Ходжалинский аэропорт

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ходжалы (аэропорт)»)
Ходжалинский аэропорт
ИАТА: нетИКАО: нет
Информация
Страна  Азербайджан
Расположение Ходжалы
Высота НУМ +610 м
Часовой пояс UTC+4
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
05/23 2178 асфальт

Ходжали́нский аэропо́рт (ранее также — Степанаке́ртский аэропо́рт[1][2]) — аэропорт, расположенный в населённом пункте Ходжалы в Азербайджане, в 10 км к северо-востоку от города Ханкенди.

Аэропорт оборудован в соответствии со всеми международными стандартами и способен обслуживать до 100 пассажиров в час. Разработка проекта аэропорта проводилась с учётом возможности осуществления международных рейсов. На данный момент идёт реконструкция.

Общие сведения

Аэропорт расположен на высоте 575 м над уровнем моря. Площадь аэропорта составляет 188,5 гектар.

На территории аэропорта функционирует одна взлётно-посадочная полоса длиной 2170 м и шириной 45 м, две рулёжные дорожки, один перрон и один терминал.

На территории перрона расположены три стоянки для воздушных судов.

История

Аэропорт был построен в 1974 году близ Ходжалы и являлся единственным аэропортом на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), способным принимать крупные самолёты[3][4][5]. Официально назывался Степанакертским по тогдашнему названию города Ханкенди — административного центра автономии. Разработка проекта аэропорта проводилась с учётом возможности осуществления международных рейсов.

Аэропорт во время Карабахского конфликта

До конца 1980-х годов аэропорт обслуживал регулярные пассажирские рейсы Ереван — Степанакерт. С началом Карабахского конфликта и установленной властями Азербайджанской ССР блокады Армянской ССР и НКАО аэропорт стал единственным средством связи блокированного региона с внешним миром.

1 августа 1990 года потерпел катастрофу гражданский самолёт Як-40 (бортовой номер CCCP-87453[6]), выполнявший рейс Ереван — Степанакерт. Погибли все 39 пассажиров и 4 члена экипажа. После организации поисково-спасательных работ обломки самолёта и тела погибших были обнаружены у села Фаррадж Лачинского района. По официальной версии комиссии Госавианадзора СССР и представителей Азербайджанской ССР, проводивших расследование, самолёт разбился из-за потери ориентировки пилотами в условиях ограниченной видимости. Сотрудниками аэропорта было проведено параллельное расследование и были выдвинуты две другие неофициальные версии: перегруз и сбитие лайнера[3].

Азербайджанское руководство, в свою очередь, прилагало усилия к закрытию аэропорта, в частности, резко сократив количество авиарейсов, а также застраивая соседнее село Ходжалы (с апреля 1990 года получившее статус города) с азербайджанским населением (за несколько лет население Ходжалы выросло более чем втрое, причём новые дома строились в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы). После объявления в НКАО чрезвычайного положения аэропорт первоначально находился под контролем подразделения Внутренних войск СССР, которые осуществляли функции по охране аэропорта, досмотру груза и личных вещей пассажиров, в основном армян. Позднее, однако, было принято решение передать его под контроль азербайджанского ОМОНа. Сделано это было в результате настойчивых требований руководства Азербайджана, поддержанных руководителем Комендатуры района чрезвычайного положения НКАО генералом Сафоновым и согласованных с тогдашним министром внутренних дел СССР Вадимом Бакатиным[1].

Тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов отдал распоряжение разрушить взлетно-посадочную полосу и аэродромное оборудование аэропорта, но оно не было выполнено[7].

26 февраля 1992 года вооружённые формирования непризнанной НКР установили контроль над Ходжалы и аэропортом. После этого аэропорт стал использоваться для нужд военно-воздушных сил НКР[8] и чартерного вертолётного сообщения с Ереваном[9][10].

Реконструкция

В конце 2000-х годов правительство НКР поставило задачу начать эксплуатацию Степанакертского аэропорта с использованием малой авиации и 28 октября 2008 года на очередном заседании одобрило законопроект «Об авиации»[11][12]. В НКР считают, что «задействование аэропорта имеет для республики не только жизненное, но и политическое значение и будет содействовать укреплению государственности и повышению уровня благосостояния населения»[2][13].

