Кандинский, Василий Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Кандинский
Имя при рождении Василий Васильевич Кандинский
Место смерти Нёйи-сюр-Сен, Франция
Жанр график и теоретик изобразительного искусства
Учёба Московский университет (1893)
студия Антона Ашбе,
Мюнхенская академия художеств

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 [16] декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция[1]) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Биография

Происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Родился в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926) — представителя старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец — троюродным братом известного психиатра В. Х. Кандинского. Философ Александр Кожев приходился ему племянником.

В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе[2][3]. Здесь Василий Кандинский окончил 3-ю гимназию, а также получил в театрально-художественном училище художественное и музыкальное образование. В 1885—1893 гг. (с перерывом в 1889—1891 гг.) он учился на юридическом факультете Московского университета; на кафедре политической экономии и статистики его руководителем был профессор А. И. Чупров. В 1889 году прервал учёбу по состоянию здоровья и с 28 мая по 3 июля был в этнографической экспедиции по северным уездам Вологодской губернии[4][5].

В августе 1892 года окончил университетский курс с дипломом первой степени и по рекомендации А. И. Чупрова был оставлен на два года для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации»[6][7]. Незадолго до этого он женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякиной[8]. В 1895—1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1896 году (и в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена»). В ноябре 1895 года он написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идёт время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадёжная любовь к живописи»[9]. В 1896 году отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи[10][11].

Вошёл в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Верёвкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Верёвкиной[12].

С 1897 года обучался живописи в частной студии Антона Ажбе, однако два года, проведённые там, не принесли ему удовлетворения[13]. В советское время Игорь Грабарь так отозвался о коллеге-авангардисте:

Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастехином, и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в „чистоте красок“. У Ашбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал[14].

Кандинский и его кот Васька. Примерно 1910-е гг.

В 1898 году участвовал в выставках одесского Товарищества южнорусских художников. В октябре 1898 года выставляется впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе — это была картина «Одесса. Порт.» и пара этюдов, написанных несколькими годами раннее.[15]

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года. С 1900 года он много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга»[16], организовал при нём школу (Münchner Malschule Phalanx), в которой преподавал.

Летом художественная школа выезжала в немецкий городок Калльмюнц в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Здесь в 1902 году 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриеле Мюнтер, 26-летней слушательницей школы. Несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены[17].

В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «Нового мюнхенского художественного объединения»[18]. Вместе с представителями объединения принял участие в двух интернациональных «Салонах» Издебского, организованных в ряде городов России в период с декабря 1910 по май 1911 года[19].

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет»[20]. В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги Мыслеформы пишет в 1911 году знаменитый трактат «О духовном в искусстве», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1911 году организовал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Пауль Клее.

Мюнхенский пейзаж 1908 года
Дом Кандинского и Клее в Дессау

Тогда же прошла его первая персональная выставка.

После начала Первой мировой войны художник расстался с Габриеле Мюнтер и вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами. 11 февраля 1917 года вступил в брак с Ниной Николаевной Андреевской (конец 1890-х — 1980).

После революции 1917 года активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры[21] и Российской академии художественных наук[22], преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени». В 1918—1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство»[23]. Также был избран вице-президентом РАХН.

В декабре 1921 года выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, под Парижем.

Судьба наследия

В. Кандинский. «Мурнау. Радуга»
Памятная монета Банка РФ в честь В. В. Кандинского, 1994

С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась премия Кандинского (В РФ возрождена в 2007 году, как ежегодная национальная премия в области современного искусства). В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду. В 1980 году Нина Кандинская была задушена на своём шале «Эсмеральда» в Гштаде; убийца не установлен. Картины Кандинского, находившиеся в её доме, не были похищены, пропали только драгоценности[24].

В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов[24].

