Нильсен, Владимир Соломонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Нильсен
начало 1930-х годовначало 1930-х годов
Имя при рождении Владимир Соломонович Альпер
Профессия кинооператор,
педагог
Карьера 1925—1937
Награды

Влади́мир Семёнович (Соломо́нович) Ни́льсен (настоящая фамилия: А́льпер; 3 марта 1906, Санкт-Петербург — 20 января 1938, Москва) — советский кинооператор, теоретик по вопросам операторского мастерства. Жертва «большого террора».

Биография

Юность и эмиграция

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера Шлёмы Мовшевича (Соломона Моисеевича) Альпера и зубного врача Софьи Моисеевны Альпер[комм. 1]. В десять лет увлёкся кинематографом. Соорудил дома кукольный театр, рисовал схемы проекционных аппаратов[4].

C 1921 года обучался на физико-математическом факультете Петроградского университета[5], в 1923 году был отчислен как «классово чуждый элемент»[6]. Свободно владея немецким языком, нелегально перешёл границу и через Польшу перебрался в Германию[7].

Поступил в Штрелиц-Мекленбургский политехнический институт, который окончил в 1926 году, получив диплом электротехника. Занимался фотографией, самостоятельно освоил профессию оператора, работал кинохроникёром на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях, стал членом профсоюза работников немецкого кино. В 1924 году вступил в Коммунистический Союз молодёжи Германии, а затем в Компартию Германии, выдав себя за шведа по фамилии Нильсен. В Берлине нашёл дальних родственников, но жил на частных квартирах[4]. Одно время снимал комнату вместе с Николаем Емельяновым — сыном рабочего Н. А. Емельянова, который летом 1917 года прятал Ленина от агентов Временного правительства в шалаше у Финского залива[4].

Через год после прибытия в Германию познакомился с секретарём советского торгпредства в Германии Елизаветой Медведовской, которая стала его гражданской женой, секретарём «Инторга» Саулом Гофманом, в лице которого он нашёл друга, влюблённого в кино, и соавтора-переводчика, старшим бухгалтером финотдела и будущим режиссёром Михаилом Дубсоном, главным инженером киноотдела торгпредства Б. А. Лагорио, который помог ему освоить новые типы кинокамер[4].

Новые друзья познакомили его с заведующей художественно-промышленным отделом торгпредства Марией Фёдоровной Андреевой, актрисой и гражданской женой Максима Горького, которая вскоре поручила ему опекать в Германии советских кинематографистов[4]. В 1925 году в качестве оператора, помощника и переводчика участвовал в съёмках фильма «По Европе» Николая Лебедева, члена правления Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Весной 1926 года на одном из закрытых просмотров фильма «Броненосец „Потёмкин“» познакомился с Сергеем Эйзенштейном. «Это гений, я буду с ним работать. И, кажется, он этого хочет», — сказал он Саулу Гофману[4].

Возвращение в СССР

В 1927 году Нильсен вернулся в Советскую Россию, работал лаборантом на московской кинофабрике «Совкино»[5], был помощником оператора на фильмах Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). Вскоре женился на гражданке Италии «с видом на жительство в СССР» Иде Пензо[4].

В 1928 году погрузился в комсомольско-молодёжную работу. Прослушав лекции на курсах «по изучению революционного движения за рубежом», «о целях и задачах МОПРа», работал в агитсекции Замоскворецкого райкома комсомола. Отмечен как хороший «докладчик по интернациональным вопросам», а в феврале 1929 года избран председателем интернациональной комиссии МК ВЛКСМ. Часто встречался с иностранной молодёжью на политических диспутах, митингах, торжественных заседаниях, выполнял поручения молодёжной секции Коминтерна[4].

Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей и женитьба на гражданке «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение.

Осенью 1929 года по обвинению в незаконном «переходе государственной границы» Нильсен был арестован и через три месяца приговорён к трём годам ссылки. Чтобы избежать ареста жены как ЧСИР, Нильсен на время развёлся с ней, но она поехала в ссылку вместе с ним. Они провели два года на севере (Няндома в Архангельской области, затем в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа), где он работал на гидроэлектростанции[8], преподавал рабочим электротехнику, работал осветителем и киномехаником в местных клубах, оборудовал в старой бане слесарную мастерскую. В 1931 году журнал «Пролетарское кино» опубликовал его статьи о творческом методе оператора и его работе в «реконструктивный период»[4].

