Муниципальное образование
Муниципа́льное образова́ние — муниципалитет в составе субъекта Российской Федерации, населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения[1][2].
С мая 2019 года законодательство России предусматривает возможность создания восьми видов муниципальных образований.
Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов России. Муниципальные образования одних видов могут входить в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.
Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Виды муниципальных образований. Характеристика
Муниципальные образования России на 01.01.2024 | Уровень (согласно ОКТМО) |
Всего | |||
---|---|---|---|---|---|
вид муниципального образования | I | II | |||
муниципальный район | 1346 | - | 1346 | ||
муниципальный округ | 399 | - | 399 | ||
городской округ | 582 | без внутригородского деления | 579 | - | 579 |
с внутригородским делением | 3 | - | 3 | ||
внутригородское муниципальное образование |
286 | внутригородская территория города федерального значения |
267 | - | 267 |
внутригородской район городского округа с внутригородским делением |
- | 19 | 19 | ||
поселение | 15 134 | сельское поселение | - | 13 992 | 13 992 |
городское поселение | - | 1142 | 1142 | ||
Всего | 2594 | 15 153 | 17 747 |
Характеристика
Обобщающее определение муниципального образования в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует[3].
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации изначально существовали 5 видов муниципальных образований:
- сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), реже посёлков городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода; сельское поселение входит в состав муниципального района;
- городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, реже сельский населённый пункт, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов;
- муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[3];
- городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах (термин в новой редакции с 1 мая 2019 года[4] после ввода нового вида МО — муниципального округа)[3];
- внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3].
Межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений (определение в редакции, введённой в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ[4]).
Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введены два новых вида муниципальных образований[5]:
- городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
- внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ[4][6][7][8][9]:
- муниципальный округ — несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (термин введён с 1 мая 2019 года[4], для преобразования городских округов, подходящих под эту категорию, в муниципальные округа отводится переходный период до 1 января 2025 года)[3].
Помимо городских и муниципальных округов, городские и сельские поселения отсутствуют в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Другими районами, в рамках уже установившейся системы местного самоуправления, в составе которых отсутствовали городские и / или сельские поселения, являлись в Архангельской области Новая Земля и Соловецкий район (с 2006 года преобразованы в городской округ и, соответственно, сельское поселение соседнего Приморского района).
Уникальным муниципальным образованием является Бежтинский участок Цунтинского района в составе Республики Дагестан, в силу своей уникальности (не муниципальный район и не сельское поселение) он в ОКТМО не внесён.
До 3 апреля 2017 года городской округ определялся как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[10]. 3 апреля 2017 года официальное определение городского округа было изменено на современное. Опосредованно определение городского округа как не входящего в состав муниципального района городского поселения сохраняется в п. 7 ст. 13 о муниципальных преобразованиях, согласно которому изменением статуса городского поселения является как наделение статусом городского округа, так и лишение его статуса городского округа: «7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований»[3].
Органы государственной власти путём принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских и муниципальных округов, представительный орган района может формироваться только одним способом — путём избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов[11].
В связи с проведённой в 2000-х муниципальной реформой в России сложилась двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации была поделена на территории муниципальных районов и городских (и, с мая 2019 года, муниципальных) округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причём в малонаселённых местностях могут образовываться межселенные территории. В городских и муниципальных округах не может быть других муниципальных образований (за исключением внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением), такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
История
9 апреля 1990 года в соответствии с Законом № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» были образованы органы местного самоуправления в границах соответствующих административно-территориальных единиц[12].
В соответствии с Законом РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-1 были образованы поселковые, сельские, городские и районные советы и администрации[13] (деятельность советов в дальнейшем была прекращена).
Согласно Закону от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ были утверждены разновидности муниципальных образований[14][15]:
муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
До 2003 года муниципальные образования делились на следующие категории:
- муниципальные образования верхнего уровня — в основном, районы (уезды), города, (рабочие) посёлки, к ним примыкали внутригородские городские муниципальные образования городов федерального значения и, редко, муниципальные образования, в состав которых входили сельские населённые пункты;
- муниципальные образования, входившие в состав муниципальных образований верхнего уровня (муниципальные образования второго рода)
- города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч.;
- внутригородские районы (округа).
