Фёдор I Иоаннович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Феодор Иоаннович»)
Фёдор I Иванович
Фёдор Иванович. Реконструкция ГерасимоваФёдор Иванович. Реконструкция Герасимова
18 (28) марта 1584 — 7 (17) января 1598
Коронация 31 мая 1584
Совместно с Борис Годунов (1587—1598)
Предшественник Иван Грозный
Преемник Борис Годунов
Наследник Дмитрий Углицкий до 1591

Дата рождения 31 мая 1557(1557-05-31)
Место рождения Переславль-Залесский
Дата смерти 7 (17) января 1598(1598-01-17) (40 лет)
Место смерти Москва
Место погребения Архангельский собор (Москва)
Род Рюриковичи
Отец Иван IV Грозный
Мать Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева
В браке Ирина Фёдоровна Годунова
Дети дочь Феодосия
Отношение к религии Православие
Известен как Последний представитель и Царь Московского дома Рюриковичей на Российском престоле

Фёдор I Ива́нович, известен также по имени Феодор Блаженныйцарь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский»[1]. Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

Ранние годы

Когда родился Фёдор, Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест, также сохранившаяся до нашего времени.

Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году).

19 ноября 1581 года умер наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Вступление на престол, титул

Рождение Фёдора

18 (28) марта 1584 царь Иван Грозный умер.

Исаак Масса[2]отмечает: «помазывался на царство как следует обычаю с начала нового года — 1 сентября 1584». Кроме того он приводит его полный титул, который впоследствии указывал и Татищев:

Божиею милостию царь и великий государь всея России, самодержец владимирский, московский, новгородский, царь астраханский, государь псковский, великий князь смоленский, земель тверской (Otveria), югорской, пермской, вятской, болгарской, государь и великий князь низовых земель, черниговской, рязанской, полоцкой, ростовской, ярославской, белозерской, удорской, обдорской, кондинской, всей сибирской и самоедской земли и ногайцев, верховный повелитель северской земли (in den noortsen lande Siveria) и государь Ливонии.

Кризис власти

При царе Фёдоре по «Духовной грамоте» его отца был создан регентский совет из семи человек. В состав совета вошли самые влиятельные члены Боярской думы: князь Богдан Яковлевич Бельский, князь Иван Петрович Шуйский, боярин Никита Иванович Романов, князь Иван Фёдорович Мстиславский, боярин Борис Фёдорович Годунов, окольничий и казначей Пётр Иванович Головин и глава Посольского приказа думный дьяк Андрей Яковлевич Щелкалов[3][4].

Современные историки (В.М. Володихин и А.Н.Боханов) опровергают исторический миф о том, что Фёдор Иванович был немощным и слабоумным. Как считает Е.Ю. Спицын, этот миф получил активное хождение по двум причинам[3]:

  1. Игнорирование аутентичных русских источников ("Летописная повесть" князя И.М. Катырева-Ростовского, 1626) и полное доверие к свидетельствам заезжих иностранцев вроде английского купца Дж.Флетчера с его пасквилем "О государстве русском" (Лондон, 1591);
  2. Практически вся историческая наука есть плод эпохи Просвещения с его рационализмом и оценочными категориями, касающимися понятий благочестия, которые и трактовались как свидетельство "слабоумия" царя.

«Кризис власти» при воцарении Фёдора Иванович не был таким продолжительным, как при малолетстве Ивана IV, когда за влияние боролись Глинские, Бельские и Шуйские, и был бескровным. Так, в конце 1584 года окольничий П. И. Головин, уличённый в хищениях из казны и приговорённый к смертной казни, в последний момент был помилован и сослан на покаяние в монастырь[3].

Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича — Россией правил Борис Годунов, чья деятельность была нацелена на всестороннее укрепление государственности и престижа Москвы. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость[5].