Оператор и теоретик

В 1931 году Нильсен был досрочно освобождён и возвратился с женой в Москву. Три месяца работал в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) старшим научным сотрудником, стал оператором «Союзкинохроники», где оставался по 1932 год, когда перешёл в Москинокомбинат («Мосфильм» — с 1935 года)[8]. По рекомендации Сергея Эйзенштейна начал преподавать в Государственном институте кинематографии (ГИК). В 1935 году был уже доцентом, а в 1936 году его назначили исполняющим обязанности заведующего кафедрой операторского мастерства ВГИКа.

В 1932 году начальник Главного управления кинофотопромышленности СССР (ГУКФ СССР) Борис Шумяцкий, восхищённый представлением «Музыкальный магазин» с участием джаз-коллектива Леонида Утёсова, решил превратить его в кинокомедию. Постановку поручили ученику и помощнику Сергея Эйзенштейна Григорию Александрову. По словам Иды Пензо, Шумяцкий предложил Александрову пригласить Нильсена в качестве оператора, поскольку тот «давно мечтает применить свои новые технические методы в комедийном жанре»[4].
По воспоминаниям современников, Нильсен выступал не только оператором «Весёлых ребят», но и сорежиссёром, участвовал в работе над сценарием, в подборе актёров, разработке и постановке множества трюков, придумал заставку к фильму в виде рисованных портретов Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда, которые «в картине не участвуют», а также сцену с ласточками на проводах в виде «живых нот»[9]. По воспоминаниям Леонида Утёсова, на съёмках Нильсен якобы стал соперником Александрова в борьбе за внимание тогда ещё малоизвестной Любови Орловой. Поначалу она явно симпатизировала Нильсену, флиртовала и с тем, и с другим, но остановила свой выбор на Александрове[10].

В 1933 году опубликовал книгу «Техника комбинированной киносъёмки». В 1935 году в составе делегации кинематографистов посетил Париж и Голливуд с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. Стал техническим консультантом ГУКФ СССР. Вместе с Шумяцким работал над книгой «Американская кинематография».

В фильме Григория Александрова «Цирк» (1936) впервые в СССР применил метод рирпроекции и транспарантной съёмки[11]. Отвечал за рирпроекции и другие комбинированные съёмки в фильме Сергея Эйзенштейна «Бежин луг» (1935–1937). В 1936 году в Киноиздате вышла его книга «Изобразительное построение фильма: Теория и практика операторского мастерства».

Весной 1937 года в качестве соавтора сценария, оператора и сорежиссёра приступил к работе над фильмом Григория Александрова «Волга-Волга». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится машинописный вариант режиссёрского сценария с его фундаментальной правкой. О съёмках этого фильма собирался написать книгу.

Арест и расстрел

22 сентября 1937 года Нильсен возвратился в Москву после съёмок на Урале. Многих его друзей, коллег с «Мосфильма» и «Ленфильма» тем временем объявили врагами народа.

Вечером 8 октября 1937 года был арестован в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян[12]. Место захоронения — общая могила расстрельного полигона Бутово-Коммунарка[13].

Реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР[12].

Семья

  • Отец — Соломон Моисеевич (Шлёма Мовшевич) Альпер, инженер-строитель, работал управляющим лесопильными заводами, затем владелец акционерного общества гидротехнических сооружений Петербурга. Мать — Софья Моисеевна Альпер, зубной врач.
  • Сестра — Эрна Соломоновна Альпер (1914—?).
  • Жена (с 1928 года) — Итте Пензо (Ида Петровна Пензо; 1906—1992), актриса и балерина, по второму браку — Фиттерман.

