Список аэропортов Германии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Расположение крупнейших аэропортов на карте Германии

Список аэропортов Германии содержит все аэропорты Германии, которые были классифицированы ответственным органом власти, ведающим воздушным транспортом, как аэропорты согласно § 38 Положения о допуске к воздушному сообщению (нем. Luftverkehrs-Zulassungs-Ordnung, LuftVZO) в контексте § 12 Закона о воздушном сообщении (нем. Luftverkehrsgesetz, LuftVG). В него входят как аэропорты гражданской, так и общей авиации — в том числе специальные аэропорты[нем.] и военные аэропорты, в которых допустимы полёты гражданской авиации.

Правовая ситуация

Планеродром Кёнигсвинтер-Ойденбах[нем.]
Аэродром Лангеог
Аэропорт Дюссельдорф

Законодательство Германии предусматривает существование трёх видов гражданских аэродромов: планеродромов (нем. Segelfluggelände), посадочных площадок (нем. Landeplatz) и аэропортов (нем. Flughafen)[1][2]. Если для планеродромов существуют ограничения по типу принимаемых воздушных судов (допускаются только планеры и мотопланеры), то единственное различие между посадочными площадками и аэропортами с правовой точки зрения состоит в наличии защищённой от застройки зоны (нем. Bauschutzbereich) вокруг территории аэропорта. Наличие или отсутствие этой зоны зависит от планируемого использования аэродрома. Взлёт и посадка воздушных судов со взлётной массой свыше 20 тонн и выполняющих полёты правилам полётов по приборам в нормальных условиях допускается только в аэропортах[3]. В то же время самолёты меньшей взлётной массы, вне зависимости от того, выполняется ли полёт по приборам или визуально, могут использовать как аэропорты, так и посадочные площадки. При этом никаких других ограничений на посадочные площадки не накладывается — к примеру, они могут использоваться для регулярного пассажирского сообщения[4].

Аэропорты подразделяются на аэропорты общего (нем. Verkehrsflughafen) и специального (нем. Sonderflughafen) назначения. В то время, как аэропорты общего назначения могут использоваться для взлёта и посадки любыми воздушными судами, специальные аэропорты предназначены для выполнения определённой задачи — общественной (к примеру, военные аэропорты) или частной (аэропорты на территории авиастроительных предприятий)[4].

