Фиттерман, Борис Михайлович
Борис Михайлович Фиттерман | |
---|---|
Имя при рождении | Борис Моисеевич Фиттерман |
Род деятельности | конструктор |
Награды и премии | |
Борис Михайлович (Моисеевич) Фиттерма́н (1910—1991) — советский конструктор автомобилей.
Биография
Родился 9 января (по другим данным 8 января) 1910 года в Москве, на Арбате, в семье врача-педиатра и крупного издателя Моисея Яковлевича Фиттермана (?—1932) и зубного врача Розы Самуиловны Фиттерман. Отец возглавлял издательство «Мир», семья жила в доме № 43 на Арбате.
В 1931 году окончил Московский автотракторный институт, где в качестве дипломной работы разработал тяжелый мотоцикл с карданной передачей для возможного использования в РККА. В 1933 году перешёл в Научный автотракторный институт (НАТИ), а оттуда в Научно-исследовательский институт городского движения (НИИГД).
Затем работал на Заводе имени Сталина, где занимался линейкой автомобилей «ЗИС»[1] и был назначен начальником конструкторского бюро шасси. В марте 1943 года стал главным конструктором завода, проработал в этой должности до ареста в 1950 году.
В 1945 году женился на актрисе и балерине, бывшей политзаключённой Иде Пензо.
28 марта 1950 года был арестован по делу о «вредительской группе на заводе ЗИС». Следователями Б. М. Фиттермана были Носов, Лихачёв и Влодзимирский. Следствие было крайне тяжёлым, в основном оно проходило в Лефортовской тюрьме, но после того, как Б. М. Фиттерман отказался от своих показаний, его возили в особорежимную Сухановку[2]. В декабре этого же года по обвинению в саботаже, антисоветской и националистической деятельности, а также во вредительско-подрывной работе постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР был приговорён к 25 годам ИТЛ, наказание отбывал в Речлаге. Участник, но не сторонник Воркутинского восстания. После окончания забастовки его вместе с несколькими активистами группой из 100 человек отвели в тундру к большому выкопанному рву. Там заставили сесть на землю, вытянуть ноги. Так они вместе провели в ожидании расстрела около 9 часов, с десяти утра до семи вечера, после чего усиленная охрана отвела заключенных обратно в зону. В лагере им объявили, что их «простили»[2].
15 октября 1955 года был реабилитирован и восстановлен в КПСС, защитил докторскую диссертацию.
После этого работал заведующим лабораторией и начальником бюро легковых автомобилей Научного автомоторного института (НАМИ), преподавал в Московском автодорожном институте (МАДИ).
Б. М. Фиттерман был главным конструктором автомобиля «ЗАЗ-965» («Запорожец»).
Умер 16 ноября 1991 года. Похоронен на Введенском кладбище (11 уч.)[3].
Семья
Жена (с 1945 года) — балерина Ида Петровна Пензо (1906—1992), первым браком замужем за кинооператором Владимиром Нильсеном.
Награды и премии
- Орден Ленина
- Орден Трудового Красного Знамени
- медали
- Сталинская премия второй степени (1946) — за разработку конструкций нового легкового автомобиля ЗИС-110
- Сталинская премия второй степени (1949) — за разработку конструкции грузового автомобиля «ЗИС-150»
Примечания
- ↑ История в лицах: путь за руку с ЗИС . Дата обращения: 24 июля 2016. Архивировано 11 апреля 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 Фиттерман Б. М. Театр ужасов : Арест. Тюрьма. Лагерь. // Лехаим. — 1995. — № 44. — С. 42-47. . Дата обращения: 26 июня 2020. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ Фиттерман Борис Михайлович (1910—1991) . Дата обращения: 24 июля 2016. Архивировано 1 декабря 2017 года.
Ссылки
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «В память 800-летия Москвы»
- Лауреаты Сталинской премии
- Персоналии по алфавиту
- Выпускники МАМИ
- Конструкторы СССР
- Автомобильные конструкторы СССР
- Реабилитированные в СССР
- Доктора технических наук
- Исключённые из КПСС
- Преподаватели МАДИ
- Похороненные на Введенском кладбище
- Инженеры и конструкторы, репрессированные в СССР
- Участники Воркутинского восстания
- Заключённые Сухановской тюрьмы
- Заключённые Лефортовской тюрьмы
- Преподаватели по алфавиту