Архангельский собор (Московский Кремль)
Собор Святого Архистратига Михаила | |
---|---|
Архангельский собор | |
![]() | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Адрес | Кремль, Соборная площадь |
Ближайшая станция метро |
|
Конфессия | православие |
Патриархат | Московский |
Епархия | Московская |
Благочиние | Центральное |
Освящён |
|
Придел(ы) |
|
Престольный праздник |
|
Реликвии |
|
Основание | XVI век |
Основатель | великий князь Василий III Иванович |
Автор проекта | Алевиз Новый |
Строительство | 1505—1508 годы |
Архитектурный стиль | Московская школа |
Основные даты | |
Состояние |
|
Статус |
|
Сайт | arhangelmos.moseparh.ru |
Kremlin and Red Square, Moscow (Московский Кремль и Красная Площадь) |
|
Ссылка | № 545 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | (i), (ii), (iv), (vi) |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1990 (14-я сессия) |
55°45′01″ с. ш. 37°37′04″ в. д.HGЯO |
Собо́р Свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кремле́ (Арха́нгельский собо́р) — православный храм Центрального благочиния Московской епархии Русской православной церкви, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»[1].
История
Строительство
Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом, братом Александра Невского. В 1333-м на его месте воздвигли белокаменную Архангельскую церковь, которую освятил митрополит Феогност. Сооружение возвели по указу Ивана Калиты в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного возросшей, но не давшей зёрен рожью. Предположительно, это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Он служил усыпальницей великокняжеского рода[2][3]. В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики, а также создали новые иконы для высокого двухъярусного иконостаса[4]. Во время пожара 1475 года для спасения здания от огня разобрали деревянные приделы во имя Воскресения и апостола Акилы, которые восстановили в 1482-м[5][6].
К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III. Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III. Когда постройка была доведена до верхних камор, гробы князей перенесли и расположили вдоль стен. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор, что определило пятиглавие и разделение алтарной преграды на пять частей в Архангельском храме[2]. 8 ноября 1508-го его освятил митрополит Симон. Собор имел семь приделов: Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника, Покровский придел, Иоанна Милостивого, Андрея Критского, Обновления храма Воскресения Христова, апостола Акилы[7][8].
XVI—XIX века
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=G.Quarenghi_-_Views_of_Moscow_and_its_Environs_-_Sobornaya_Square_at_the_Moscow_Kremlin_-_1797.jpg&width=200)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Arkhsobor19cen.jpg&width=200)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Archangel_Cathedral_interior_by_K.Bulla_2a.jpg&width=200)
Собор пострадал в пожаре в 1547 году. Повреждённая от огня живопись была восстановлена новгородскими и псковскими мастерами[9]. С 1599 по 1765 год при нём стояли особые архиереи, совершавшие панихиды в дни поминовения князей и царей[1].
В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи, пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией. Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял изограф Симон Ушаков. С ним работали девяносто два художника, среди которых: Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Фёдор Зубов, Фёдор Фёдоров Козлов, Иосиф Владимиров, Гурий Никитин и Сила Савин. В 1677 году Ушаков написал для собора посмертную парсуну царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича[10][11]. В 1680-м был создан новый резной иконостас[9].
Собор пострадал в ходе Троицкого пожара в 1737 году, после чего его капитально ремонтировали в правление Елизаветы Петровны. Возобновлением руководил князь Дмитрий Ухтомский. В результате работ были сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады на местные иконы, восстановлены портреты царей и надгробия. Центральная, ранее шлемовидная глава, получила луковичную форму, часть южного фасада перекрыли белокаменными контрфорсами, с закомар убрали декоративные украшения[9]. После учреждения самостоятельного Московского епархиального управления в 1742-м Архангельский собор стал кафедральным[10]. С 1771 года по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, лексикограф и автор «Церковного словаря»[12][13].
По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма, рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова. Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами. В 1772 году восстановили три верхних яруса иконостаса, отреставрировали решётки около гробниц, изготовили пять паникадил, сделали новые покрова: бархатные — на царские надгробия и суконные с крестами из серебряного позумента — на великокняжеские[9][14].
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки[15][16]. После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти. Собор переосвятил в 1813-м епископ Августин (Виноградский), викарий Московской епархии[17].