Исчерпывающий список видов муниципальных образований отсутствовал:
Территории муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Иерархия муниципальных образований отсутствовала, варианты организации местного самоуправления существовали от одноуровневной (в том числе внутри районов, которые являлись прототипом муниципальных районов) и до многоуровневой (в том числе внутри городов). Существовали, в частности, сельские муниципальные образования, не входившие в районы и города (в составе Калужской области, Карелии или Ямало-Ненецкого автономного округа, например).
Муниципальные образования районы (уезды), как правило, были образованы в границах соответствующих административно-территориальных единиц.
Муниципальные образования со статусом городов и посёлков создавались, как правило, в границах соответствующих городов и посёлков областного (краевого) подчинения (это являлось обязательным для закрытых административно-территориальных образований). Города и посёлки в качестве муниципальных образований выделялись в Санкт-Петербурге. В Калининградской области уже со второй половины девяностых для трёх городов с подчинёнными населёнными пунктами использовалось наименование городской округ, в Воронежской области для Борисоглебска — город-район.
В городах федерального значения Москве (до 1996 года) и Санкт-Петербурга в качестве внутригородских муниципальных образований выделялись муниципальные округа.
Кроме Москвы (до 1996 года) и Санкт-Петербурга, муниципальные округа выделялись в Ярославской области, в которой они функционально соответствовали районам в других регионах Российской Федерации. Во Владимирской области наравне с районами и городами в 2000-х выделялись округа. В Карелии Вепсская национальная волость являлась самостоятельным муниципальным образованием. В Ненецком автономном округе существовали сельсоветы окружного подчинения, в Калужской области сельсоветы, не входившие в состав районов.
Внутригородские муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга определялись как городские поселения:
На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Возможные отклонения в соотношении административно-территориальных единиц и муниципальных образований:
- муниципальное образование со статусом района на территории города (части города) регионального подчинения (например, Ревдинский район в Свердловской области);
- муниципальное образование со статусом города на территории административного района (например, город Сухой Лог в Свердловской области;
- единое муниципальное образование на территории более чем одного объекта административно-территориального устройства (муниципальные округа Ярославской области на территории ряда районов и не входивших в состав районов городов областного значения; некоторые районы Костромской области);
- более одного муниципального образования на территории одного объекта административно-территориального устройства (особенно в Свердловской области).
В первой половине 2000-х появились следующие муниципальные образования верхнего уровня, составленные исключительно сельскими населёнными пунктами:
- муниципальные образования Эвенкийского автономного округа, с момента упразднения муниципальных районов в 2001—2002 годах находившиеся непосредственно под окружным управлением, до образования Эвенкийского муниципального района;
- ЗАТО Видяево — административный центр был преобразован в сельский населённый пункт в 2002 году;
- ЗАТО Михайловский — образовано сельскими населёнными пунктами.
На уровне муниципальных образований, подчинённых муниципальным образованиям верхнего уровня, выделялись:
- внутригородские районы (округа);
- города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч., подчинявшиеся как районам, так и городам, посёлкам.
Сельские и городские поселения выделялись, однако общее определение их как муниципальных образований отсутствовало.
Реформой местного самоуправления 2000-х была произведена регуляризация видов муниципальных образований и установлена их иерархия — одно- и двухуровневая организация местного самоуправления, единственным остатком многоуровневого местного самоуправления стал Бежтинский участок Цунтинского района Дагестана.
Перспективы
16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[16][17]. В новой редакции вводится и обобщающее определение муниципального образования.
Определения:
- муниципальное образование — населённый пункт (несколько населённых пунктов), в том числе с прилегающей территорией, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, иная населённая территория, с очерченной границей, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- городской округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) посёлков и иных населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, при этом в городах и (или) посёлках проживает не менее двух третей населения городского округа, а размер иных населённых пунктов и территорий, входящих в состав территории городского округа, как правило, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) посёлков; на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;
- муниципальный округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, не соответствующее требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) посёлках и плотности населения, установленным в отношении городских округов;
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — муниципальное образование, территория которого является частью территории города федерального значения;
- поселение — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями и не входящих в состав территории городского округа, муниципального округа, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения.
Закрытые административно-территориальные образования в новой редакции, как и в существующей, наделяются статусом городского округа.
Рассмотрение законопроекта предполагается на 2024 год[18]. Срок предоставления поправок: 22 октября 2024 года, после них предполагается принятие закона во время осенней сессии[19][20].
