Фракийская мифология

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рельеф с изображением фракийского всадника (Национальный исторический музей Болгарии)

Фракийская мифология представляет собой верования фракийцев. Поскольку фракийцы были бесписьменным народом, то представления о их религии в основном черпаются из греческих источников. Так Геродот повествует о четырёх главных богах фракийцев, которые соответствуют греческим богам Арес, Артемида, Дионис и Гермес. Их сопоставляют с фракийскими персонажами:

  • фракийский всадник Герос, культ которого сохранился в образе святого Георгия[1]. Солярное происхождение Героса подтверждается смешением его культа в эпоху поздней Античности с элементами митраизма[2]
  • рогатый бог Сабазий, получивший известность в Элладе как Дионис[3] уже после написания Илиады, где его нет. Большую роль в дионисийском культе играло потребление алкоголя[4], хотя Геродот и не упоминает о распространении пьянства среди фракийцев. Жрецами Сабазия-Диониса были бессы (в Элладе спутники Диониса были истолкованы как сатиры). Культ Диониса заключался в ночных собраниях при свете факелов, где женщины играли значительную роль. Участники набрасывали на себя звериные шкуры и под звуки флейт и тимпанов доводили себя до исступления, после чего разрывали жертвенное животное, выражающее Диониса, и таким образом причащались его плоти[5]. Символом Диониса был лабрис[6]
  • «великая богиня» Бендида — аналог Артемиды или Гекаты[7], святилище которой располагалось в Сармизегетузе и Беглик-Таш.
  • Котис — в его честь совершались оргии, а мужчины переодевались женщинами.

Низовую мифологию фракийцев составлял культ нимф-русалок[8]

Кроме того, популярный персонаж греческой мифологии Орфей сын водяного Эагра, который также являлся легендарным основателем орфизма, имел фракийские корни. Известен такой религиозный реформатор Залмоксис, которого иногда отождествляли с небесным богом Гебелейзисом. Именно он произвел разделение фракийской религии на северное (гето-дакийское), где было сильно патриархальное влияние, и южное направление, где сохранялись черты матриархата.

Некоторые неакадемические исследователи (В. Щербаков) полагают, что фракийская религия оказала существенное влияние на славянское язычество в годы черняховской культуры[9]

См. также

Примечания

  1. Изображения фрако-дакийских божеств. Дата обращения: 6 сентября 2011. Архивировано 14 октября 2007 года.
  2. Тайные культы (мистерии). Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 12 июня 2011 года.
  3. Отношение к этносов и религий в Римской империи (недоступная ссылка)
  4. «Фракийский культ» в Болгарии (недоступная ссылка)
  5. Обрядовые истоки греческой драмы (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 24 марта 2008 года.
  6. Религия хеттов. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 29 января 2016 года.
  7. Богиня Геката. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 25 сентября 2011 года.
  8. Фракийское искусство в Болгарии. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. Теория В. Щербакова о фракийцах, как предках русов. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 15 сентября 2008 года.

Ссылки