Условные обозначения

Название
В данном поле указывается название аэропорта. Используется наиболее широко известное и узнаваемое название, которое может не совпадать с официальным названием аэропорта. К примеру, официальное обозначение аэропорта Веце «Гражданский аэропорт Нижнего Рейна» (нем. Verkehrsflughafen Niederrhein) практически не используется.
Код ИАТА
Состоящий из трёх латинских букв, этот код служит для однозначной идентификации гражданских аэропортов. Коды присваиваются Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). В идеале код ИАТА связан с местоположением аэропорта (к примеру FRA — Франкфурт-на-Майне или DUS — Дюссельдорф), однако различные причины (к примеру, наличие нескольких аэропортов в одном городе) могут приводить к отклонению от этого принципа.
Код ИКАО
Четырёхбуквенный код ИКАО, присваиваемый Международной организацией гражданской авиации, в отличие от кода ИАТА, имеет чёткую структуру. Первый символ указывает на регион, в котором расположен аэропорт (E — северная Европа), второй — на государство. Для гражданских аэропортов Германии используются коды EDxx (D — от немецкого названия Германии Deutschland). Военные аэропорты получают коды формата ETxx, которые раньше был закреплены за ГДР, а после объединения Германии перешли к ФРГ.
Классификация
По типу получаемой эксплуатационной лицензии гражданские аэропорты делятся на аэропорты общего (нем. Verkehrsflughafen) и специального (нем. Sonderflughafen) назначения. Среди аэропортов общего назначения в свою очередь выделяются международные (нем. Internationalflughafen) и региональные (нем. Regionalflughafen) аэропорты. Данное разделение несёт исключительно правовой характер: в международных аэропортах государство признаёт необходимость постоянной работы службы управления воздушным движением, в связи с чем на них организацией службы занимаются авиадиспетчеры государственной авиадиспетчерской службы Deutsche Flugsicherung[нем.][5]. В то же время в региональных аэропортах работают диспетчеры любой из лицензированных авиадиспетчерских компаний. Международные аэропорты отмечены в таблице серым цветом.
В то же время эта классификация никак не связана с пассажирооборотом аэропорта или способностью выполнять рейсы за пределы Германии. Так, пассажирооборот регионального аэропорта Дортмунда почти в 10 раз превышает пассажирооборот международного аэропорта Эрфурт-Веймар. Если из международного аэропорта Саарбрюккена совершаются рейсы в 11 аэропортов за пределами Германии, то из регионального Франкфурт-Хан — более чем в 50.
Ассоциация немецких аэропортов ADV в своей статистке дополнительно указывает как международные аэропорты Дортмунд, Франкфурт-Хан, Фридрихсхафен, Карлсруэ/Баден-Баден, Любек, Падерборн/Липпштадт и Веце[6].
Год открытия
Год открытия гражданского аэропорта в современном месте расположения
Пассажиропоток
Указывает общее число пассажиров, перевезённых за указанный год. При этом учитываются регулярное, чартерное и коммерческое сообщение, а также промышленные перевозки и некоммерческие перевозки.
Взлёты/посадки
Общее количество взлётов и посадок в аэропорту за указанный год.
Грузооборот (тонн)
Общая масса груза (включая авиапочту) в тоннах, перевезённого за указанный год.
ВПП (м)
Длина и ширина одобренной ответственным органом власти взлётно-посадочной полосы в метрах. Фактические длина и ширина, с учётом полос безопасности и неиспользуемых участков, могут отличаться от указанных в таблице.
Направление
Маркированный номер полосы согласно магнитному курсу, на котором она расположена. Значение курса выражается в десятках градусов и округляется до ближайшего целого числа. К примеру, полоса дортмундского аэропорта имеет магнитный курс 59° и обозначается 06. Поскольку полоса может использоваться и в противоположном направлении (магнитный курс 241°), она обозначается 06/24. В случае, если в аэропорту две или более полосы расположены параллельно, к числовому обозначению добавляется буквенное: L (левая), C (центральная) и R (правая)
Покрытие
Покрытие взлётно-посадочной полосы. Используемые сокращения — А (асфальт), Б (бетон), Т (трава)
Максимальная вместимость
Максимальный проектный пассажиропоток аэропорта в его нынешнем состоянии.