К проекту закона поступило 940 поправок[21]. На 16—17 декабря 2024 года намечено рассмотрение законопроекта во втором чтении[22] (по другим данным, на 10 или 11 декабря[23][24]).
Соотношение с органами государственной власти
Органы местного самоуправления муниципальных образований официально не входят в систему государственной власти, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления разграничиваются[3], но органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти являются частью публичной власти.
Как правило, в объектах административно-территориального устройства отсутствует руководство того же уровня, что в муниципальных образованиях, исключения: внутригородские округа, районы Москвы (но не поселения!), районы Санкт-Петербурга и Коми-Пермяцкий, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский округа как административно-территориальные единицы с особым статусом.
В других регионах единоличное руководство объектов административно-территориального устройства является подотчётным, подведомственным руководству муниципального образования (например, внутригородские районы и округа, не являющиеся муниципальными образованиями; внутригородские сельсоветы и поссоветы, сельские и поселковые округа, администрации; департамент Гагаринского района).
Также в некоторых регионах административно-территориальное устройство частично или полностью подстраивается под организацию местного самоуправления, в результате в названиях объектов появляются категории муниципальных образований:
- Амурская область[25][26];
- Воронежская область[27];
- Ленинградская область[28];
- Новосибирская область — согласно закону об административно-территориальном устройстве[29], но не Уставу[30]; населённые пункты учитывались по муниципальным образованиям[31];
- Ростовская область — согласно закону об административно-территориальном устройстве[32], но не Уставу[33]);
- Ставропольский край — сохраняются районы и населённые пункты как территориальные единицы, но административно-территориальные единицы совпадают с муниципальными образованиями[34][35];
- Тверская область[36][37][38];
- Тыва[39][40];
- Херсонская область.
Сельские поселения Московской области как территориальные единицы районов в границах соответствующих муниципальных образований упразднены.
В Республика Алтай внутри районов выделяются на уровне административно-территориального устройства сельские поселения[41]; в Чувашии городские и сельские поселения как объекты административно-территориального устройства сохранены, несмотря на упразднение поселений в результате преобразования всех муниципальных районов в муниципальные округа[42].
В Костромской и Новгородской областях соответствующие административно-территориальные единицы в составе районов называются поселениями и не упраздняются при преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа[43][44][45].
Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» подобной идентификации объектов административно-территориального устройства не запрещает[46], потому в принципе возможна в ГКГН[47] фиксация топонимов такого рода, что сделано, например, для Амурской (муниципальные округа) и Ленинградской (муниципальные районы, городской округ) областей и для Чувашии (сельские, городские поселения).
Но в ОКАТО фиксация подобных отождествлений сталкивается со значительными трудностями, именно потому, например, сведения об административно-территориальном устройстве Амурской, Воронежской и Тверской областей абсолютно неактуальны.
В законопроекте от 16 декабря 2021 года № 40361-8[16] с поправками[17] предполагается детализированное разграничение органов местного самоуправления, а также вводятся отсутствующие до настоящей поры определения административно-территориального устройства и административно-территориальной единицы:
- административно-территориальное устройство — территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
- административно-территориальная единица — часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование.
Определено, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.
Количество муниципальных образований в России
Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований.