Примеры произведений

Персональные выставки

Сочинения

  • Василий Кандинский. О духовном в искусстве. — 1910.
  • В. В. Кандинский (текст художника). — М., 1918.
  • Über das Geistige in der Kunst. — Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — [П., 1914]. — С. 47—76).
  • Василий Кандинский Ступени: Текст художника. — М., 1918. — 58 с.: ил.
  • Кандинский В. В. К реформе художественной школы / Рос. Акад. худож. наук. — Москва: [б. и.], 1923. — [8] с.
  • Klange: Digte 1912 / Wassily Kandinsky; Pa dansk ved Asger Schnack. — København: Brøndum, Cop. 1989. — 88 с. : ил.— ISBN 87-7385-117-5.
  • Du spirituel dans l’art et dans la peinture en particulier / Kandinsky; Éd. établie et pres. par Philippe Sers; Trad. de l’allemand par Nicole Debrand; Trad. du russe par Bernadette du Crest. — [Paris]: Denoël, Cop. 1989. — 214 с. : ил.
  • Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. — Münch., 1926 (на рус. яз. в кн.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 63—232. Перевод с немецкого Елены Козиной).
  • Василий Кандинский / [ред. Ирина Тумакова и Марина Филлипова; пер. с англ. Алла Анохина]. — М.: МАГМА ; London: Sirrocco, 2005. — 80 с.: цв. ил. — ISBN 5-93428-020-1
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад[27] на Всероссийском съезде художников в 1911 году (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гилея, 2008
  • Кандинский В. В. Звуки: [альбом стихов и гравюр: пер. с нем.] — Москва: Кучково поле, 2016. — 144 c.

Память

Мемориальная доска на Дерибасовской, 17
  • В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска[28].
  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
  • 6 августа 2012 года в честь Кандинского назван кратер на Меркурии[29].
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».
  • В 2016 году в Москве появилась улица Кандинского.
  • 2 сентября 2016 года на Аллее Звезд Одессы появилась звезда Василия Кандинского[30].
  • В Израиле в городе Кирьят-Ата одна из улиц города носит имя Василия Кандинского.

Примечания

  1. КАНДИ́НСКИЙ / Крючкова В. А. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  2. Доска Василию Кандинскому. Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  3. В. В. Кандинский в биографическом справочнике «Они оставили след в истории Одессы». Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 24 июня 2016 года.
  4. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: В 2-х т. Издание второе, исправленное и дополненное/ Под ред. Н. Б. Автономовой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. Т. 2. 1918—1938. — М.: Гилея, 2008. — С. 365—393, 427—438.
  5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции (1917—1941). Биографический словарь. — Санкт-Петербург, 1994. — С. 232.
  6. Турчин, 1993, с. 196—197,200—201.
  7. Диплом выдан В. В. Кандинскому на руки 8 октября 1893 года: Турчин, 1993, с. 196.
  8. Её сестра Мария была замужем за фабрикантом Владимиром Абрикосовым. Другой сын А. И. Абрикосова, Николай, был женат на двоюродной тётке художника — Вере Николаевне Кандинской.
  9. Турчин, 1993, с. 208—209.
  10. Сарабьянов, Автономова, 1994, с. 6.
  11. Турчин, 1993, с. 198.
  12. Дружкова Н. Теория абстрактного искусства В. Кандинского // Василий Кандинский. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости. — Москва: АСТ, 2018. — С. 22—23.
  13. Сарабьянов, Автономова, 1994, с. 7.
  14. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937. — С. 141—142.
  15. Василий Кандинский
  16. Фаланга. ARTinvestment.RU. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 26 января 2021 года.
  17. В 1915 году Кандинский и Мюнтер снова провели вместе три месяца в Швеции в Стокгольме. К этому времени Габриеле стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриеле, жившей постоянно в немецком Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.
  18. «Новое мюнхенское художественное объединение» («Новая ассоциация художников»). Русская антикварная галерея. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  19. Крусанов, 2010, с. 158—179,276,278,289,291.
  20. А. Д. Сарабьянов. «Бубновый валет» (Общество художников «Бубновый валет»). Энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.
  21. Живописной культуры музей. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 29 июня 2020 года.
  22. Государственная академия художественных наук (ГАХН). «Топография террора»Международный Мемориал. Международный Мемориал. Дата обращения: 2 октября 2019. Архивировано 30 декабря 2018 года.
  23. Турчин, 1993, с. 209.
  24. 24,0 24,1 Линии партии — Огонек № 25 (5521) от 09.07.2018. Дата обращения: 26 августа 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
  25. Балаховская Фаина. «Кандинский и „Синий всадник“» // Артхроника. — 1 октября 2011 года.
  26. Василий Кандинский и Россия. Дата обращения: 3 февраля 2017. Архивировано 4 февраля 2017 года.
  27. Творчество № 8, 9, 10. 1988 г.; № 1. 1989 г.
  28. «СЕМЬЯ КАНДИНСКОГО» ВПЕРВЫЕ СОБРАЛАСЬ В ОДЕССЕ.
  29. Kandinsky Архивная копия от 28 марта 2017 на Wayback Machine — на сайте рабочей группы МАС по номенклатуре планетной системы
  30. Одесский художественный музей. Открытие новых имен на Аллее Звезд Одессы. Дата обращения: 17 сентября 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • К[андинский]. Шаги Отдела Изобразительных Искусств в международной художественной политике // Художественная жизнь, 1920. — № 3. — С. 16—18.
  • Zehder Hugo. Wassily Kandinsky: Unter autorisierter Benutzung der russischen Selbstbiographie. Dresden, 1920.
  • Washton Long Rose-Carol. Kandinsky’s Vision of Utopia as a Garden of Love // Art Journal, 1983, XLIII.
  • Roethel Hans K., Benjamin Jean K. Kandinsky: Catalogue Raisonn of the Oil Paintings. Vol. 1. — London, 1982.
  • Wassily Kandinsky: Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. / Dargest. von Peter Anselm Riedl. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1983. — 156 с.: ил., портр.— (Rororo. Rowohlts Bildmonogr.; 313) — ISBN 3-499-50313-1.
  • Kandinsky Nina. Kandinsky und ich / Nina Kandinsky. — Vollst. Taschenbuchausg. — München: Knaur, 1987. — 252 с., [8] л. ил., портр.— ISBN 3-426-02355-5.
  • Washton Long Rose-Carol. Occultism, Anarchism and Abstraction: Kandinsky’s Art of the Future // Art Journal, Spring 1987. P. 38—45.
  • Лукшин Игорь Павлович. «Говорить о мистерии на языке мистерии»: (Эстет. концепция и творчество В. В. Кандинского) — М.: Знание, 1991. — 63,[1] с.— (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 5/1991).
  • Vezin Luc. Kandinsky and der Blaue Reiter / Annette a. Luc Vezin; Transl.: Judith Hayward. — Paris: Terrail, Cop. 1992. — 223 с.: ил., портр. — ISBN 2-87939-040-0.
  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Абрамов В. А. В. В. Кандинский в художественной жизни Одессы Документы. Материалы. — Одесса: Глас, 1995. — ISBN 5-7707-6378-7.
  • Weiss Peg. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven, 1995.
  • Василий Кандинский: Альбом репрод. / [Авт.-сост. В. Я. Лаптева]. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 31 с.: цв. ил.— ISBN 5-224-01507-3.
  • Кацарска Боряна. Kandinsky и смисълът на изкуството / Боряна Кацарска. — София: Лик, 2001.—- 221 с., [8] л. цв. ил. — ISBN 954-607-493-4.
  • Турчин В. Кандинский в России. — М.: Художник и книга, 2005. — 448 с. — ISBN 5-9900349-1-1.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.
  • Якимович А. К. Кандинский — Москва: Молодая гвардия, 2019. — 269, [1] с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей: вып. 1975 [1775]).
  • Соколов Б. М. Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. — М.: БуксМАрт, 2016. — 536 с. — ISBN 978-5-906190-64-2.

