Колёсная лира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Харди-гарди»)
Колёсная лира
Пример звучания
Классификация Струнный фрикционный музыкальный инструмент
Родственные инструменты органистр, никельхарпа

Колёсная ли́ра струнный фрикционный музыкальный инструмент. По методу воздействия на струну аналогична смычковым инструментам, только роль смычка в ней выполняет вращающееся колесо. Известна в России, на Украине (укр. колісна ліра, риля, реля), в Белоруссии (белор. колавая ліра, лера), Литве, Польше, Словакии, Чехии, Германии, Франции (фр. vielle à roue — букв. — «колёсная скрипка»), Швеции и других странах Восточной и Северной Европы[1].

История и распространение

В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который вращал ручку). После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку она утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

Французские колёсные лиры в зависимости от региона различаются конструктивно, хотя самыми распространёнными вариантами корпусов является лютневидный и гитарообразный. Струны (две мелодические и четыре бурдонных, находящихся в узкой бурдонной коробке) жильные, однако сейчас почти повсеместно используются металлические струны. Одной из особенностей французских лир является наличие т. н. жужжащего мостика (фр. chien — букв. — «собачка»), на который натянута бурдонная струна. Одним концом мостик вставляется в паз на деке, таким образом удерживая мостик на месте, а другим, т. н. «молоточком» прилегает к деке, что позволяет вибрировать. При медленной прокрутке колеса лиры давление верхней бурдонной струны (фр. trompette) удерживает мостик на месте, но при ускоренной прокрутке «молоточек» приподнимается, задевая поверхность деки и издавая характерный жужжащий звук. Он используется для ритмичного аккомпанемента основной мелодии, особенно в плясовых мелодиях. На современных лирах их количество может достигать до четырёх. Чувствительность жужжащего мостика регулируется с помощью колка (фр. tirant), изменяющего боковое натяжение на струну и таким образом регулирующего чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют фестивали лирников и ансамблей из их числа. Самый известный проводится в Сен-Шартье (департамент Эндр) около 14 июля[2][неавторитетный источник?].

В венгерской колёсной лире (венг. tekerőlant — букв. — «поворотная лютня», венг. tekerő, nyenyere, nyekerő) также присутствует жужжащий мостик (венг. recsegő — букв. — «жужжалка»), однако регулировка чувствительность осуществляется с помощью клинышка (венг. recsegőék), отклоняющего бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью управляется запястьем лирника. Кроме того, венгерская колёсная лира обладает двумя-тремя бурдонными и одной-двумя мелодическими струнами, корпус широкий и обильно украшен, нередко — резной[2].

Колёсная лира в Верхних Мандрогах

В России появилась в XVII веке[3][4], вероятно, проникнув с территории Украины[5]. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие[3] и слепые[4], исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи[6], а изредка песни другого характера и плясовые мелодии. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенства[4]. Как правило, у русских колёсная лира закрепилась в Подонье и Черноземье — Ростовской, Орловской, Брянской, Курской областях и на Ставрополье. Также существуют сведения о бытовании колёсной лиры в Подмосковье (лирников можно было увидеть на московских улицах и рынках ещё в 1920-х годах[6]), Смоленщине, Калужской, Воронежской, Тульской и ряде других областей. Русская колёсная лира отличается небольшим количеством струн — от двух до четырёх и таким же небольшим звукорядом, используются жильные струны, в наше время — нейлонные и металлические[6]. Как правило, корпус — скрипкообразный. Количество клавиш — от шести до девяти (например, у орловской лиры, хранящейся в московском Дашковском этнографическом музее всего девять клавиш, но употребительны только шесть). Играют на русской колёсной лире сидя, положа её на колени, иногда для удобства у лиры присутствует ремешок. Изготовлением лир, как и в прошлом, как и сейчас, занимаются специализированные плотники и мануфактуры (до революции, например, производство колёсных лир было налажено в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии). Традицию исполнительства на лире в Курской губернии изучал Михаил Сперанский, на Брянщине — Лев Кулаковский, а в Орловщине — А. Л. Маслов[7].

Среди донских казаков колёсная лира (местное название — рыле(й)) бытовала до первой трети XX века, на ней, помимо духовных и исторических песен, также исполняли протяжные песни, плясовые мелодии[6] и былины, из-за чего исполнители могли приглашаться на праздники. Однако у них ареал распространения был довольно узкий — во время своей экспедиции по Подонью 1902—1903 гг. этнограф и музыковед Александр Листопадов обнаружил бытование лиры лишь в Усть-Белокалитвенской (любимой песней белокалитвинских исполнителей на лире была «По Донцу, Донцу») и Екатерининской станицах, где проживало пять исполнителей-рылешников. Донская лира — четырёхструнная, с двумя мелодическими, одной бурдонной (иногда канительной, а не жильной), и одной, располагающейся в корпусе струной для возвращения клавиш в исходное положения после нажима (она могла изготовляться даже из верёвки). Именно из-за непрерывного гудящего звучания бурдонной струны лира у донцов также называлась гудком (данный термин также употреблялся и к бурдонной струне), а исполнитель — гудошником. Корпус у донской лиры — овальный с длинной и широкой шейкой, на левой стороне которой и располагаются клавиши для игры. Шейка оканчивается коником (декоративной головкой) с четырьмя колками-закрутками для струн. Количество клавиш в зависимости от размеров инструмента варьируется от 11 до 14. В отличие от лирников из других областей России, донские рылешники/гудошники были зажиточными людьми[7].