Динамика по России в целом
по состоянию на 01.01 |
муниципальные образования | источник | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | в т.ч. по типам | ||||||||||
муници- пальные районы |
муници- пальные округа |
городские округа | внутри- город- ские районы |
внутри- город- ские терри- тории городов федерал. значения |
поселения | ||||||
всего | в т.ч. с внутри- городским делением |
всего | в т.ч. | ||||||||
гор. | сел. | ||||||||||
2008 | 24 151 | 1799 | — | 521 | — | — | 236 | 21 595 | 1734 | 19 861 | Росстат[48] |
2009 | 24 161 | 1810 | — | 507 | — | — | 236 | 21 608 | 1745 | 19 863 | Росстат[49] |
2010 | 23 907 | 1829 | — | 512 | — | — | 236 | 21 330 | 1739 | 19 591 | Росстат[50] |
2011 | 23 304 | 1824 | — | 515 | — | — | 236 | 20 729 | 1733 | 18 996 | Росстат[51] |
2012 | 23 118 | 1821 | — | 517 | — | — | 236 | 20 544 | 1711 | 18 833 | Росстат[52] |
2013 | 23 001 | 1817 | — | 518 | — | — | 257 | 20 409 | 1687 | 18 722 | Росстат[53] |
2014 | 22 777 | 1815 | — | 520 | — | — | 257 | 20 185 | 1660 | 18 525 | Росстат[54] |
2015 | 22 923 | 1823 | — | 535 | — | — | 267 | 20 298 | 1644 | 18 654 | Росстат[55] |
2016 | 22 406 | 1788 | — | 563 | 3 | 19 | 267 | 19 769 | 1592 | 18 177 | Росстат[56] |
2017 | 22 327 | 1784 | — | 567 | 3 | 19 | 267 | 19 690 | 1589 | 18 101 | Росстат[57] |
2018 | 21 946 | 1759 | — | 591 | 3 | 19 | 267 | 19 310 | 1538 | 17 772 | Росстат[58] |
2019 | 21 501 | 1731 | — | 614 | 3 | 19 | 267 | 18 870 | 1490 | 17 380 | Росстат[59] |
2020 | 20 846 | 1673 | 33 | 635 | 3 | 19 | 267 | 18 219 | 1398 | 16 821 | Росстат[60] |
2021 | 20 303 | 1606 | 100 | 633 | 3 | 19 | 267 | 17 678 | 1346 | 16 332 | Росстат[61] |
2022 | 19 655 | 1544 | 180 | 612 | 4 | 23 | 267 | 17 049 | 1287 | 15 742 | Росстат[62] |
2023 | 18 402 | 1421 | 311 | 597 | 9 | 23 | 267 | 15 783 | 1203 | 14 580 | Росстат[63] |
2024 | 17 747 | 1346 | 399 | 582 | 3 | 19 | 267 | 15 134 | 1142 | 13 992 | Росстат[64] |
По данным переписи, проведённой с 15 октября по 14 ноября 2021 года[65]:
- 1577 муниципальных районов, а в их составе
- 17 032 поселения, в том числе
- 1319 городских,
- 16 053 сельских;
- 17 032 поселения, в том числе
- 157 муниципальных округов (куда некорректно отнесены 10 внутригородских муниципальных образований Севастополя, то есть правильная цифра 147);
- 612 городских округов;
- 267 внутригородских территорий городов федерального значения.
По обновлённым данным, на 1 января 2024 года насчитывалось 17 747 муниципальных образований[66][67], в том числе:
- 1346 муниципальных районов, а в их составе
- 15 135 поселений, в том числе
- 1142 городских,
- 13 993 сельских;
- 15 135 поселений, в том числе
- 410 муниципальных округов;
- 577 городских округов, в том числе
- 3 с внутригородским делением и
- 19 внутригородских районов;
- 267 внутригородских территорий городов федерального значения.
По субъектам России
Коды в ОКТМО
Коды в ОКТМО имеют структуру XX-XXX-XXX-XXX, где выделяются четыре уровня классификации (группировки), два из которых относятся к муниципальным образованиям.
Субъекты РФ
На первом уровне проводится группировка по регионам (субъектам) Российской Федерации: XX-XXX-XXX-XXX.
Муниципальные образования
Далее идёт группировка по верхнему и нижнему уровням муниципальных образований.
Верхний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.
- −3XX-, −9XX- — внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения
- −5XX- — муниципальный округ
- −6XX- — муниципальный район
- −7XX- — городской округ, городской округ с внутригородским делением
- −8XX- — муниципальные образования Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Корякского округа
- −81X-, −82X- — муниципальные районы
- −85X-, −87X- — городские округа
- −9XX- — муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа
- −91X-, −92X- — муниципальные районы
- −93X-, −94X- — муниципальные округа
- −95X- — городские округа
Нижний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.
- −1XX- — городские поселения
- −101- … −149- — городское поселение, в состав которого входит город
- −151- … −199- — городское поселение, в состав которого входит посёлок
- −3XX- — внутригородские районы
- −4XX- — сельские поселения
- −7XX- — межселенные территории
В конце кодировка проводится по населённым пунктам: XX-XXX-XXX-XXX.
- −001 … −049 — города
- −050 … −099 — посёлки городского типа
- −101 … −999 — сельские населённые пункты
Переименование муниципальных образований
Муниципальные образования и первого, и второго уровней подчинения могут переименовываться.
