Тот
Тот | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Мифология | Древний Египет | |||
Местность | Древний Египет | |||
Греческое написание | Θόουτ | |||
Пол | мужской | |||
Занятие | бог мудрости, знаний, письма, Луны и магии | |||
Отец | нет | |||
Мать | нет (либо Хатхор) | |||
Супруг(а) | Маат[1] | |||
Характерные черты | голова ибиса или павиана | |||
Атрибуты | палетка | |||
Происхождение | Гермополис | |||
В иных культурах | Гермес |
Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty, возможно произносится ḏiḥautī[2]) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов[3]. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий).
Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис.
Считается, что Маат была женским дополнением Тота[4].
История изучения
Работы о боге Тоте были ещё до расшифровки Шампольоном египетской письменности, они опирались на сведения древнегреческих и римских авторов. Наиболее известной из подобных трудов была книга Яблонского «Pantheon Aegyptiorum sive de di iseorum commentariius» (1724), в которой он выступал против популярной в то время точки зрения, что Тот — историческое лицо, возможно один из царей, и придерживался позиции, что он был мифологическим персонажем[5].
Египетские памятники как источник информации о Тоте первым использовал сам Шампольон, невзирая на бессистемность и устарелость сведений, ему первому удалось установить, что это божество было связано с Луной и загробным миром. Достаточно много информации о нём в древнеегипетских памятниках нашёл Карл Лепсиус: некоторые надписи из гробниц Гермопольских номархов, издание Книги мертвых и изучение Гермопольской огдоады дали много материала для изучения Тота. Достаточно долго этот материал было невозможно корректно использовать, по той причине, что египтология придерживалась мнения о застойности египетской культуры. Из-за этого разные данные привлекались как единое целое, а свидетельства древнегреческих источников ставились в один ряд с данными о Древнем и Среднем царствах[6]. Из-за этого научные работы о Тоте грешили огромным количеством неточностей, в частности, в работе Бругша была сделана попытка изучить его как местную форму Шу, близкую к Хепри и Хнуму[7].
Ранние представления
Культ Тота происходил из города Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий), там же был центр его почитания[8][9]. Изначально в этом городе был распространён культ зайца. Он был вытеснен из города культом Тота, а из всех священных животных, почитавшихся там (павиана, змеи и восьми божеств-лягушек), продолжили почитать только павиана, бывшего ведущим животным на праздниках фараона, уже в качестве воплощения Тота[10]. А в более ранней гермопольской мифологии он был архигетом этих восьми божеств[11].
Первоначально почитался в качестве ибиса, возвещавшего разлив Нила, уничтожавшего гадов[12] и олицетворявшего лучшие качества человека[13]. Возможно, тогда же он был астральным богом и следил за равновесием на небе[14]. Кроме того, в Текстах пирамид Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи, но его конкретная роль в тех верованиях из текста не ясна[4].
Неизвестно, имел ли он характеристики лунного божества ещё во времена его регионального почитания в Гермополе, или же это значение он приобрёл в дальнейшем, однако, изначальное влияние Тота как лунного божества вполне вероятно: бог Луны может быть наравне или даже влиятельнее солнечного, у многих древних народов лунные боги считались покровителями, защитниками скота и людей, а также, такие божества часто изображались мудрыми[13].
В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Хора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра[15]. Тем не менее, его продолжали считать языком Птаха и сердцем Ра[10].
Представления во время расцвета Древнего Египта
Позже его представляли в первую очередь как мудрейшего бога, изобретателя иероглифов[12], письменности[14] и календаря[16], автора священных книг, покровителя библиотек, мага, покровителя учёных и чиновников[12]. С ним связывалось знание всех наук, особенно магии[16]. Как бог Луны, он был заместителем бога Ра[12]. Он был членом триады Птах-Хор-Тот, позднее трансформировавшейся в Ра-Хор-Тот[14]. Кроме того, он был богом слова[17], его слова приводили к действиям (в качестве бога слова он имел титул «могущественный в речах»)[18]. Согласно древнеегипетской мифологии, он создал весь мир словом[17].
