Храм Троицы в Никитниках

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приходской храм
Святой Живоначальной Троицы
в Никитниках
Вид с юго-западаВид с юго-запада
Координаты: 55°45′14″ с. ш. 37°37′53″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Московская
Благочиние Иверское
Архитектурный стиль Русское узорочье
Строитель Григорий Никитников (заказчик)
Первое упоминание 1626 год
Дата упразднения 1920—1991
Реликвии и святыни Список Грузинской иконы Божией Матери
Статус Герб ОКН
Состояние Действующая
Сайт nikitniki.org

Храм Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (храм Грузинской иконы Божией Матери на Варварке) — приходской храм Иверского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в Москве.

Эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

История

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-х годах она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годах был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы[1]. Источники упоминают о строительных работах в 1631—1634 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившегося храма, среди учёных идёт дискуссия.

Фото Ивана Барщевского из альбома 1884 года

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Придел служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось крыльцо, симметричное южному, был искажён пристройками.

Грузинская икона Божией Матери. 1654

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Божией Матери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. Есть мнение, что икона была привезена в Москву в 1654 году для поновления и наложения новой ризы. В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них — серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для храма Святой Троицы список с Грузинской иконы, который был помещён в центральном иконостасе слева от Царских врат. Видевшие икону считали её произведением «первоклассного изографа царской школы»[2], Иван Токмаков полагал, что автором этого списка был Симон Ушаков[3].

К 250-летию принесения иконы в подклете Грузинской иконы Божией Матери был освящён особый придел (1903, архитектор Виктор Веригин[4]). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

Не обходили храм своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнёс в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. В апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нём надо произвести[5].

В 1920 году безбожными властями храм был закрыт для богослужений и в 1934-м передан в состав Государственного исторического музея. В 1923—1941 годах здесь действовал Музей Симона Ушакова, с 1963 года — Музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом.

В 1991 году был возвращён Русской православной церкви, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Настоятель храма — протоиерей Арсений Тотев (с 1999 года).

Архитектурные особенности

Вид с юго-востока.

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение храма не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Храм увенчан пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной сторон к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.

Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели[6].

Внутреннее убранство

Иосиф Владимиров. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона из иконостаса храма Троицы в Никитниках

В храме сохранилась многофигурная динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—1653 годах, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Использование фресок во внутреннем убранстве — почти исключительный пример в рядовом московском зодчестве XVII века[7]. Белокаменные порталы с кружевным рисунком арок первоначально тоже были раскрашены.

Древо государей Российских. Икона работы Симона Ушакова. 1668

Для этого храма Симоном Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в Третьяковской галерее).

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша — 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в каменоломнях на Святой земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесённой в дар приходу[5].

Значение

Храм в Никитниках изобилует декоративными деталями, из которых составится архитектурный словарь узорочья и русского стиля XIX—XX веков. Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов. По заключению П. А. Раппопорта, «живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода»[8].

Святыни

Примечания

  1. Москва и Подмосковье. — М.: Искусство, 1979. — С. 480.
  2. Тренёв Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. — М., 1903. — С. 21.
  3. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Московского Девичьего Алексеевского монастыря. — М., 1896. — С. 120.
  4. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 58. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  5. 5,0 5,1 Троица в Никитниках. Паломнический центр Московского патриархата.
  6. Власов В. Г. Троицы в Никитниках церковь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [3063 дня]) // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009.
  7. Ильин, Моисеева, 1979, с. 33.
  8. П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. Стройиздат: СПб, 1993. Стр. 192.
  9. Святыни храма. nikitniki.org. Дата обращения: 8 октября 2019.

Литература

  • Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье : справочник-путеводитель. — М.: Искусство, 1979.
  • Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. — М., 1970. — 196 с.
  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — М.: Астраль, 2004. — Т. 2. — С. 56—59. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Тренёв Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве : Крат. описание церкви, икон кисти Симона Ушакова и прочих её достопамятностей, с прил. 15 табл. с 45 фототип. — М. : Изд. авт., 1903. — 24 с., [15] л. ил.
  • Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. — М.: Русская печатня, 1915. — 75 с.

Ссылки