Храм Варвары Великомученицы (Плёс)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приходской храм
Варвары Великомученицы
Город Плёс
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Иваново-Вознесенская
Тип здания корабль
Строительство 1821
Статус Герб ОКН
Состояние действующий
Координаты: 57°27′30″ с. ш. 41°31′41″ в. д.HGЯO

Храм Варвары Великомученицы — приходской храм Иваново-Вознесенской епархии Русской православной церкви в Плёсе, подворье Николо-Шартомского монастыря.

История

Постройка храма датируется 1821 годом, это достоверно известное время возведения колокольни. В 1702 году был выдан антиминс в Варваринский храм, но неизвестно, был ли это деревянный храм или нынешний каменный. В пользу древней датировки храма свидетельствует художественная бедность и архаичность его внешнего вида в сравнении с декором колокольни.

По данным начала XX века, ко храму были приписаны 171 прихожанин мужского пола и 183 — женского, все — горожане. Церковная земля площадью 1062,6 квадратных саженей была занята храмом, домами и угодьями причта.

В советское время храму был нанесён серьёзный урон размещением в ней цеха Ивановского завода расточных станков. В 1980-х годах храм начали восстанавливать. В 2007 году реконструкция завершилась и храм был передан Николо-Шартомскому монастырю.

Храм изображён на картине Исаака Левитана «Вечер. Золотой Плёс».

Архитектурные особенности

Храм представляет собою конструкцию «корабль». Основной объём представляет собой аскетично украшенный двухъярусный четверик. Его прямоугольные окна в побелённой кирпичной кладке оформлены сандриками и подоконными выступами, на верхнем ярусе — ещё и рамочными наличниками. На границе ярусов находятся круглые ниши, бывшие алтари приделов. Над карнизом с дентикулами находится четырёхскатная симметричная крыша. На ней находятся пять глав на глухих барабанах. До реконструкции начала XXI века купола были «чешуйчатыми».

Храм расположен на возвышенности недалеко от берега Волги, у подножья горы Левитана.

Полуовальная апсида вытянута по длине храма. Трапезная шире любой другой части церкви. Её углы, как и углы основного четверика, скруглены. Кроме престола великомученицы Варвары в холодном храме, в трапезной (зимний тёплый храм) были устроены престолы Николая Чудотворца и Трёх Святителей. Над последними двумя установлены маленькие главки.

Внутреннее пространство храма примечательно сохранившейся клеевой живописью середины XIX века на стенах и сводах четверика. На четырёх сторонах свода изображены библейские сцены: Несение Креста, Пригвождение ко Кресту, Положение во гроб и Воскресение. На стенах применена техника «гризайль».

Колокольня в стиле зрелого классицизма на каждом из трёх ярусов прорезана арками. Нижние два яруса — четверики, верхний — цилиндрический. Нижний ярус оформлен двумя парами пилястр с каждой из сторон, два других яруса — одной парой полуколонн. Крышу с круглыми люкарнами венчает глухой барабан с небольшой главкой. Колокольня, первый ярус которой является входом в храм, слегка наклонена.

Литература

  • Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. — Кострома: Губернская типография 1911. — С. 186.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. — М., Наука, 2000. — С. 96—97.
  • Православные Храмы. Путешествие по Святым местам. — Вып. 259. — 2017.