Перейти к содержанию

Фанар

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фанар (Стамбул)
Красная точка
Фанар
Фанар — греческий квартал Константинополя. 1900 г.

Фана́р, Фанарион (греч. Φανάρι) или Фенер (тур. Fener) — исторический район в Константинополе (впоследствии Стамбуле), на южной стороне Золотого Рога. В настоящее время является частью муниципального района Фатих.

На территории Фанара находится много известных достопримечательностей Стамбула, включая резиденцию патриарха Константинопольского[1].

История

Название район получил по расположенному здесь в византийскую эпоху фонарю, установленному на колонне[2], который, по всей видимости, выполнял роль маяка. После падения Константинополя в 1453 году Фанар, наряду с другими районами, не оказавшими сопротивления захватчикам[3], не был разграблен, население его избежало резни, церкви были сохранены[4]. Правда, со временем большинство храмов были отобраны турками и превращены в мечети. От византийского времени в Фанаре до нашего времени в качестве православных храмов сохранились только церковь Марии Монгольской и ещё две маленькие часовни. После завоевания города эти районы стали основным местом проживания константинопольских греков.

Вход в храм Святого Георгия в Фанаре

Желая привлечь на свою сторону греческое население империи, султан Мехмед Завоеватель повелел восстановить церковное управление Константинопольского патриархата и избрать патриарха. Им стал Геннадий Схоларий, глава антиуниатской партии. Взамен конфискованного собора Святой Софии христиане получили большую церковь Святых Апостолов, расположенную в районе, заселённом турками. Желая избежать столь неудобного соседства, патриарх Геннадий просил султана разрешения в качестве патриаршей резиденции использовать монастырь Паммакаристы, находившийся на греческом Фанаре. Однако в 1486 году при султане Мураде III храм Паммакаристы был отобран и превращён в мечеть Фетие Джами. Только через несколько лет, поменяв несколько мест, при патриархе Иеремии II в центре Фанара была построена новая резиденция патриарха Константинопольского — собор Святого Георгия. Деньги на строительство греки получили в Москве, у царя Феодора Ивановича. В 1601 году храм Святого Георгия был построен[5].

Одна из улиц Фенера. Современный вид

С этого времени начался новый этап жизни Фанара, который стал центром греческого мира Османской империи. Это связано с положением патриарха Константинопольского, который в Османской империи занимал место главы христианского миллета, что превращало его в крупного государственного чиновника империи. Поэтому с начала XVII века район стали заселять греческая знать, представители древних византийских аристократических родов и люди, выдававшие себя за таких представителей. Эта новая греческая аристократия, честолюбивая и активная, стремившаяся к восстановлению великой империи, считала полезной близость к патриаршему двору. По месту своего жительства их называли фанариотами. Представители фанариотов, как правило, старались занимать ведущие должности в патриаршей администрации. Карьера священника или иерарха привлекала их редко. Многие из них были богатыми торговцами и обладали значительными финансовыми возможностями[6]. Многие занимали высокие должности при дворе султана (например, Михаил Шейтаноглу Кантакузин). Это позволяло им влиять на избрание патриарха, платить значительные суммы за его поставление[7]. В результате к концу XVII века фанариоты фактически держали в своих руках всю церковную организацию[8], а также аналогичным образом контролировали назначение господарей Дунайских княжеств, с которых получали часть налоговых сборов.

С 1673 до 1821 года (начиная с Думитрашку Кантакузена и заканчивая Скарлатом Каллимаки) представители зажиточных фанариотских семей назначались воеводами Молдавии и Валахии, где с 1711 года они становились, по существу, полноправными хозяевами.

Примечания

  1. По этой причине Константинопольский патриархат часто именуют просто «Фанар».
  2. Слово греч. Φανάρι буквально значит «светильник». Русское фонарь — заимствовано из греческого.
  3. Это соседний Петрион, а также Псамафий и Студион.
  4. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. Архивная копия от 21 сентября 2011 на Wayback Machine
  5. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской православной церкви. — С. 187.
  6. Сочетание аристократизма и занятием торговлей не противоречит византийской и вообще восточной традиции.
  7. С конца XVI века османская администрация за документ о поставлении (берат) взимала значительные суммы. Часто сменять патриарха, подыгрывая борющимся вокруг патриаршего престола партиям, стало выгодно.
  8. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской православной церкви. — С. 191.

Ссылки