Герой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жанна д'Арк считается средневековой Христианской героиней Франции за её роль в Столетней Войне. Она была канонизирована Римской Католической церковью как святая.

Геро́й (от др.-греч. ἥρως — доблестный мужчина, предводитель, героиня в женской форме) — человек исключительной смелости и доблести[1], либо одно из главных действующих лиц литературного[1] (литературный герой) или иного произведения культуры (кинематографический, игровой герой).

Герой перед лицом опасности сражается с невзгодами, проявляя изобретательность, мужество или силу. Как и другие термины, которые раньше были исключительно гендерными (например, актер), герой часто используется для обозначения любого пола, хотя героиня относится только к женщинам. Первоначальный герой классического эпоса поступал так во имя славы и чести. С другой стороны, постклассические и современные герои совершают великие дела или самоотверженные поступки для общего блага вместо классической цели богатства, гордости и славы. Антоним героя - злодей.[2]

В классической литературе герой является главным или почитаемым персонажем героического эпоса, воспеваемый в древних легендах народа, часто стремящегося к военным завоеваниям и живущего в соответствии со своим постоянно ошибочным кодексом личной чести.[3] Определение героя со временем менялось. Словарь Merriam Webster определяет героя как «человека, которым восхищаются за его великие, смелые поступки или прекрасные качества».[4] Примеры героев варьируются от мифологических фигур, таких как Гильгамеш, Ахилл и Ифигения, до исторических и современных фигур, таких как Жанна д'Арк, Джузеппе Гарибальди, Софи Шолль, Элвин Йорк, Оди Мерфи и Чак Йегер, и вымышленных «супергероев», включая Супермена, Человека-паука, Бэтмена и Капитана Америку.

Терминология

«Гера» на языке пеласгов означало «землю», а «герои» — «детей земли»[5][6].

В большинстве европейских языков слово «герой» греческого происхождения (порт. Herói, фр. Héros, англ. Hero). Однако у этого слова имеются аналоги тюркского (кирг. Баатыр) и иранского (тадж. Қаҳрамон) происхождения.

Античность

Персей и голова Медузы на римской фреске в Стабиях. В отличие от средневековых и современных героев, классические герои совершали великие дела из уважения и славы, а не из заботы о благе людей.

См. также: Культ героев в Древней Греции

Классическим героем считается «воин, который живет и умирает в погоне за славой» и утверждает свое величие «блеском и эффективностью, с которой он убивает»[7]. Жизнь каждого классического героя сосредоточена на сражениях, которые происходят на войне или во время эпического путешествия. Классические герои, как правило, полубожественные и необычайно одаренные, такие как Ахиллес. Хотя эти герои невероятно изобретательны и опытны, они часто безрассудны, склонны к бедствиям, рискуют жизнями своих последователей из-за пустяков и ведут себя высокомерно по-детски. В классические времена люди относились к героям с высочайшим уважением и крайней важностью, что объясняет их известность в эпической литературе.[8]

Впервые герои появляются как главные действующие персонажи древнегреческой мифологии, отличные от богов и противопоставленные чудовищам. Главное их отличие от богов состоит в смертности, которую они в той или иной степени пытаются преодолеть. Попытка сделать героя бессмертным — устойчивый мифологический сюжет. Большей частью не сами они, а их бессмертные родители, но обычно эти попытки остаются тщетными: так, Фетида пытается закалить в огне Ахилла, а Деметра — Демофонта, но в дело вмешивается случай, который мешает довести дело до конца.

Появление этих смертных фигур знаменует собой революцию, в которой публика и писатели отвернулись от бессмертных богов к смертному человечеству, чьи героические моменты славы сохранились в памяти их потомков, расширяя их наследие.

Герои, получившие в награду бессмертие:

Типы героев

Большинство героев — воины, которые уничтожают древних чудовищ: Тесей сражается с Минотавром, Геракл с Гидрой, Беллерофонт с Химерой, Персей с Горгоной. Иногда герои сражаются между собой, так Ахилл борется с Гектором. Эти события обыкновенно характеризуются как подвиг, который обеспечивает герою славу.

С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью. Выделяются герои-прорицатели (Тиресий, Амфиарай, Калхант, Трофоний, Мопс, Бранх, Идмон), герои-мастера (Дедал, Зет и Амфион), герои-музыканты (Орфей, Лин), законодатели (Тесей). Своеобразную нишу занял Одиссей, герой-хитрец.

