Перейти к содержанию

Фу Си

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фу Си

Фу Си (кит. упр. 伏羲, пиньинь fúxī или 宓犧, 虙羲), иначе Паоси (кит. трад. 庖犧, упр. 庖牺, пиньинь páoxī), Тай хао (кит. 太昊) — легендарный первый император Китая (Поднебесной), божество — повелитель Востока.

Изображение Фу Си на шёлке, середина XVIII века, эпоха Цин

Предание

Фу Си с Восемью Триграммами и черепахой. Картина сунского художника Ма Ли

Фу Си считался владыкой Востока и представлялся существом с телом змеи или луна, но с человеческой головой (описание Хуанфу Ми, 215—282), т.е в виде нага. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Цветом Фу Си был зелёный. Его резиденция находилась в Чэнчжоу в Хэнани, в городе который существует поныне[1].

Рождение Фу Си было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след духа грома, великана Лэй Шэня, по дороге к берегу озера Лэйцзэ.

Согласно китайской традиции, люди обязаны Фу Си умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети. Фу Си считается также изобретателем китайской иероглифической письменности, создавшим первые 8 триграмм, ставших основой для письма и китайской учёности. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине ин-луна, выплывшего из реки Хуанхэ. Фу Си изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством.

Супругой Фу Си была его сестра, богиня Нюйва. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу Си правил с 2852 по 2737 годы до н. э. Он правил 115 лет.

Текстуальные свидетельства

Имя Фу Си впервые упоминается у Чжуан-цзы, 4-3 вв. до н. э., (главы 4, 6, 10, 16), наряду с Жёлтым императором и другими менее известными персонажами, как более или менее известное читателю. Упоминается его имя также и в «Шан Цзюнь Шу» (Книге Правителя области Шан), в «Чжоу би суань цзин» и в «Хуайнань-цзы».

Миф о создании триграмм изложен в трактате «Чжоу и» (Книга перемен). В «Си цы чжуань» Фу Си назван Бао Си.

Фу Си, а также Нюйва, Шэньнун и Юй Великий, описываются Ле-цзы как существа со змеиным телом, головой коровы, носом тигра и лицом человека (蛇身人面,牛首虎鼻) — в пример того, что высшая мудрость не всегда соответствует человеческой внешности.

Свидетельства о Фу Си (Бао Си)

В древности Бао Си был правителем (ваном) Поднебесной. Когда смотрел вверх, тогда наблюдал образы в небе. Когда смотрел вниз, тогда наблюдал образцы земли. Наблюдал узоры птиц и зверей и соответствия земли. Близкое брал у себя. Далёкое брал у вещей. Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм, чтобы проникнуть в добродетель просветлённого духа и распределить по родам (классифицировать) суть десяти тысяч вещей. Создал узелки на верёвках (узелковое письмо), сплёл сети и силки, чтобы охотиться и ловить рыбу. (Си цы чжуань, II, 2)

Ведь наставления, [полученные] без слов, и видение незримого — вот что Фу Си и Шэньнун считали своими учителями. (Хуайнань-цзы. Глава 9. Искусство владычествовать).

Древние изображения Фу Си

Древнее изображение Нюйвы и Фу Си (справа), было обнаружено в Синьцзяне

Дошедшие до нашего времени изображения Фу Си и Нюйва представляют собой рельефы на камне из различных гробниц первых веков нашей эры, изображения настенной живописи этого же времени или более раннего времени и изображения на шёлке, датируемые VI—VIII вв.

Ранние свидетельства в Европе

Триграммы Фу Си были впервые упомянуты Иоахимом Буве[англ.] в 1701 году в письме Лейбницу как соображение о бинарной системе исчисления, разработанной последним. Буве сделал попытку отождествить Фу Си с Гермесом Трисмегистом. Книга Explication de l’arithmetique binaire Лейбница, с упоминанием Фу Си, была опубликована в 1703 году[2].

См. также

Примечания

  1. Фицджералд Чарльз Патрик. История Китая. — Москва: ЗАО Ценрполиграф, 2004. — С. 76—77.
  2. Cammann, Schuyler. «Chinese Hexagrams, Trigrams, and the Binary System». Proceedings of the American Philosophical Society, Vol. 135, No. 4 (Dec.1991):586-7.

Литература

  • Anthony Christie «Chinesische Mythologie», Wiesbaden 1969
  • Anne Birrell «Chinesische Mythen», Stuttgart 2002
  • В.Ежов «Мифы Древнего Китая», Москва 2004.

Дополнительная литература

  • Бай Юй Иконография образов хтонических божеств Фуси и Нюйва на погребальных барельефах периода Дун Хань (25-220 гг. до н. э.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010.№ 126. С. 332—337.
  • Рифтин Б. Л. От мифа к роману. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», М., 1979. По именному указателю.
  • Юань Кэ Мифы Древнего Китая. М., 1987.