Перейти к содержанию

Ху Ши

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ху Ши
кит. упр. 胡適/胡适, пиньинь Hú Shì
Имя при рождении кит. упр. 胡嗣穈, пиньинь Hu Simen
Место рождения уезд Чуаньша провинции Цзянсу, империя Цин
Страна  Китайская Республика
Направление китайская философия
Оказавшие влияние Дьюи

Ху Ши (кит. трад. 胡適, упр. 胡适, пиньинь Hú Shì, 17 декабря 1891 — 24 февраля 1962) — один из ведущих китайских мыслителей и философов XX века, ученик и последователь Джона Дьюи. Способствовал утверждению в качестве стандартного письменного разговорного китайского языка, что знаменовало собой преодоление классической традиции и переход к модернизации.

Биография

Родился в уезде Чуаньша провинции Цзянсу (империя Цин). В 1910 году по Боксерской стипендии (англ. Boxer Indemnity Scholarship Program) поехал учиться в США в составе 2-й группы студентов[кит.]. Вначале в Корнеллском университете изучал сельское хозяйство, но через некоторое время перешёл на отделение гуманитарных наук. В 1914 году начал изучать философию в Колумбийском университете, где его научным руководителем стал Джон Дьюи. После возвращения из США преподавал в Пекинском университете, где при поддержке Чэнь Дусю стал одним из активистов Движения 4 мая и борцов за модернизацию культуры Китая.

Ху Ши был ведующим либералом и интеллектуалом в правительстве Чан Кайши. Он верил в развитие Китая путём образования широких масс трудящихся, а не революционных потрясений. В 1938—1942 годах — посол Китайской республики в США, в 1946—1948 — ректор Пекинского университета. Президент Академии Синика (англ. Academia Sinica) (Тайвань) с 1958 года и до самой смерти на 71-м году жизни от сердечного приступа. В 1959—1962 годах — председатель Госкомитета по долгосрочному развитию науки.

Ху Ши был главным редактором журнала «Свободный Китай». Журнал был закрыт в 1960 году за критику Чан Кайши.

Критика Ху Ши в КНР

Первая из критических кампаний, направленных против Ху Ши, началась в мае 1949 года. Философу инкриминировалось предательство интересов народа, обслуживание интересов гоминьдановского режима и американского империализма. В 1951—1952 годах в его адрес также было высказано множество критических упреков, в том числе за «приверженность идеализму» и «преклонение перед буржуазной наукой».

Наиболее масштабная кампания критики Ху Ши была развернута в ноябре 1954 года. Сигналом к ней послужила редакционная статья «Жэньминь жибао» «Письмо об исследовании „Сна в красном тереме“», в которой подвергался критике подход Ху Ши к исследованию знаменитого романа XVIII века. Статья была написана самим Мао Цзэдуном, впоследствии она вошла в 5-й том его «Избранных сочинений». За этим действом последовала «Великая кампания критики Ху Ши», продолжавшаяся 10 месяцев, вплоть до августа 1955 года. По её итогам в 1959 году был выпущен 8-томный сборник «Ху Ши сысян пипань» («Критика взглядов Ху Ши»). Демонстрация негативного отношения к Ху Ши и закрепление этого отношения в массовом сознании имело для коммунистической власти важное идеологическое значение и в более позднее время. Это нашло отражение и в сфере театра и кино: в целом ряде спектаклей и кинофильмов периода «культурной революции» (1966—1976 годы) отрицательные герои носили фамилию Ху.

Столь активные усилия по дискредитации философа, прилагавшиеся государственной идеологической машиной, красноречиво говорят о значительном масштабе его личности и роли в истории китайской интеллектуальной традиции. Изучение творчества Ху Ши дает возможность углубить наши представления о содержании философских дискуссий в Китае первой половины XX века, прояснить содержание и специфику процесса становления и закрепления новых философских идей, методологических концепций и установок на китайской почве, уточнить характер влияния Ху Ши на отдельные стороны указанного процесса, а также роль новых историко-философских парадигм в изменении отношения к традиции в Китае в период поиска этой страной пути к национальному возрождению. Неофициальной посмертной реабилитации в КНР Ху Ши и его наследия способствовала статья 1986 года известного учёного Цзи Сяньлиня, призвавшего признавать не только его ошибки, но и достижения.

Примечания

Литература

  • А. В. Ломанов. Ху Ши // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Ломанов А. В. «Эксперименталист» в стране «великого эксперимента»: поездка Ху Ши в Москву в 1926 г. // XLI научная конференция «Общество и государство в Китае» — М.: Вост. лит., 2011. — Вып.3. — С. 175—181. — ISBN 978-5-02-036461-5.
  • Пилдегович П. П. О формировании мировоззрения Ху Ши в период учёбы в США (1910—1915) // Двенадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 1981. — C. 196—201.
  • Сторчевой Л. В. Ху Ши и «Движение 4 мая» //Двадцать первая научная конференция «Общество и государство в Китае». — Ч. I. — М., 1990. — С. 202—206.
  • Чжан Жу-синь. Критика прагматистской философии Ху Ши / Пер. с кит. Э. В. Никогосова. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — 108 с.
  • Алексеев В. М. Учение Конфуция в китайском синтезе // Восток. — 1923. — № 3.
  • Крымов А. Г. Общественно-политические воззрения Ху Ши // Китай. Поиски путей социального развития. — М.: Наука, 1979.
  • Цвериниашвили А. Г. Лян Шумин и Ху Ши о культурах Востока и Запада. // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». — Ч. 3. — М.: ИВ АН СССР, 1986.
  • Киселев В., Юркевич А. Становление современного понимания философии в Китае и творчество Ху Ши // Проблемы Дальнего Востока. — 2006. — № 5. — С. 146—155.
  • Киселев В. А. Лао-цзы или Конфуций? Позиция Ху Ши в споре о первом философе Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2011. — № 4. — С. 71—79.
  • Киселев В. А. Ху Ши об истории философии как философской дисциплине // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2014. — № 3. — С. 135—143.