Героический век

Эпоху, в которую действуют герои, называют Героическим веком (1400—1200 гг до н. э., по другим предпочтениям 1500—500 гг до н. э.), и ему предшествует Бронзовый век, а за ним следует Железный век, век обычных людей. В течение героического века герои истребили чудовищ, детей титанов и других хтонических божеств. Закончилась эпоха двумя великими войнами, в которых герои перебили друг друга: походом Семерых против Фив и Троянской войной. Последним из древнегреческих героев считается[9] полулегендарный Клеомед из Астипалеи (V век до н. э.).

Русские сказки

Иван Царевич, герой Русского фольклора, картина Виктора Васнецова (1880)

Владимир Пропп, анализируя русские сказки, пришел к выводу, что в сказке всего восемь драматических персонажей, из которых один является героем.[10] Его анализ широко применяется и к нерусскому фольклору. Действия, которые попадают в сферу такого типа героя, включают:

  1. Выезд на поиски
  2. Реакция на испытание дарителя
  3. Женитьба на принцессе (или похожей фигуре)

Пропп различал искателей и жертв-героев. Злодей мог инициировать проблему, похитив героя или изгнав его; это были жертвы-герои. С другой стороны, антагонист мог ограбить героя или похитить кого-то из близких ему людей, или, без вмешательства злодея, герой мог понять, что ему чего-то не хватает, и попытался найти это; эти герои - искатели. Жертвы могут появляться в сказках с героями-искателями, но сказка не следует за ними обоими.[10]

«Не жертвы — герои…»
(Марсово поле, Санкт-Петербург)

Философия и этика

В XVIII веке образ героя как посредника между богами и людьми актуализирует Джанбатисто Вико в работе Основания новой науки об общей природе наций. Он особо выделяет век героев. В философско-этическом понимании романтической эпохи герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа. После Гегеля тему героизма как исторического действия развивал Томас Карлейль.

«Герой нашего времени»

В разные времена в обществе рождался образ героя для своего времени. Создавались произведения искусства на эту тему. Такие, как «Герой нашего времени». В наше новое время всеобщей компьютеризации, информатизации, глобализации и тотального контроля и насилия над человеком со стороны государства, общество уже не чувствует себя в безопасности и считает героями нашего времени людей, раскрывающих важную для общества, но тщательно скрываемую властями разных государств информацию, таких как Даниэль Эллсберг, Брэдли Мэннинг, Джулиан Ассанж, Эдвард Сноуден[11], Василий Прозоров[источник не указан 699 дней], Сергей Савельев, Владимир Осечкин[12][13][14].

Героизация

Героизация — процесс возведения человека или явления (заслуженно, или же нет) в статус героического (например, героизация сталинизма и нацизма). Осуществляется зачастую путём массированной рекламной кампании (обычно в СМИ). Преследует различные цели — например, создание национальных героев, для дачи примера таковых прочим согражданам, в той или иной области (см. Стахановское движение, лысенковщина).

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Д.Н. Ушаков. Герой // Толковый словарь Ушакова. — 1935—1940.
  2. Olmo Gölz. Gölz “The Imaginary Field of the Heroic: On the Contention between Heroes, Martyrs, Victims and Villains in Collective Memory.” helden.heroes.héros, Special Issue 5: Analyzing Processes of Heroization. Theories, Methods, Histories. Ed. by N Falkenhayner, S Meurer and T Schlechtriemen (2019): 27–38. // helden.heroes.héros. Архивировано 4 сентября 2021 года.
  3. Britannica Academic. academic.eb.com. Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
  4. Definition of HERO (англ.). www.merriam-webster.com. Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 5 сентября 2021 года.
  5. Serv. Verg. Buc. IV 35
  6. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги. Дата обращения: 12 мая 2021. Архивировано 12 ноября 2014 года.
  7. Schein S. The Mortal Hero: An Introduction to Homers's Iliad. — University of California Press. — С. 58.
  8. Levin S. Love and Hero of the Iliad // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. — № 80. — С. 43-50. — doi:10.2307/283510.
  9. Павсаний, Описание Эллады, Элида II, IX, 3.
  10. 10,0 10,1 Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — Москва: Лабиринт, 1998.
  11. Эдвард Сноуден, новый «герой нашего времени» :: Новости Израиля | NEWS.IsraelInfo.ru Архивная копия от 30 июля 2013 на Wayback Machine
  12. Кто такой Сергей Савельев и почему он — настоящий герой нашего времени
  13. Бомба на 100 гигабайт. Первое интервью с Сергеем Савельевым, который выкрал “пыточный архив” ФСИН
  14. Герои нашего времени. Международный литературный портал «Fabulae»

Литература

Ссылки