В феврале 2010 года президент компании «Армавиа» Михаил Багдасаров заявил, что после реконструкции аэропорта, рейс Степанакерт-Ереван будет осуществлять компания «АрцахАвиа»[14]. Комментируя заявление Багдасарова, руководитель пресс-службы азербайджанского национального концерна «Азербайджан Хава Йоллары» Магеррам Сафарли заявил, что в случае открытия авиасообщения между Степанакертом и Ереваном, Азербайджан официально обратится по этому поводу в Международную организацию гражданской авиации[15].

По сообщению азербайджанских СМИ, 16 марта 2011 года директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт) в Нагорном Карабахе. Согласно закону „Об авиации“, даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов»[16]. Послы США в Азербайджане и Армении — Мэтью Брайза и Мари Йованович — назвали это заявление неприемлемым. Мэтью Брайза также заявил, что все вопросы безопасности полетов должны быть решены Азербайджаном и Арменией до открытия аэропорта[17][18][19]. Авиационные власти НКР назвали угрозы Азербайджана «нецивилизованными»[20]. Президент Армении Серж Саргсян в ответ на угрозы заявил, что он будет первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт[21][22]. Ряд депутатов и общественных организаций Азербайджана призвали сбить самолёт, в котором будет лететь Саргсян[22]. 2 апреля пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил: «Азербайджан никогда не применял и не применит силы против гражданских объектов»[23].

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, прибыв 28 января в Ереван по приглашению секретаря Совета национальной безопасности Армении Артура Багдасаряна, на встрече с журналистами 29 января отметил, что «Я читал об этом. Могу сказать, что это либо неверная формулировка, либо неудачная шутка. Потому что я воспринимаю Азербайджан, как цивилизованное государство, которое придерживается общечеловеческих норм. Я очень сомневаюсь, что в наши дни руководство какой-либо страны может дать команду на преднамеренное уничтожение гражданских самолетов. В нашей истории были такие случаи, мы все помним трагедию на Дальнем Востоке с корейским „Боингом“, и помним реакцию всего мирового сообщества. Я не думаю, что какое-либо государство сегодня позволит себе действительно уничтожить гражданский самолет. Поэтому я серьезно эту информацию не воспринимаю»[24]. Эльдар Сабироглу, начальник пресс-службы Министерства обороны Азербайджана заявил: «Азербайджан не шутит — в случае незаконных полетов в Ханкенди будут предприняты адекватные меры»[25][26].

В июле 2012 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию заявили, что получили гарантии неприменения силы против гражданских воздушных судов.[27]

1 октября 2012 года аэропорт официально сдан в эксплуатацию после реконструкции[28], но не принимает рейсы ввиду запрета Азербайджана использовать воздушное пространство над Карабахом[29] и угроз применения силы против воздушных судов которые нарушат запрет[30]Перейти к разделу «#Реакция в Азербайджане».

После перемирия в 2020 году некоторые представители НКР заявляли о том, что началось обсуждение открытия[27][31][32] воздушного сообщения, в том числе и для обслуживания миротворческой миссии.

После Второй Карабахской войны

После трёхстороннего заявления 2020 года некоторые представители НКР заявляли о том, что началось обсуждение открытия[27][33][34] воздушного сообщения, в том числе и для обслуживания российской миротворческой миссии, однако, этого не произошло.

По итогам боевых действий в сентябре 2023 года аэропорт был возвращён под контроль Азербайджана. 12 июня 2024 года завершился процесс вывода миротворческого контингента России, временно дислоцированного на территории Азербайджана[35] и в аэропорту был поднят флаг Азербайджана[36].

