноября 2016). Дата обращения 20 ноября 2016.
  28. Россия ухудшила позиции в рейтинге стран с несвободным интернетом, Росбизнесконсалтинг (14 ноября 2016). Дата обращения 14 ноября 2016.
  29. Опрос: 60% россиян высказались за цензуру в интернете, NEWSru.com (18 ноября 2016). Дата обращения 18 ноября 2016.
  30. Путин поручил пресекать попытки срыва спектаклей и выставок, Росбизнесконсалтинг (2 декабря 2016). Дата обращения 3 декабря 2016.
  31. Pyotr Parkhomenko. В московских школах распространили список артистов, чью музыку запрещено ставить на новогодних школьных дискотеках (рус.) ?. Журнал «Холод» (15 декабря 2022). Дата обращения: 1 января 2023.
  32. Познер рассказал о стоп-листах Первого канала. Lenta.ru (24 февраля 2011). Дата обращения: 11 января 2015.
  33. Time назвал Навального и Трампа среди самых влиятельных людей в интернете. Росбизнесконсалтинг, Time (26 июня 2017). Дата обращения: 26 июня 2017.
  34. Познер констатировал смерть журналистики в России как профессии
  35. «Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего», kommersant.ru
  36. Николай Досталь. ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ ВГТРК ОЛЕГУ ДОБРОДЕЕВУ — «Эхо Москвы», 27.06.2013
  37. Из ток-шоу "Познер" вырезали обсуждение цензуры на телевидении, Lenta.ru (7 февраля 2012). Дата обращения 23 мая 2018.
  38. Фрагмент пресс-конференции В. Познера по поводу вырезанного фрагмента - Познер Online, Познер Online. Дата обращения 23 мая 2018.
  39. Коммерсантъ, 26 октября 2016. Дурной сон госзаказа. Режиссёр Андрей Звягинцев о том, может ли государство вмешиваться в работу художника
  40. "Бес попутал мотоциклиста": Кремль призвал Хирурга извиниться перед Райкиным за оскорбления, NEWSru.com (27 октября 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  41. 41,0 41,1 Райкин призвал защитить выставки и спектакли от «группок оскорблённых», Росбизнесконсалтинг (24 октября 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  42. 42,0 42,1 Кремль отреагировал на призыв Райкина избавить искусство от цензуры, Росбизнесконсалтинг (25 октября 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  43. Песков предложил «мотоциклисту» Хирургу извиниться перед Райкиным, Росбизнесконсалтинг (27 октября 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  44. Джигарханян назвал цензурой финансовую зависимость российских театров, Росбизнесконсалтинг (2016-11-115). Дата обращения 11 ноября 2016.
  45. Виктор Матизен. Министр против культуры (недоступная ссылка). «Новые Известия» (23 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2014 года.
  46. Виктор Матизен. Андрей Звягинцев: «Что за жизнь…». «Искусство кино», № 8 (август 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014.
  47. Андрей Плахов. Закон конца фильма. «Коммерсантъ», № 112 (2 июля 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014.
  48. Гай Германика согласилась отцензурировать «Да и да». Lenta.ru (20 января 2015).
  49. Росбизнесконсалтинг, 5 октября 2016. В Кремле прокомментировали заявление Мединского о «конченных мразях»
  50. Съемки фильма об осаде Смоленска начались в Пскове. Аргументы и факты (22 июля 2015). Дата обращения: 28 января 2016.
  51. Алексей Учитель ответил на просьбу Поклонской проверить фильм «Матильда. Росбизнесконсалтинг (2 ноября 2016). Дата обращения: 2 ноября 2016.
  52. ТАСС, 23 января 2018. Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина»
  53. Деятели культуры и политики встревожены кампанией против британской сатирической ленты про события после смерти генсека ЦК КПСС Иосифа Сталина. Росбизнесконсалтинг (24 января 2018). Дата обращения: 24 января 2018.
  54. Из-за угроз в Петербурге сорван спектакль «Лолита», Новая Газета (21 октября 2012). Дата обращения 2 ноября 2016.
  55. 55,0 55,1 Табаков откликнулся на высказывания Райкина о цензуре в искусстве NEWSru.com, 29.10.2016.
  56. Православные активисты сорвали спектакль в МХТ, Взгляд (29 ноября 2013). Дата обращения 27 октября 2016.
  57. Концерт «Серебряного Дождя» помешал проведению богослужения в храме
  58. Статуе Давида в Петербурге прикрыли пах кепкой, Meduza (29 июля 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  59. 59,0 59,1 РПЦ призвала разрешить показ рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Росбизнесконсалтинг (1 ноября 2016). Дата обращения: 1 ноября 2016.
  60. Директор «Сатирикона» опроверг извинения Райкина перед Мединским. Росбизнесконсалтинг, 30.10.2016.
  61. Гордеева А. Наглые наезды на искусство. Почему Константин Райкин на съезде СТД произнес речь о цензуре. Lenta.ru, 25.10.2016.
  62. Познер В. Обращение к Константину Аркадьевичу Райкину. pozneronline.ru (29.10.2016). Дата обращения: 30 октября 2016.
  63. Евгений Миронов вслед за Райкиным выступил против «агрессивных невеж». Росбизнесконсалтинг, 31.10.2016.
  64. «Есть силы, у которых чешутся руки вернуть цензуру», Lenta.ru (1 ноября 2016). Дата обращения 1 ноября 2016.
  65. Кириенко встретился с худруками театров после критического выступления Райкина, NEWSru.com (11 ноября 2016). Дата обращения 11 ноября 2016.
  66. Промоутеры прописали в договорах с артистами запрет на слова о политике, Радио Свобода (19 июля 2022).
  67. Без сети
  68. Реестр запрещенных сайтов начал работу: комментарии экспертов
  69. Вице-спикер Госдумы призвал пресекать шутки над патриотизмом в соцсетях. Росбизнесконсалтинг (4 ноября 2016). Дата обращения: 4 ноября 2016.
  70. МВД и ФСБ займутся отслеживанием VPN и Tor
  71. Военной цензуре подверглось более 1500 сайтов. Роскомсвобода (1 апреля 2022). Дата обращения: 12 мая 2022.
  72. Роскомнадзор — Об ограничении доступа к социальной сети Instagram
  73. Генпрокуратура признала «Медузу» нежелательной организацией. Коммерсантъ (26 января 2023). Дата обращения: 26 января 2023.
  74. Роскомнадзор потребовал от «Медузы», «Дождя», «Эха Москвы» и других СМИ удалить десятки публикаций про расследования ФБК (в том числе — о «дворце Путина»), Meduza (1 февраля 2022). Архивировано 1 февраля 2022 года. Дата обращения 1 февраля 2022.

Литература

Ссылки