Будучи богом Луны (эти функции всё больше переходили сыну Амона Хонсу[15]) с титулом «Серебряный Атон», полученным в период Позднего Египта[10], Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии[15]. В династический период постепенно забывалась роль Тота как творца, а всё больше подчёркивалось то, что он создал письменность, был богом мудрости, сохранял баланс между днём и ночью в начале вселенной, был судьёй между Гором и Сетом и имел абсолютную беспристрастность и справедливость[19]. В какой-то момент Тот фактически стал руководить судом мёртвых вместо Осириса[20].
Тот иероглифами | |||
---|---|---|---|
|
Его считали создателем письма, покровителем архивов, Гермиопольской библиотеки и писцов[10]. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним[21].
В качестве протоколиста Тот присутствовал на суде мёртвых Осириса[12]. Занимая особое место среди древнеегипетских богов, он был могущественнее Осириса и даже бога Ра. Он был крайне важным богом в Книге мертвых[18]: там он называется «Писец Маата в энеаде богов», на изображениях в Книге Мертвых у него в руках инструменты для письма: палетка и палочка из тростника[22]. Считался автором ряда заупокойных текстов[18].
Поздние представления
Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём[1].
В эллинистический период его считали создателем священных книг, включая Книгу Дыхания[10].
Миф об изменении календаря
Тоту также приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл эти пять дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти пять дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении пяти дней, выигранных Тотом)[23].
Египтяне также верили, что он вёл счёт времени и создал его разделение на месяцы и годы. Тот имел титул «владыка времени»[10], и считался одним из его богов наряду с Хех[21].
Священные животные
Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан)[14]. Из них основным и более древним символом был ибис: неизвестно, когда павиан стал его вторым символом, поскольку в древнейших текстах он в этом качестве не упоминается[24].
Причин, по которым ибис стал главным священным животным Тота, было немало: сама эта птица сообразительна, красива, её отличают мерная походка и красивый полёт. Охотится эта птица на насекомых и ящериц, что также в глазах древних египтян делало её благодетелем. Вероятно, они также обратили внимание на связь жизни этой птицы и Луны[25]. В результате, он стал главным символом этого божества, зачастую слова «Тот» и «Ибис» египтяне использовали как синонимы, что приводило к различным играм слов[26].
Павиан, будучи вторым его священным животным, мог получить такое значение по нескольким причинам: по мнению Масперо, древние народы любили приписывать обезьянам человечность, способность говорить и т. д. Кроме того, причинами были связь жизни павианов с луной[24], их отвращение к запрещённой жрецам рыбе, на египетском слово, обозначавшее павиана-гамадрила, было удвоением глагола «писать»[27].
Изображения
Чаще всего он изображался в образе человека с головой ибиса, в руках у него был скипетр и анх. В других изображениях он, как лунный бог Аах, изображался как мумия с локоном волос Гарпократа, на таких изображениях у него были месяц и полная луна, а в руках — различные атрибуты Осириса[14].
Иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием[12]. Павиан играл важную роль в Книге мертвых, в ней он показан восседающим на опоре весов, на которых взвешивались души. Роль павиана заключалась в наблюдении за весовой стрелкой, если стрелка показывала равновесие, то он сообщал эти данные Тоту. Генрих Карл Бругш считал, что павиан — олицетворение Тота в качестве бога равновесия и павиан был символом двух равноденствий: осеннего и весеннего. Павиан был связан с Луной, что подтверждается изображениями, где на голове у павиана полумесяц и диск. Также он был представителем Тота как «владыки божественных слов и писца богов», что доказывается изображением, где он держит в лапе палетку Тота и письменный тростник и именуется вышеуказанными титулами[28].
Головные уборы
Поскольку Тот был летописцем, на некоторых изображениях у него на голове был полумесяц, на других изображениях он носил корону Хемхемет, на которой были кобра, рога, солнце и прочее[14]. Как у бога, который считал годы и время вообще, на некоторых изображениях у него на голове были полумесяц и диск. Он был воплощением одного из вариантов богов Ин-Хера и Шу, поэтому на части изображений у него на голове были короны этих богов. На некоторых изображениях Тот носил двойную корону Юга и Севера[18].