Одним из последних задокументированных российских лирников являлся Климентий Феоктистович Шматов 1891 года рождения (по другим данным, он родился в 1900 году), проживавший в селе Мишковка Стародубского района Брянской области, в 1950-е годы его часто наблюдали играющим на лире на базаре или около местной церкви, в его репертуаре были духовные песни, романсы, шуточные и плясовые песни. Его лира, приобретённая в 1953 году, ныне хранится в Московской консерватории[8][6][7]. Она обладает семью клавишами и приспособлением для натяжения четырёх струн: двух бурдонных и двух резонирующих посередине, хотя на самом инструменте бурдонные отсутствуют, а оставшиеся две хозяин использовал в качестве одной мелодической и одной бурдонной. Диапазон данной лиры охватывает одну октаву — от ми бемоль первой до ми бемоль второй октавы[7]. На данный момент традиция исполнительства на колёсной лире в России возрождается[6].

Украинская колёсная лира отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром. Изредка она встречалась и в России[6]. Как правило, украинская лира трёхструнная (с двумя бурдонными и одной мелодической струной)[2]. Как и в России, на Украине лирники были бродячими музыкантами, зачастую слепыми и притом исключительно мужчинами, обладавшими разнообразным репертуаром: исполняли духовные, шуточные, свадебные, эпические песни — думы, а также плясовые мелодии. Лирники играли и пели песни на ярмарках и празднествах. Существовали специальные школы лирников[5], по окончании обучения которой лирник проходил своего рода «экзамен» по знанию репертуара и владению игрой и получал право на самостоятельную работу, а также саму лиру в награду[9]. Лирники могли объединяться в корпорации[5]. Наивысшего расцвета традиция исполнительства на лире, наряду с игрой на кобзе и бандуре достигает в начале XX века. В 1930-е годы наступает кризис данной традиции, поскольку ввиду бродячего образа жизни и репертуара песен лирники объявляются «нежелательным элементом». С 1933 года в СССР попрошайничество было запрещено законодательно, а кроме того, в том же году владельцев музыкальных инструментов обязали регистрировать их в милиции. Существует миф о т. н. «расстреле кобзарей», повествующий о якобы проходившем в Харькове в начале 1930-х гг. съезде бродячих бандуристов, кобзарей и лирников, после чего все его участники были казнены. Однако никаких документальных и архивных доказательств расстрела не существует[10]. Тем не менее, после 1930-х годов традиция исполнительства на колёсной лире на Украине угасла[5][2]. Одним из последних известных украинских бродячих лирников был уроженец Волынского Полесья Иван Харитонович Власюк (укр. Іван Харитонович Власюк, 1908—1991), чьи 16 песен были записаны в конце 1960-х годов этнографом Алексеем Ошуркевичем[11], но сейчас на Украине исполнительство на лире также возрождается. Одной из современных исполнительниц на лире является Наталия Сербина, первая женщина-лирница. На лире также играл и бандурист Николай Будник.

Техника игры

Белорусская почтовая марка, посвящённая колёсной лире, 2011 г.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Звучание

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с гнусавым оттенком, особенно ценимым украинскими кобзарями. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным.

Иные названия

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии — Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier (последние два термина значат соответственно «бедняцкая лира» и «крестьянская лира»); в Англии hurdy-gurdy (хёди-гёди, встречается и по-русски[12]), во Франции (в том числе в историческом Провансе) — symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо — vielle); в Италии — ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia; в Венгрии — tekerő; в Белоруссии — колавая ліра, на Украине — колісна ліра или реля, в Польше — lira korbowa, в Чехии — niněra .

В культуре

Использование в современной музыке

Примечания

  1. БРЭ, 2009.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 по заявкам трудящихся) — Колесная лира (hurdy-gurdy) Колесная лира,…: musicoftheworld — LiveJournal. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Музыкальная энциклопедия, 1976.
  4. 4,0 4,1 4,2 Васильев, Широков, 1986.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Колёсная лира // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Колёсная лира. Руководство пользователя — БалалайкерЪ. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 28 июля 2021 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Раздел II. Традиции игры на струнных инструментах — продолжение — Русские традиции. Дата обращения: 17 сентября 2021. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  8. Климент Феоктистович Шматов (село Мишковка, Брянск)
  9. Колёсная лира — Российский национальный музей музыки. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 14 июня 2021 года.
  10. «Геноцид кобзарей»: за что в СССР в 1934 году расстреляли слепых певцов — Русская семёрка. Дата обращения: 11 июня 2022. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  11. Иван Харитонович Власюк (1908—1991) — последний.. | Stranniy Attractor | VK
  12. Сапонов М. А. Органистр // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 427.

Литература

  • Колёсная лира // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М., 2009. — С. 470.
  • Лира // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 278—279
  • Сапонов М.А. Колёсная лира // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 282—283. — 786 с.
  • Агажанов А.П. Колёсная лира // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 19—22. — 56 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Колёсная лира // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 64—65. — 88 с.
  • Банин А.А. Традиции игры на струнных инструментах // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М., 1997.
  • Квитка К.В. Об изучении быта лирников // Избранные труды в двух томах. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 327—345. — 423 с.
  • Лира колесная русская (с. 30—31). Лера белорусская (с. 37). Реля, рыля украинская (с. 43) // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: МузГИз, 1963.
  • Вертков К.А. Лира // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: Музыка, 1975. — С. 95—96.