Фильмография

Библиография

Монографии
  • Техника комбинированной киносъёмки / под ред. Э. Тиссэ. — Москва: ГИ Лёгкой промышленности, 1933. — 138 с.
  • Справочник кинооператора / В. Нильсен, А. Сахаров. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1936 (Л.: тип. им. Лоханкова и тип. им. Володарского). — Переплёт, 186, [5] с.
  • Изобразительное построение фильма / Предисл.: А. А. Фёдоров-Давыдов. — Москва: Кинофотоиздат, 1936 (тип. «Искра революции»). — Суп.-обл., переплёт, 225 с.
Переводы
  • Техника кино-трюка = Der Trickfilm : с 40 рисунками и схемами / Гвидо Зебер; с предисл. С. М. Эйзенштейна; под ред. Э. К. Тиссэ ; пер. и перераб. В. Л. Нильсена и Саула Гофмана. — Москва: Теа-Кино-Печать, 1929. — 213 с.
  • Фильма и техника = Der film in der technik. Von R. Thun / Р. Тун; Пер. с нем. С. М. Гофмана, И. И. Блумберга, В. Н. Нильсена; Под ред. Э. К. Тиссе. — Москва: Теакинопечать, 1930 (Л.: гос. тип. им. Евг. Соколовой). — 238 с.

Награды

  • орден «Знак Почёта» — «За заслуги в области кино-операторского искусства» (2 февраля 1937)[15], также был премирован автомобилем М-1
Памятный знак
В. С. Нильсену
Открытие памятного знака в Москве на доме 4 в М. Палашёвском переулке

Память

Комментарии

  1. В Санкт-Петербурге семья проживала на улице Коломенской, дом № 18[1], позже на улице Можайской, дом № 12[2] и, наконец, на улице Таврической, дом № 45[3].
  2. Съёмки «Волги-Волги» завершал Борис Петров, изначально бывший ассистентом Владимира Нильсена. Долгое время он значился единственным оператором картины[14].

Примечания

  1. Весь Петербург (1907). Дата обращения: 25 июня 2018. Архивировано 25 июня 2018 года.
  2. Весь Петербург (1914). Дата обращения: 25 июня 2018. Архивировано 23 февраля 2018 года.
  3. Весь Петроград (1917). Дата обращения: 25 июня 2018. Архивировано 25 июня 2018 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Бернштейн А. Голливуд без хэппи-энда. Судьба и творчество Владимира Нильсена // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 60. — С. 213—259. Архивировано 28 марта 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Операторы советского кино, 2011, с. 258.
  6. Минченок Д. Дунаевский — красный Моцарт. – М.: Молодая гвардия, 2006.
  7. «Верните мне свободу!» Деятели литературы и искусства России и Германии – жертвы сталинского террора. Мемориальный сборник документов из архивов бывшего КГБ / Ред.-сост. В. Калязин, В. Гончаров (Центральный архив ФСБ РФ). – М.: Медиум, 1997, с. 73.
  8. 8,0 8,1 Операторы советского кино, 2011, с. 259.
  9. Дмитрий Минченок. Люди в красном. Электронное периодическое издание «MK.ru» (29 сентября 2002). Дата обращения: 22 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  10. Ольга Кунгурцева, Всеволод Цымбал. Интервью с племянницей Леонида Утёсова Майей Молодецкой. По волнам моей памяти. Газета «Бульвар Гордона» № 12 (48) (21 марта 2006). Дата обращения: 22 марта 2015. Архивировано 14 октября 2009 года.
  11. Кино. Энциклопедический словарь Юткевича, 1987, с. 299—300.
  12. 12,0 12,1 Нильсен Владимир Семенович, Мартиролог расстрелянных в Москве и Московской области. Архивировано 24 сентября 2015 года. Дата обращения 22 марта 2015.
  13. 13,0 13,1 «Последний адрес» Владимира Нильсена. csdfmuseum.ru. Музей ЦСДФ (10 декабря 2018). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  14. Салис Римгайла. У истоков «Волги-Волги» // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 76. — С. 314—343. — ISSN 0235-8212.
  15. О награждении работников кинематографии / Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР // Советское искусство : газета. — 1937. — 5 февраля (№ 6 (352)). — С. 1.
  16. Москва, Малый Палашёвский переулок, дом 4 Архивная копия от 10 сентября 2017 на Wayback Machine // Сайт «Последний адрес»

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Масуренков Д. Книга, не прочитанная вовремя. К столетию со дня рождения В. Нильсена // Техника и технологии кино. 2006. Опубликовано в Интернете
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М.: Киновек, 2011. — 418 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-905352-03-4.