Действующие

Название Код ИАТА Код ИКАО Классификация Год открытия Пассажиропоток[* 1] Взлёты/посадки[* 1] Грузооборот
(тонн)[* 1]
ВПП (м) Направление Покрытие Максимальная
вместимость (тыс. чел.)
Берлин-Бранденбург BER EDDB международный 2020       3600×45
4000×60
07L/25R
07R/25L
А
Б
48 000
Брауншвайг-Вольфсбург
нем. Flughafen Braunschweig-Wolfsburg
BWE EDVE региональный 1934 183 130 (2013) 31 858 (2013) 0 н. д. 2300×45
0900×30
(закрыта)
08/26
08/26
(закрыта)
A
Т
(закрыта)
0 н. д.
Бремен
нем. Flughafen Bremen
BRE EDDW международный 1913 2 612 627 (2013) 44 263 (2013) 567 (2013) 2040×45
0700×23
09/27
23[* 2]
A
A
0 н. д.
Веце
нем. Verkehrsflughafen Niederrhein
NRN EDLV региональный 2003 2 487 843 (2013) 21 666 (2013) 0 (2013) 2440×45 09/27 Б 2500
Гамбург
нем. Flughafen Hamburg
HAM EDDH международный 1911 13 502 553 (2013) 143 801 (2013) 28 289 (2013) 3666×46
3250×46
15/33
05/23
A
A
16 000
Ганновер-Лангенхаген
нем. Flughafen Hannover-Langenhagen
HAJ EDDV международный 1952 5 234 909 (2013) 76 060 (2013) 14 665 (2013) 2340×45
3800×45
0780×23
09R/27L
09L/27R
09C/27C
Б
Б
A
8000
Дортмунд
нем. Flughafen Dortmund
DTM EDLW региональный 1960 1 924 386 (2013) 31 979 (2013) 2 (2013) 2000×45 06/24 A 2500
Дрезден
нем. Flughafen Dresden
DRS EDDC международный 1935 1 754 139 (2013) 28 979 (2013) 178 (2013) 2850×60 04/22 Б 3500
Дюссельдорф
нем. Flughafen Düsseldorf
DUS EDDL международный 1927 21 228 226 (2013) 210 825 (2013) 90 466 (2013) 3000×45
2700×45
05R/23L
05L/23R
Б
Б
22 000
Зигерланд
нем. Siegerlandflughafen
SGE EDGS региональный 1967 32 070 (2008) 36 186 (2007) 0 н. д. 1620×30
0600×30
0500×30
13/31
13/31
04/22
A
Т
Т
0 н. д.
Зильт
нем. Flughafen Sylt
GWT EDXW региональный 1918 175 000 (2014)[8] 0 н. д. 0 н. д. 2120×45
1696×45
14/32
06/24
Б
Б
300
Ингольштадт/Манхинг
нем. Fliegerhorst Ingolstadt/Manching
IGS ETSI военный[* 3] 2001 60 000 (2009)[9] 0 н. д. 0 н. д. 2940×60
2439×30
(закрыта)
07R/25L
07L/25R
(закрыта)
Б
Б
(закрыта)
0 н. д.
Карлсруэ/Баден-Баден
нем. Flughafen Karlsruhe/Baden-Baden
FKB EDSB региональный 1995 1 059 227 (2013) 38 194 (2013) 589 (2013) 3000×45 03/21 A 1500
Кассель-Кальден
нем. Flughafen Kassel-Calden
KSF EDVK региональный 2013 46 557 (2013)[10] 22 891(2013)[10] 261 (2012)[11] 2500×45 09/27 A 0 н. д.
Кёльн/Бонн
нем. Flughafen Köln/Bonn „Konrad Adenauer“
CGN EDDK международный 1938 9 077 346 (2013) 120 385 (2013) 717 147 (2013) 3815×60
1863×45
2459×45
14L/32R
14R/32L
06/24
A
Б
Б
14 000
Лар
нем. Black Forest Airport
LHA EDTL специальный[* 4] 1996 27 569 (2009) 12 382 (2007) 0 н. д. 3000×45 03/21 Б 300
Лейпциг/Галле
нем. Flughafen Leipzig/Halle
LEJ EDDP международный 1927 2 234 231 (2013) 61 668 (2013) 878 023 (2013) 3600×45
3600×60
08L/26R
08R/26L
Б
Б
4500
Любек
нем. Verkehrsflughafen Lübeck
LBC EDHL региональный 1917 367 252 (2013)[13] 22 274 (2013)[13] 0 н. д. 2102×60 07/25 A 0 н. д.
Магдербург-Кохштедт
нем. Flughafen Magdeburg-Cochstedt
CSO EDBC региональный 1957 50 000 (2013)[14] 948 (2013)[15] 0 н. д. 2500×45
0800×40
08/26
08/26
A
Т
0 н. д.
Мемминген
нем. Flughafen Memmingen
FMM EDJA региональный 1936 838 971 (2013)[16] 10 011 (2009) 0 н. д. 2401×30 06/24 A 2000
Мюнстер/Оснабрюкк
нем. Flughafen Münster/Osnabrück
FMO EDDG международный 1972 853 904 (2013) 32 849 (2013) 68 (2013) 2170×45 07/25 A 4000
Мюнхен
нем. Flughafen München „Franz Josef Strauß“
MUC EDDM международный 1992 38 672 644 (2013) 381 951 (2013) 287 809 (2013) 4000×60
4000×60
08L/26R
08R/26L
Б
Б
50 000
Нойбранденбург
нем. Flughafen Neubrandenburg
FNB ETNU региональный 1934 1044 (2010)[17] 10 546 (2010)[17] 0 н. д. 2293×45 09/27 Б 100
Нордхольц
нем. Fliegerhorst Nordholz
FCN ETMN военный[* 3] 2002 н. д. 300 (2013)[15] 0 н. д. 2439×45 08/26 Б 0 н. д.
Нюрнберг
нем. Flughafen Nürnberg „Albrecht Dürer“
NUE EDDN международный 1955 3 309 629 (2013) 62 639 (2013) 7392 (2013) 2700×45 10/28 A 4000
Оберпфаффенхофен
нем. Flugplatz Oberpfaffenhofen
OBF EDMO специальный[* 5] 1936 0 н. д. 12 000 (2012)[18] 0 н. д. 2286×45 04/22 A 0 н. д.
Падерборн/Липпштадт
нем. Flughafen Paderborn/Lippstadt
PAD EDLP региональный 1971 794 889 (2013) 35 435 (2013) 283 (2013) 2180×45 06/24 A 0 н. д.
Росток-Лаге
нем. Flughafen Rostock-Laage
RLG ETNL региональный[* 3] 1992 177 464 (2013)[19] 23 716 (2013)[20] 30 (2013)[19] 2520×45 10/28 Б 200
Саарбрюккен
нем.  Flughafen Saarbrücken
SCN EDDR международный 1928 405 265 (2013) 11 448 (2013) 228 (2013) 2000×45
0545×50
09/27
09/27
A
Т
700
Франкфурт-на-Майне
нем. Flughafen Frankfurt am Main
FRA EDDF международный 1936 58 036 948 (2013) 472 692 (2013) 2 094 605 (2013) 4000×45
4000×60
4000×45
2800x45
07R/25L
07C/25C
18[* 2]
07L/25R[* 6]
A
A
Б
Б
65 000
Франкфурт-Хан
нем. Flughafen Frankfurt-Hahn
HHN EDFH региональный 1993 2 667 402 (2013) 25 065 (2013) 134 801 (2013) 3800×45 03/21 A 5000
Фридрихсхафен
нем. Flughafen Friedrichshafen
FDH EDNY региональный 1913 536 029 (2013) 39 108 (2013) 4 (2013) 2356×45 06/24 A 600
Херингсдорф
нем. Regionalflughafen Heringsdorf
HDF EDAH региональный 1925 41 584 (2011)[21] 7472 (2012)[21] 0 2305×35 10/28 A 0 н. д.
Цвайбрюккен
нем. Flughafen Zweibrücken
ZQW EDRZ региональный 1992 220 740 (2013)[22] 11 855 (2013)[22] 82 (2013)[22] 2675×45 03/21 A 0 н. д.
Шверин-Пархим
нем. Flughafen Schwerin-Parchim
SZW EDOP региональный 1992 1650 (2010)[17] 11 000 (2012)[23] 8000 (2010)[24] 3000×55 06/24 Б 0 н. д.
Штральзунд-Барт
нем. Ostseeflughafen Stralsund-Barth
BBH EDBH региональный 1936 20 500 (2012)[17] 0 н. д. 0 н. д. 1200×30
0900×40
09/27
09/27
A
Т
0 н. д.
Штутгарт
нем. Flughafen Stuttgart – Manfred-Rommel-Flughafen
STR EDDS международный 1936 9 577 551 (2013) 124 588 (2013) 29 730 (2013) 3345×45 07/25 Б 14 000
Эрфурт—Веймар
нем. Flughafen Erfurt-Weimar
ERF EDDE международный 1935 214 948 (2013) 9079 (2013) 1245 (2013) 2600×50 10/28 A 800