Основные события царствования

Внешняя политика

Дипломатия и военные кампании

В 1587 году русским дипломатам во главе с дьяком Посольского приказа Андреем Яковлевичем Щелкаловым удалось продлить действие заключённого в 1582 году Ям-Запольского мирного договора с Речью Посполитой[3].

Это позволило высвободить ресурсы при очередной Русско-шведской войне после того, как шведы сорвали заключённое в 1586 году Плюсское перемирие. Начало кампании в Эстляндии было успешным для русского войска во главе с Д. И. Хворостининым[3].

Разгромив отряд генерала Г. Байера под Ивангородом и блокировав Нарву, русская сторона склонила шведов к мирным переговорам, однако уже в ноябре они были сорваны шведами под водительством маршала К. Флеминга. Позиционные бои до 1593 года не принесли шведам победы. 18 (28) мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1595 годов. Сумев воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, Русское царство, согласно договору, получило Ивангород, Ям, Копорье и Корелу (взамен Годунов оставил шведам Нарву). Таким образом, удалось вернуть все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны. Швеция закрепила за собой Ижорскую область и получила право торговли на всей территории Русского государства, которое могло торговать с Европой только через шведские порты Рига и Ревель[3].

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячным войском подошёл к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать её не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения. В сражении 5-6(15-16).07.1591 года войска хана потерпели поражение и это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. При переправе через Оку был разгромлен арьергард крымского войска.[6] Окончательно закрепив успех при отражении крымских набегов в два последующих года, в 1594 году правительство Годунова заключило с Казы-Гиреем мирный договор в Бахчисарае, после чего на южных рубежах России установился мир до царствования Василия Шуйского.[7]

Патриаршество

Благодаря стараниям Годунова в январе 1589 года с благословения находившегося в Москве вселенского патриарха Иеремии II были учреждены патриаршество и Освященный собор, названный «Собором великого Российского и Греческого царства». Из трёх кандидатов — митрополита Иова, новгородского архиепископа Александра и ростовского архиепископа Варлаама — Собор избрал первого Московского патриархамитрополита Московского и всея Руси Иова, что было официальным признанием независимого статуса Московской церкви (русская киевская митрополия оставалась в юрисдикции константинопольского престола)[3].

Судебная реформа

Фёдор Иоаннович утвердил новый Судебник, расширенный с учётом судебной практики, особенно в части земельных прав черносошных крестьян и полномочий крестьянской общины[3].

По сравнению с судебником 1550 года содержит ряд нововведений. Расширены полномочия крестьянской общины (мира), решающего вопросы о границах наделов. Допускается наследование имущества дочерьми в равной доле с сыновьями. Впервые содержит ответственность за плохое содержание дорог, вследствие которого происходят несчастья с людьми или животными[8].

Строительство городов

При Годунове развернулось небывалое строительство городов, церквей, крепостных сооружений. По инициативе Бориса Годунова началось выдвижение русских засечных черт далеко в степь и строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). Ускорилось продвижение русских в Сибирь, где в Ирменском сражении в 1598 году был окончательно разгромлен хан Кучум, основаны города Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов (1593), Сургут и Тара (1594), Обдорск (1595), Нарым (1598), Мангазея (1601), Томск (1604) и другие.[9]

В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей Русского государства от Польши. Ещё одним проектом Бориса Годунова стала каменная крепость Борисов городок под Можайском, при которой была также построена Борисоглебская церковь — крупнейший шатровый храм в русской истории.

При Годунове в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584—1591 годах под руководством зодчего Фёдора Савельева по прозвищу Конь[10] были возведены стены Белого города протяжённостью 9 км (они опоясали район, заключённый внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена ещё одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».

Хроника событий

Смерть

В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 (17) января 1598 года в час ночи скончался. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Погребён он был в Архангельском соборе Московского Кремля[1].

Фёдор Иоаннович не оставил после себя наследников. Во время его правления погиб его младший единокровный брат царевич Дмитрий. Таким образом прямая линия наследования пресеклась.