Литература

  • Абрамов В. А. Неизвестное произведение Кандинского // Дерибасовская-Ришельевская : альманах. — 2006. — № 27. — С. 185—195.
  • Абрамов В.А. В. Кандинский среди других мастеров «утраченного» авангарда (рус.) // Дерибасовская-Ришельевская : альманах. — 2008. — № 33. — С. 194—202.
  • Абрамов В. А. «Письмо из Мюнхена» — В. Кандинский? (рус.) // Дерибасовская-Ришельевская : альманах. — 2002. — № 11. — С. 244—252.
  • Абрамов В.А. Неизвестный факт биографии В. Кандинского (рус.) // Вісник Одеського художнього музею : сборник. — Одесса, 2014. — № 1. — С. 84—87. — ISBN 978-966-8484-50-6.
  • Абрамов В.А. Семья В. В. Кандинского в Одессе (рус.) // Дерибасовская-Ришельевская : альманах. — 2016. — № 65. — С. 200—219.
  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 120—128. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. — Вып. 2: Столичный город. — М.: УРСС, 1998. — ISBN 5-88417-145-9 С. 66—71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств. — М., 1998.
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. — М.: КомКнига, 2006. — С. 189—249.
  • Балаховская Фаина. «Кандинский и „Синий всадник“» // Артхроника. — 1 октября 2011 года.
  • Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — С. 258—294.
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т.. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. — 2002. — Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1969. — С. 101—111.
  • Соколов Б. М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920—30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. — 2012. — № 3—4. — С. 171—191.
  • Турчин В. С. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. Вып. 2—3/1993. — М.: Галарт, 1993. — С. 194—212.
  • Русина О. И. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 295—296. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker, 2002. — ISBN 3-8297-1004-6.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. — N. Y., 1958.
  • Schulz,Paul Otto. Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. — ISBN 3-7701-4159-8.

Ссылки