Закрытые

Название Код ИАТА Код ИКАО Классификация Год открытия Год закрытия ВПП (м) Направление Покрытие Максимальная
вместимость
Берлин-Тегель
нем. Flughafen Berlin-Tegel „Otto Lilienthal“
TXL EDDT международный 1948 2020 3023×46
2428×46
08L/26R
08R/26L
A
A
12 000
Берлин-Шёнефельд
нем. Flughafen Berlin-Schönefeld
SXF EDDB международный 1946 2020
(сейчас - 5-й терминал BER)
3600×45[25] 07/25 A 7000
Кёльн-Буцвайлерхоф EDUZ 1919 1957 728×24 04/22 А
Мюнхен-Рим MUC EDDM международный 1939 1992 2804×60
814×20
07L/25R
07R/25L
Б
Б
12 000
Берлин-Темпельхоф THF EDDI международный 1923 2008 1840×43
2094×43
09L/27R
09R/27L
Б
Б
1500

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Данные приведены согласно статистике ассоциации немецких аэропортов ADV[7], если только не указано иное
  2. 2,0 2,1 Используется только для взлётов
  3. 3,0 3,1 3,2 Военный аэродром, допускающий использование гражданской авиации.
  4. Аэропорт, классифицируемый как «специальный для грузовых перевозок». С 16 июня 2006 — ограниченная лицензия на выполнение пассажирских перевозок для «Европа-парка» в Русте[12].
  5. Классифицирован как специальный аэропорт, ранее — служебный аэропорт Dornier-Werke.
  6. Используется только для посадок