В 1826 году к южной стене собора пристроили двухэтажную палату для священнослужителей на месте прежней одноэтажной, в которой судили монастырских крестьян. В 1837-м среднюю главу собора позолотили и обшили медными листами, четыре угловых купола покрыли белой жестью, кресты на всех главах обтянули латунью и вызолотили. Через десять лет в западное междустение перенесли Покровский придел[9][18][19].
Общая реставрация Архангельского собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова[9]. В 1870-е годы иконы реставрировались Николаем Подключниковым. В 1895-м храм перешёл в ведение Московской дворцовой конторы[6]. Через два года реставрацию иконостаса и образов производила мастерская Якова Ефимовича Епанечникова под наблюдением Московского археологического общества[20].
Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом № 809 от 23 февраля 1895 года передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом[21].
XX век
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0._%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C_%28%D0%BE%D1%82_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8%29_%D0%BD%D0%B0%D1%871920%D1%85_past740489_e1tRSM.jpg&width=200)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MoscowKremlin_CathedralArchangel2.jpg&width=200)
(вид с северо-востока)
В 1913 году к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых в соборе обновили интерьер усыпальницы, промыли стенопись и главный иконостас, отреставрировали Царские врата, вычистили паникадила, подсвечники[22]. По рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Фёдоровича с двумя массивными лампадами. Их зажёг император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая того же года[23][24].
Во время вооруженного восстания 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в храм попал снаряд. Из протокола осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года:
Снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков[25].
Как и другие храмы Кремля, собор закрыли в 1918 году, но были начаты восстановительные работы. В 1920-е годы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря были укреплены и покрыты олифой местные и большие центральные иконы[26].
В 1934—1935 годы реставрировались образы из местного и праздничных чинов: были укреплены основы, левкас и красочный слой. В 1950-х годах раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века. В 1955-м собор преобразовали в музей. В том же году начались реставрационные работы, к которым привлекли центральную научно-производственную мастерскую Академии архитектуры СССР. В 1960-м кремлёвские музеи передали в ведение Министерства культуры. В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича[27][28].
В 1969-м по инициативе главного архитектора Кремля Владимира Ивановича Фёдорова отдел Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината провёл реставрацию живописи в барабанах собора. В 1970-х годах были восстановлены фрески, промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса. С 1991-го в соборе совершаются богослужения[22][29][30].
Архитектура
Внешний вид
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=MoscowKremlin_CathedralArchangel_U49.jpg&width=200)
Пятиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, отделяющие закомары от плоскости стен, чего не делали древнерусские зодчие, ренессансные раковины и акротерии [31][32][27]. Согласно реконструкции В. Н. Меркеловой[33], сочетание малых и больших круглых окон-розеток в центральном люнете западного фасада (сохранились в изменённом виде), выглядит аналогично сочетанию малых и больших круглых окон фасада и лучкового фронтона церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Венеции, постройки Пьетро Ломбардо (1481—1489)[34]. Более того, такие приёмы типичны для всей венецианской архитектуры, они продемонстрированы, к примеру, на южном фасаде Скуолы Гранде ди Сан-Марко (архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи, 1485—1505)[35].
Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи[36][37].
Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века[38]. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла[39][27].
Росписи
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow_Archangel_Michael_Cathedral_overhead.jpg&width=200)
Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие[27]. В куполах представлены лики пророков, праотцев, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила[40]. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери»[41][42]. На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото[43]. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры»[44].
Иконостас
В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 м с полихромным резным декором, изготовленный мастерами во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году[45]. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой[46]. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам[47][48].
В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным[49]. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью[50]. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей[51]. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже[7][29].
При средних столбах собора в двух- и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми[9].
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Некрополь
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Graves_in_the_Cathedral_of_the_Archangel_%28Moscow%29_by_shakko_RU.jpg&width=200)
В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения[52]. В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Боровского, Андрея Углицкого, Владимира Храброго, Андрея Серпуховского. С северной стороны находится рака с мощами князя Михаила Черниговского. Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова[6][53][54][55]. Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II [7]. Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей[38].
Крипта
В 1929 году перед сносом Вознесенского монастыря благодаря Николаю Померанцеву в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора перенесли останки княгинь и цариц. В 2008-м в придел мученика Уара поместили мощи преподобной Евфросинии Московской[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Собор святого Архистратига Михаила . Православие.ru. Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 5 мая 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 Власова, 2012, с. 9—10.
- ↑ Мясников, 2012.
- ↑ Баталов, 2011, с. 122.