Происхождение
Согласно старой легенде, Тот был сыном бога Гора, семя которого попало в тело бога Сета с помощью листьев салата. Это семя проросло, в результате чего родился Тот, вышедший из Сета через его лоб. Есть и другая версия, согласно которой Сет вынул из своего лба золотой серп, который Тот у него отнял и положил на свою голову как украшение. Первый вариант этой легенды был отвергнут доктором Гардинером, по мнению которого, Тот пришёл из места под названием Джхути[14].
Помощники Тота и его фараоны-тезки
Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены[29].
Во время Второго переходного периода один из фараонов XVI династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов XVIII династии — Тутмосидов, в том числе Тутмоса III (Джехутимесу III).
Культ и места почитания
Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий)[30][9][31]. Именно в этом городе находился главный храм Тота[4].
Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту[31]. Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе, Рехуи, Хесерте и Абидосе[4].
В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации[1].
Культ в Гермополе
Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе[31]. О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот). Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды»[32].
Считается, что Тоту был посвящён целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь[33].
Общеегипетский культ
О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III): сразу после перечисления даров Фивам, Мемфису и Гелиополю идёт описание поклонений богу Шу, а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов[34]. Из папируса можно заметить, что Тоту посвящён более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор[35].
Отождествления
У древних греков мудрости покровительствовала богиня Афина, а не бог, поэтому Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии[36].
Тот также ассоциировался с римским Меркурием[10].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Ellie Crystal. Thoth: God of the Moon, Magic and Writing (англ.). Crystalinks. Дата обращения: 2 апреля 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
- ↑ Иоффе Д. Древний Египет и установление поэтических знаков // Критика и семиотика. — 2009. — Вып. 13. — С. 95. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Jenny Hill. Thoth (англ.). Ancient Egypt Online. Дата обращения: 2 апреля 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 416.
- ↑ Тураев, 1898, Введение, с. 2.
- ↑ Тураев, 1898, Введение, с. 3.
- ↑ Тураев, 1898, Введение, с. 4.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148—149.
- ↑ 9,0 9,1 Кристина Свистунова, с. 3.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 Тот / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
- ↑ Тураев, 1898, Ермополь, с. 16.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 13,0 13,1 Тураев, 1898, Ермополь, с. 15.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 147.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Wolfgang Helck. Kleines Lexikon der Ägyptologie. — 4. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. — ISBN 3-447-04027-0.
- ↑ 16,0 16,1 Кристина Свистунова, с. 2.
- ↑ 17,0 17,1 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 419.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 151.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 152.
- ↑ 21,0 21,1 Adolf Erman. Die Aegyptische Religion. — Berlin: Reimer, 1909.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420.
- ↑ Hans Bonnet. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — 3, unveränderte Auflage. — Hamburg: Nikol, 2000. — ISBN 3-937872-08-6.
- ↑ 24,0 24,1 Тураев, 1898, Ермополь, с. 22.
- ↑ Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 8.
- ↑ Тураев, 1898, Ибис. — Тот. — Имя, с. 10.
- ↑ Тураев, 1898, Ермополь, с. 23.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2015, с. 420-421.
- ↑ Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 159—162. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
- ↑ Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 2013, с. 148-149.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 Тураев, 1898, Культ Тота, с. 112.
- ↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 113.
- ↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 119—120.
- ↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 116—117.
- ↑ Тураев, 1898, Культ Тота, с. 118.
- ↑ Jaroslav Černý. Thoth as Creator of Languages (англ.) // Journal of Egyptian Archæology. — 1948. — No. 34. — P. 121—122.
Литература
- Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Тот, бог мудрости и его спутники // Древний Египет: духи, идолы, боги. — Litres, 2013. — С. 147—152. — ISBN 5457408183.
- Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Глава 13 // Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2015. — С. 416—434. — ISBN 5457827887.
- Свистунова, Кристина. Краткий список главных божеств Древнего Египта // SCRIPTORIUM: история древнего мира и средних веков: толковый словарь.
- Тот / Р. И. Рубинштейн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
- Тураев Б. А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древне-египетской культуры. — Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета. — Лейпциг: Типография Ф.А. Брокгауза, 1898.