Оценка

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» описывает обычный распорядок дня Государя так:

Борис Годунов

«Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого царь посылает к царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идет здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа… После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей»[12].

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I Ивановичу (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой Никиты Романовича Захарьина — деда Михаила); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

Изображение Фёдора Иоанновича, Царь-пушка

По отзыву английского дипломата Джайлса Флетчера[13]:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса[13]:

Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Шведский король Карл IX отозвался о нём так:[14]

«русские на своём языке называют его „durak“».

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку[13]:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии»[13].

Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырёв-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чём попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому»[1].

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»[1].

В статье, посвящённой прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царём“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нём мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“. Именно таким изобразил царя Фёдора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его „тихим идиотом“. А поляк Лев Сапега утверждал, что „напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убеждён, что он вовсе лишен его“»[15].

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Фёдора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых[1].

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьёй“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“»[16].

В культуре

В кино

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор — народный художник РФ Андрей Ковальчук).

В 2016 году в Белгороде был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу[17].

В филателии

В 1996 году Почта России выпустила марку, посвящённую Фёдору Ивановичу.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января. www.eparhia-saratov.ru. Дата обращения: 8 марта 2020.
  2. Исаак Масса. Исаак Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, cлучившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей. hist.msu.ru.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Спицын, Е.Ю. Тема 9. Россия в конце XVI - начале XVII вв. Смута в Русском государстве // Древняя и Средневековая Русь IX-XVII вв. Полный курс истории России. — Москва: Концептуал, 2021. — Т. 1. — С. 324—330. — 440 с. — ISBN 978-5-907079-57-1.
  4. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М.: Наука, 1978. — С. 16—17.
  5. Борис Феодорович (Годунов) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Лосик А. В., Щерба В. Н. Русское войско в Смутное время. По сведениям «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. // Военно-исторический журнал. — 2020. — № 4. — С.80—87.
  7. Виноградов А. В. Дипломатическое противостояние Москвы и Бахчисарая после договора 1594 года: от мирного соглашения до династического кризиса в Крыму 1596—1597 годов. // Средневековые тюрко-татарские государства = Medieval turkic-tatar states: научный ежегодник. — Казань: Институт истории имени Ш. Марджани, 2018. — № 10. — С.33—62.
  8. Судебник царя Федора Иоанновича 1589 г. : по списку собрания Ф. Ф. Мазурина. — Москва: Комиссия печатания государственных грамот и договоров при Московском главном архиве Министерства иностранных дел, типография Г.Лесснера и А.Гешеля, 1900. — XXXIX, 56 с. https://www.prlib.ru/item/372572
  9. Никитин Д. Н., Никитин Н. И. Покорение Сибири. Войны и походы конца ХVI — начала XVIII века. Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine — М.: Русские витязи, 2016. — 124 с. — (Ратное дело). — ISBN 978-5-9906037-7-6.
  10. Этот же архитектор руководил постройкой грандиозных крепостных сооружений в Смоленске (1595—1602 гг.), в закладке которых принимал участие Борис Годунов.
  11. Игорь Курукин, Ирина Карацуба, Никита Соколов. Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — Litres, 2019-01-30. — 870 с. — ISBN 978-5-457-66308-4.
  12. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — СПб.: товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 7.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Дмитрий Володихин. ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ Когда на троне блаженный. Журнал "Фома" (21 сентября 2009).
  14. Кобрин В. Б. Гробница в московском Кремле // Кому ты опасен, историк? / Владимир Борисович Кобрин. — М.: Московский рабочий, 1992. — 224 с.
  15. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён (недоступная ссылка). cerkov.ru. Дата обращения: 21 апреля 2015. Архивировано 13 июля 2015 года.
  16. Музеи Московского Кремля: О МУЗЕЯХ. www.kreml.ru. Дата обращения: 8 марта 2020.
  17. Памятник царю Федору Иоанновичу открыт в историческом парке Белгорода. ТАСС. Дата обращения: 7 ноября 2020.

Ссылки