Источники

  1. Delbanco, 1998, S. 31.
  2. § 6 Luftverkehrsgesetz. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. Дата обращения: 7 января 2015.
  3. Delbanco, 1998, S. 32.
  4. 4,0 4,1 Delbanco, 1998, S. 33.
  5. § 27d Luftverkehrsgesetz. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. Дата обращения: 7 января 2015.
  6. Mitgliederliste ADV
  7. ADV - Monatsstatistik 12/2013 (нем.). Arbeitsgemeinschaft Deutscher Verkehrsflughäfen (ADV ) (28.01.2014). Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 12 сентября 2014 года.
  8. Zahl der Fluggäste nach Sylt stabil (нем.), Sylter Rundschau (3.1.2015). Дата обращения 9 января 2015.
  9. Zahlen, Daten, Fakten – Flughafen Ingolstadt-Manching (нем.) (недоступная ссылка) 4. Gesellschaft zur zivilen Mitbenutzung des Militärflugplatzes Ingolstadt-Manching mbH. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
  10. 10,0 10,1 Zahlen, Daten & Fakten. Der Flughafen auf einen Blick (нем.) (недоступная ссылка). Flughafen GmbH Kassel (2014). Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 20 июля 2014 года.
  11. Flughafen-Gesellschaft mit beschränkter Haftung Kassel Calden. Jahresabschluss zum Geschäftsjahr vom 01.01.2012 bis zum 31.12.2012 // Bundesanzeiger. — Bundesanzeiger-Verlag, 21.03.2014. — ISSN 0344-7634.
  12. Der Flughafen. Airport Lahr – Runway for Business (нем.). Lahrer Flugbetriebs GmbH & Co. KG. Дата обращения: 9 января 2015.
  13. 13,0 13,1 Flughafen Lübeck - Monatsstatistiken 2013 (нем.) (недоступная ссылка). Yasmina Flughafenmanagement GmbH (20.02.2014). Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  14. Ryanair zieht sich vom Flughafen Magdeburg-Cochstedt zurück (нем.). airliners.de (13.12.2013). Дата обращения: 9 января 2015.
  15. 15,0 15,1 Luftverkehr in Deutschland Mobilitätsbericht 2013 (нем.). Deutsche Flugsicherung. Дата обращения: 9 января 2015.
  16. Schäfer, Ralf Bilanz 2013: Flughafen Friedrichshafen bekommt die Nase hoch (нем.). Schwäbische Zeitung (25.04.2014). Дата обращения: 9 января 2015.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Luftverkehr in Mecklenburg-Vorpommern (нем.), Schweriner Volkszeitung (14.6.2013). Дата обращения 9 января 2015.
  18. Sonderflughafens Oberpfaffenhofen. Ostwind bringt Lärm mit (нем.). Kreisboten-Verlag Mühlfellner KG (27.07.2013). Дата обращения: 9 января 2015.
  19. 19,0 19,1 Drucksache 6 / 2649: Kleine Anfrage des Abgeordneten Johannes Saalfeld, Fraktion Bündnis 90/Die Grünen "Flughafen Rostock-Laage" und Antwort der Landesregierung (нем.). Landtag Mecklenburg-Vorpommer 6 . Wahlperiode. Дата обращения: 9 января 2015.
  20. Drucksache 6 / 2790: Kleine Anfrage des Abgeordneten Johannes Saalfeld, Fraktion Bündnis 90/Die Grünen "Kosten und Erlöse des Flughafens Rostock-Laage" und Antwort der Landesregierung (нем.). Landtag Mecklenburg-Vorpommer 6 . Wahlperiode. Дата обращения: 9 января 2015.
  21. 21,0 21,1 Jahresabschluss 2012. — Zirchow: Flughafen Heringsdorf GmbH, 2013.
  22. 22,0 22,1 22,2 Zweibrücken mit deutlichem Passagierrückgang (нем.), Aviation Media & IT GmbH (10.01.2014). Дата обращения 9 января 2015.
  23. Beitien, Michael. Nach Tower-Bau folgt Sanierung der Landebahn (нем.), Schweriner Volkszeitung (24.4.2013). Дата обращения 9 января 2015.
  24. Parchimer Flughafen knackt die 8000-Tonnen-Fracht-Marke (нем.). Schweriner Volkszeitung (4.01.2011). Дата обращения: 9 января 2015.
  25. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2015. Архивировано 28 мая 2013 года.

Литература

Ссылки