переименование муниципальных образований | |
---|---|
муниципальное образование | примеры |
сельское поселение |
|
городское поселение | |
муниципальный район |
|
муниципальный округ |
|
городской округ (без внутригородского деления) |
|
городской округ с внутригородским делением |
|
внутригородской район |
|
внутригородская территория города федерального значения |
Преобразования муниципальных образований
Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] выделяются следующие виды преобразований муниципальных образований:
- изменение границ (ст. 12);
- собственно преобразования (ст. 13)
- объединение
- разделение
- присоединение
- выделение
- изменение статуса муниципального образования;
- упразднение (ст. 13-1);
- создание (ст. 13-2).
Закон регулирует варианты преобразований всех видов муниципальных образований, за исключением внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) городов федерального значения — их преобразования регулируются правовыми актами Москвы[78], Санкт-Петербурга[79][80] и Севастополя[81][82][83], соответственно.
Помимо того, согласно ст. 11-12, территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа (до 15 апреля 2017 года была формулировка: границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта[3]), то есть если населённый пункт входит в состав более чем одного муниципального образования, то должно осуществляться либо отнесение населённого пункта к территории одного муниципального образования, либо объединение муниципальных образований, либо разделение населённого пункта (последнее не является преобразованием муниципального образования).
Кроме того, согласно ст. 84-3 в переходный период до 1 января 2009 года (фактически до 23 февраля 2009 года, создание муниципальных образований в Ингушетии) был осуществлён ряд преобразований существовавших муниципальных образований[84].
Список всех видов преобразований приведён в таблице.
преобразования муниципальных образований | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
муниципальное образование | преобразование | примеры | |||||
1.изменение границ | |||||||
1.1.с передачей населённых пунктов | |||||||
муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
муниципальный округ |
|
| |||||
городской округ (без внутригородского деления) | |||||||
городской округ с внутригородским делением | |||||||
| |||||||
внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
1.2.без передачи населённых пунктов | |||||||
муниципальный район | |||||||
| |||||||
| |||||||
муниципальный округ | |||||||
городской округ (без внутригородского деления) | |||||||
городской округ с внутригородским делением | |||||||
| |||||||
внутригородская территория города федерального значения | |||||||
2.собственно преобразования | |||||||
2.1.объединение | |||||||
муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
муниципальный округ |
|
| |||||
городской округ (в том числе с внутригородским делением) | |||||||
|
| ||||||
городской округ с внутригородским делением |
|
| |||||
| |||||||
внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
2.2.разделение | |||||||
муниципальный район |
|
| |||||
| |||||||
| |||||||
муниципальный округ |
|
| |||||
городской округ (в том числе с внутригородским делением) | |||||||
городской округ с внутригородским делением |
|
| |||||
| |||||||
внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
2.3.изменение статуса | |||||||
муниципальный район |
|
| |||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
муниципальный округ |
|
| |||||
городской округ (без внутригородского деления) |
|
| |||||
|
| ||||||
городской округ с внутригородским делением | |||||||
|
| ||||||
| |||||||
внутригородская территория города федерального значения |
|
| |||||
3.упразднение и создание поселений муниципальных районов | |||||||
3.1.упразднение поселений | |||||||
сельское поселение |
|
| |||||
городское поселение | |||||||
3.2.создание поселений | |||||||
сельское поселение |
|
| |||||
городское поселение | |||||||
4. прочее | |||||||
| |||||||
5. ограничения | |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
6. преобразования, осуществлённые в переходный период до 2009 года | |||||||
городское поселение |
|
| |||||
муниципальное образование (за исключением района), в составе территории (в границах) которого находятся город и другие населённые пункты |
|
| |||||
внутригородское муниципальное образование |
|
| |||||
муниципальное образование, состоящее из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями |
|
| |||||
район, на территории которого находится один населённый пункт или может быть образовано не более двух поселений |
|
|
См. также
- Список муниципальных районов, муниципальных и городских округов России
- Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)
- Местное самоуправление в России
- Отождествление муниципальных образований и объектов административно-территориального устройства в Российской Федерации
Примечания
- ↑ Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
- ↑ Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
- ↑ Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
- ↑ Государственная Дума внесла понятие «муниципальный округ» в федеральное законодательство
- ↑ Госдума узаконила муниципальные округа
- ↑ В России появятся муниципальные округа
- ↑ В России появятся муниципальные округа
- ↑ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
- ↑ Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации [Текст : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с.] Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ Закон СССР от 9 апреля 1990 года № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»
- ↑ Закон от 6 июля 1991 года № 1551-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
- ↑ Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
- ↑ 16,0 16,1 Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ 17,0 17,1 Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
