Перейти к содержанию

Фриде, Георгий Анатольевич

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фриде Георгий Анатольевич
Фриде Георгий-Анатолий-Михаил-Вильгельм
Дата рождения 31 мая 1890(1890-05-31)
Место рождения Рим
Дата смерти 3 декабря 1959(1959-12-03) (69 лет)
Место смерти Париж
Страна Российская империя, Франция
Научная сфера Авиаконструктор
Место работы Бакинская офицерская школа морской авиации, завод В.А. Лебедева
Альма-матер Морской кадетский корпус, Теоретические авиационные курсы при Санкт-Петербургском политехническом институте
Известен как конструктор первого гидросамолёта на подводных крыльях

Фриде Георгий Анатольевич (21.05.1890 г. Рим — 03.12.1959 г. Париж) морской лётчик, лётчик-испытатель, авиаконструктор, участник Первой мировой войны, лейтенант, зам. начальника Бакинской офицерской школы морской авиации (БОШМА), первым пролетевший на гидросамолёте М-5 под Троицким мостом в Петербурге, создатель первого самолёта на подводных крыльях.

Биография

Родился 31 мая 1890 года в дворянской семье. В 1903 году поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в августе 1910 года со званием мичмана. Назначен на Черноморский флот. Проходил службу на линкорах-броненосцах «Георгий Победоносец», «Синоп», «Евстафий».

В 1912 году подал рапорт о зачислении его в Севастопольскую воздухоплавательную школу. Выучился летать на самолёте «Фарман-4». В сентябре 1912 года сдал экзамен на звание военного лётчика. В декабре этого же года Фриде был направлен на теоретические курсы авиации и воздухоплавания имени В. В. Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте. После успешного окончания курсов мичман Фриде вновь был направлен для прохождения службы на корабли Черноморского флота., где был назначен в один из авиационных отрядов при Службе связи флота. В декабре 1913 года Георгий Фриде произведён в лейтенанты.

В 1914 году Фриде разработал свой первый проект самолёта для дальних разведывательных полётов и предоставил его на конкурс. Проект вызвал интерес и Г. А. Фриде для продолжения работы над ним переведён в Санкт-Петербург в Школу морской авиации, расположенную на Гутуевском острове. В зимнее время личный состав школы перебазировался в Баку на незамерзающее Каспийское море, где был образован филиал Морской авиационной школы. В феврале 1917 года Бакинская школа стала самостоятельным учебным заведением. Лейтенант Г. Фриде был назначен помощником начальника этой школы.

Лейтенант Фриде в 1916 году на гидросамолёте M-5 первым в истории авиации совершил пролёт под Троицким мостом в Петрограде.

В 1916 году построил свой первый морской самолёт, выполненный по схеме «парасоль». Для облегчения взлёта, Фриде снабдил аппарат расположенными под фюзеляжем «ножами» — прообразом современных подводных крыльев. Самолёт был построен на заводе В. А. Лебедева. Испытания проводил лётчик А. Ф. Грузинов и лично Фриде. Эффект от использования «крыльев» оказался весьма велик. Но только через много десятилетий изобретение Григория Фриде было по достоинству оценено и востребовано.

К концу 1916 года авиаконструктор Г. А. Фриде начал реализацию своего проекта большого трёхмоторного гидросамолёта ЛГФ («Лейтенант Георгий Фриде») с двигателем Роллс-Ройс мощностью 300 лошадиных сил, взлётный вес — 6 тонн. Проектирование самолёта продолжалось до лета 1917 года. Из-за проходивших революционных процессов реализовать проект не представлялось возможным. Лейтенант Фриде вновь перевёлся на Черноморский флот. После Октябрьской революции авиаконструктор Г. А. Фриде покинул Россию. Оставшуюся часть жизни провёл во Франции. Умер 3 декабря 1959 года в Париже.

Литература

В. П. Иванов «Авиаконструкторы-политехники» Санкт-Петербург 1996 год. Издательство Санкт-Петербургского технического университета.

Источники

https://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28252.htm

http://rdaw.ru/ERD/db/__a10range2217.html

Офицерская школа морской авиации

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/russkij-imperatorskij-voenno-vozdushnyj-flot/morskaya-aviatsiya/letayushhaya-lodka-g-a-fride/

http://ria1914.info/index.php?title=%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B5_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87