- ↑ Архангельский собор Московского Кремля . Музей православного зодчества. Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 28 сентября 2018 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Московский Кремль: Архангельский собор . Patriarchia.ru. Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 19 мая 2018 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Романюк, 2013.
- ↑ Кавельмахер, 2002, с. 123—160.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Бартенев, 1916, с. 152—169.
- ↑ 10,0 10,1 Власова, 2012, с. 17.
- ↑ Власова, 2012, с. 97.
- ↑ Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) > Новости (недоступная ссылка). Архивировано 26 июн. 2012 г..
- ↑ Розанов, 1869, с. 4.
- ↑ Власова, 2012, с. 18—19.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 138.
- ↑ Маясова, 2002, с. 225.
- ↑ Лебедев, 1880, с. 50—55.
- ↑ Власова, 2012, с. 20.
- ↑ приделы, 2002.
- ↑ Маясова, 2002, с. 226—227.
- ↑ Московские церковные ведомости. — 12.03.1895. — № 11. — С. 23—24.
- ↑ 22,0 22,1 Власова, 2012, с. 23.
- ↑ «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
- ↑ «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
- ↑ Обстрел Кремля в 1917 году: уникальные фотографии . Ридус (12 октября 2017). Дата обращения: 24 мая 2018. Архивировано 15 декабря 2017 года.
- ↑ Маясова, 2002, с. 227.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 27,3 Архангельский собор, 1978.
- ↑ Макарова, 2012.
- ↑ 29,0 29,1 Паламарчук, 1992, с. 50—54.
- ↑ Самойлова, 2004, с. 20.
- ↑ Власова, 2012, с. 30—37.
- ↑ Маясова, 2002, с. 33.
- ↑ Меркелова В. Н. К реконструкции фасадов Архангельского собора [1]
- ↑ Власов В. Г. Архангельский собор Московского Кремля // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 476—477. — Ил. № 440, 441
- ↑ Власов В. Г. Ренессансная Италия и «русский ренессанс»: работа итальянских архитекторов в Москве в XV—XVI веках // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 1. — C. 322—330
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 95.
- ↑ Архитектурный путеводитель, 1997, с. 19.
- ↑ 38,0 38,1 Юдаков, 2013.
- ↑ Власова, 2012, с. 26.
- ↑ Власова, 2012, с. 68.
- ↑ Власова, 2012, с. 46.
- ↑ Самойлова, 2004, с. 51.
- ↑ Власова, 2012, с. 60—66.
- ↑ Самойлова, 2004, с. 86.
- ↑ Власова, 2012, с. 120.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 106.
- ↑ Маясова, 2002, с. 221.
- ↑ Брюсова, 1976, с. 98—103.
- ↑ Власова, 2012, с. 124—129.
- ↑ Власова, 2012, с. 134—139.
- ↑ Власова, 2012, с. 162.
- ↑ Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
- ↑ Власова, 2012, с. 101.
- ↑ Власова, 2012, с. 119.
- ↑ Панова, 2003.
Литература
- Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников. — СПб., 2000. — С. 38—40, 47—48.
- Архангельский собор // Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы и ея окрестностей / [Соч.] архимандрита Иосифа. — 9-е изд., испр. и доп.. — М.: Тип. И. Ефимова, 1882. — VIII, 224 с.
- Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Н. Маясовой. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
- Архангельский собор, музей Архангельский собор / под ред. Н. Маясовой. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
- Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
- Баталов А. Л., Маштафаров А. В. Архангельский собор // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 489—495. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
- Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
- Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
- Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
- Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
- Кавельмахер В. О приделах Архангельского собора. — М., 2002. — С. 123—160.
- Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
- Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов: Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль», 2000. — Вып. 10. — С. 193—251.
- Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня "Иван Великий" Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
- Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. А. Лебедева. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
- Мясников В. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
- Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
- Панова Т. Некрополи Московского Кремля. — ГИКМЗ "Московский Кремль", 2003. — 71 с.
- Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
- Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
- Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
- Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
- Святые Архангелы Михаил и Гавриил / под ред. А. Марковой. — М.: Благовест, 2012. — 288 с.
- Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
- Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
- Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М., 1917.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
- Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.
- Объекты культурного наследия России
- Всемирное наследие по алфавиту
- Культовые сооружения по алфавиту
- Храмы Московского Кремля
- Соборы России
- Архангельский собор (Московский Кремль)
- Архитектура Московской Руси времён Ивана III
- Русская архитектура XVI века
- Здания и сооружения, заложенные в 1505 году
- Здания и сооружения, построенные в 1508 году
- Православные храмы XVI века