Реконструкция с 2024

Сейчас идёт реконструкция аэропорта. Длина взлётно-посадочной полосы будет расширена до 3 000 м, ширина – до 60 м. Общая площадь аэропорта составит 177,27 га, территория перрона – 47 тыс. м2.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кривопусков В. В. Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. — второе, дополненное. — М.: Голос-Пресс. — С. 79—80. — 384 с. — ISBN 5-7117-0163-0. Архивная копия от 24 января 2012 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 К октябрю 2010 года Степанакертский аэропорт примет первых пассажиров. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 22 августа 2009 года.
  3. 3,0 3,1 Гражданская авиация в огне гражданских войн (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2009. Архивировано 31 декабря 2008 года.
  4. Ходжалы (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2009. Архивировано 31 июля 2010 года.
  5. Ходжалинский геноцид. — Управление делами Президента Азербайджанской Республики. Президентская библиотека. — С. 52.
  6. Aircraft Crashes Record Office — 1990 (july-december) (англ.). Архивировано 17 октября 2012 года.
  7. Столяров Кирилл Анатольевич. От Нагорного Карабаха до Беловежской пущи. — М.: Олма-Пресс. — С. 255. — 320 с. — ISBN 978-5-224-0-30989.
  8. Черный сад скорби (авиация в армяно — азербайджанском конфликте) (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2009. Архивировано 28 апреля 2010 года.
  9. В Нагорном Карабахе приняли закон об авиации. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Нагорно-Карабахская Республика (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано 30 июня 2015 года.
  11. Правительство НКР решило задействовать Степанакертский аэропорт (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июля 2009. Архивировано 29 сентября 2009 года.
  12. Правительство Карабаха решило задействовать Степанакертский аэропорт. Дата обращения: 29 июля 2009. Архивировано 17 сентября 2009 года.
  13. Авиапорт. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 7 марта 2016 года.
  14. Рейс Степанакерт-Ереван будет осуществлять компания АрцахАвиа (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 7 февраля 2010 года.
  15. Бахрам Батыев. Авиационным грезам армян не суждено сбыться (недоступная ссылка) (4 февраля 2010). Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 6 февраля 2010 года.
  16. Баку грозит сбивать самолёты, летящие в Степанакерт, Карабах называет это «саботажем». Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 29 сентября 2013 года.
  17. Azerbaijan’s statements quite unacceptable, U.S. Ambassador says | Armenia News — NEWS.am. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 1 января 2019 года.
  18. [1] Архивная копия от 18 марта 2012 на Wayback Machine Security issues should be resolved before opening Stepanakert Airport — Mathew Bryza
  19. U.S.: Armenia, Azerbaijan 'Must Pull Out Snipers'. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 18 августа 2016 года.
  20. Авиационные власти Карабаха считают нецивилизованными угрозы Баку сбивать гражданские самолёты над Степанакертом. Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 20 марта 2011 года.
  21. Sarkisian Says He’ll be 1st Passenger of Yerevan-Stepanakert Flight (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2021. Архивировано 12 апреля 2011 года.
  22. 22,0 22,1 Депутаты и общественные организации Азербайджана призывают сбить самолёт Сержа Саргсяна. Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  23. Азербайджан передумал сбивать гражданские самолёты армян (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2011. Архивировано 4 апреля 2011 года.
  24. Либо неверная формулировка, либо неудачная шутка со стороны Азербайджана: Николай Бордюжа Первый армянский информационный (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  25. Азербайджан не шутит - в случае незаконных полетов в Ханкенди будут предприняты адекватные меры 1news.az (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.
  26. Независимая, Газета Спор вокруг карабахского аэропорта может спровоцировать возобновление войны. Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано 25 января 2013 года.
  27. 27,0 27,1 27,2 Названы сроки первых рейсов в аэропорт Степанакерта из Москвы и других городов России. Дата обращения: 21 декабря 2020. Архивировано 1 января 2021 года.
  28. Степанакертский аэропорт официально сдан в эксплуатацию. Дата обращения: 1 октября 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  29. Ревазян объяснила, почему не осуществляются полеты через Степанакертский аэропорт, АМИ «Новости-Армения» (13 Февраля 2020). Архивировано 26 ноября 2021 года. Дата обращения 11 марта 2021.
  30. Азербайджан пригрозил сбивать самолеты за полеты в Степанакерт, ОО «Лента.Ру» (16 марта 2011). Архивировано 15 декабря 2021 года. Дата обращения 18 марта 2021.
  31. Эльнар Байназаров. Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта. Известия (1 декабря 2020). Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  32. Советник главы НКР подтвердил скорое открытие аэропорта в Степанакерте. РИА Новости (20201202T0203). Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  33. Эльнар Байназаров. Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта. Известия (1 декабря 2020). Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  34. Советник главы НКР подтвердил скорое открытие аэропорта в Степанакерте. РИА Новости (20201202T0203). Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 4 февраля 2021 года.
  35. Российские миротворцы покинули Нагорный Карабах. РБК (12 июня 2024). Дата обращения: 12 июня 2024.
  36. В аэропорту Ходжалы поднят флаг Азербайджана. Информационное Агентство Репорт (12 июня 2024). Дата обращения: 12 июня 2024.

Ссылки