- ↑ Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году
- ↑ Госдума примет законопроект о муниципальной реформе до конца осенней сессии
- ↑ Муниципалитеты опасаются нововведений
- ↑ К проекту закона о местном самоуправлении поступило 940 поправок
- ↑ Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой в декабре 2024 года
- ↑ Законопроект о местном самоуправлении рассмотрят во втором чтении в декабре
- ↑ Переход в РФ с двухуровневой системы МСУ к одноуровневой предусмотрен до 2035 года — Крашенинников
- ↑ Закон Амурской области от 25 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов Амурской области
- ↑ Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года № 32-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»
- ↑ Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 года № 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»
- ↑ Устав Новосибирской области
- ↑ Реестр населённых пунктов Новосибирской области
- ↑ Закон Ростовской области от 25 июля 2005 года № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области»
- ↑ Устав Ростовской области
- ↑ Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 года № 9-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»
- ↑ Постановление Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года № 63-п «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Ставропольского края»
- ↑ Закон Тверской области от 17 апреля 2006 года № 34-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Тверской области»
- ↑ Устав Тверской области
- ↑ Реестр административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области
- ↑ Конституционный Закон Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва»
- ↑ Реестр административно-территориального деления Республики Тыва
- ↑ Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай»
- ↑ Закон от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики»
- ↑ Закон Костромской области от 9 февраля 2007 года № 112-4-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
- ↑ Закон Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»
- ↑ Постановление Администрации Новгородской области от 8 апреля 2008 года № 121 «О Реестре административно-территориального устройства области»
- ↑ Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
- ↑ Государственный каталог географических названий
- ↑ Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2008 года.
- ↑ Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2009 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2011 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2012 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2014 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2017 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года.
Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759. - ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2020 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года.
- ↑ Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2023 года.
- ↑ 64,0 64,1 Росстат. Количество муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2024 года.
- ↑ Том 1 «Численность и размещение населения». Таблица 3. Число муниципальных образований, внутригородских районов, округов города, межселенных территорий и населённых пунктов по субъектам Российской Федерации
- ↑ Росстат. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года
- ↑ 68,0 68,1 в 2014—2016 Республика Крым и Севастополь составляли Крымский федеральный округ
- ↑ выделен в 2010 году из Южного федерального округа
- ↑ до 2005—2006: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ
- ↑ 71,0 71,1 71,2 71,3 до 2018 года в состав Бурятия и Забайкальский край входили в состав Сибирского федерального округа
- ↑ до 2007 также: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа
- ↑ до 2008—2009 также: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
- ↑ до 2008—2009: Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
- ↑ до 2007—2008: Камчатская область и Корякский автономный округ
- ↑ 76,0 76,1 переименование сопровождалось преобразованием пгт в город
- ↑ 77,0 77,1 77,2 77,3 данный пример можно рассматривать как пример переименования и изменения статуса муниципального образования
- ↑ Об организации местного самоуправления в городе Москве (с изменениями на 20 ноября 2019 года), гл. 1 ст. 1 ч. 4, ст. 4 п. 17
- ↑ Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. 2 ст. 7, ст. 8, ст. 9
- ↑ Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. IX ст. 63 ч. 1
- ↑ О местном самоуправлении в городе Севастополе, гл. 1 ст. 8 ч. 2
- ↑ Устав города Севастополя (с изменениями на 14 февраля 2020 года), гл. VIII, ст. 41 ч. 1
- ↑ Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе, ст. 9, ст. 10, ст. 11
- ↑ Закон Республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа»
- ↑ 85,0 85,1 согласно ст. 11-12, согласно которой территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям
- ↑ База данных показателей муниципальных образований с 2010 по 2015
- ↑ База данных показателей муниципальных образований с 2017 по 2020
- ↑ База данных показателей муниципальных образований
- ↑ 90,0 90,1 с 2019: объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение муниципального района статусом муниципального округа
- ↑ 91,0 91,1 присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением с наделением поселения статусом внутригородского района
- ↑ 92,0 92,1 92,2 объединение муниципальных образований со сменой статусов
- ↑ 93,0 93,1 выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением с наделением статусом сельского или городского поселения
- ↑ городской округ Троицк сохранён в связи со статусом наукограда
- ↑ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- ↑ Закон Карачаево-Черкесской Республики от 8 января 1997 года № 225-XXII «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики»
- ↑ 97,0 97,1 согласно определению городского округа как городского поселения, которое не входит в состав муниципального района