Перейти к содержанию

Философская логика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Философская логика (англ. Philosophical logic) ― область логики, которая изучает применение логических методов к философским проблемам, часто в форме расширенных логических систем, таких как модальная логика. Некоторые теоретики понимают философскую логику в более широком смысле как изучение сферы охвата и природы логики в целом. В этом смысле философскую логику можно рассматривать как идентичную философии логики, которая включает в себя дополнительные темы, такие как определение логики или обсуждение фундаментальных концепций логики. В настоящей статье философская логика рассматривается в узком смысле, в котором она образует одну область исследования в рамках философии логики.

Описание

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа[англ.] различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом к логической формализации рассуждения послужило выявление силлогизмов, или рассуждений вида:

Все животные смертны;
Слон — это животное.
Слон смертен.

Корректное использование силлогизмов открывает дорогу для доказательных рассуждений в философии, в математике, в естественных науках или для формализации дедуктивного мышления[1].

При всей своей кажущейся простоте выделение силлогизмов из обычной человеческой речи произошло не сразу и не везде[2]. Выделению силлогизмов как способа доказательства способствовало сочетание философии и математики, распространённое в Древней Греции. Первое формальное изложение понятия силлогизма и простейшей логической системы было сделано Аристотелем[⇨]. Логика Аристотеля оставалась неизменной две тысячи лет, до начала XX века, когда исследования в математике и аналитической философии открыли дорогу для развития логики[⇨]. Была формализована «логика первого порядка» или «логика предикатов», которая к настоящему моменту хорошо изучена. Однако, как оказалось, для полноценного анализа философской аргументации, а тем более естественной человеческой речи требуется применение модальной логики и логик более высоких порядков, в частности логики второго порядка. Кроме этого взаимосвязь формального символического языка и естественной речи исследуют логическая семантика и семиотика. Эти дисциплины в совокупности с модальной логикой более высоких порядков продолжают оставаться областью активных междисциплинарных исследований. Современная логика состоит из нетривиальных, глубоко математических концепций, которые изучаются философами, математиками, лингвистами, а в последнее время ещё и программистами и специалистами в области теории решений и искусственного интеллекта. Логика, таким образом, является как одной из самых древних, так и одной из самых современных дисциплин[3][4][5].

См. также

Примечания

  1. Moore & Bruder, 2005, p. 70—71.
  2. Например, в древнеиндийской философии такой трёхчленный силлогизм выделен не был.
  3. The Oxford Companion to Philosophy, 2005, p. 536—537.
  4. Priest, 2000, p. xi—xii, 94—101.
  5. Бочаров и Маркин, 2010.

Литература