След Будды

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Буддизм
Отпечаток стопы Будды с дхармачакрой и Триратной, I в, Гандхара .
След Будды у входа в храм Сима Малака  (англ.) .

След Будды — артефакт, представляющий собой отпечаток одной или двух стоп Гаутамы Будды. Существуют две формы: естественная, которая встречается на камнях, и искусственная[1]:301 Многие из «естественных» следов признаны не подлинными следами Будды, а скорее их точными копиями или изображениями, которые можно считать четией (буддийской реликвией), а также ранним аниконическим и символическим изображением Будды[2]:86.

Символизм

Следы Будды представляют промежуточный между аниконическим (символы, такие как колесо Дхармы) и культовым (статуи Будды) артефакт. Следы являются единственными артефактами, которые воплощают физическое присутствие Будды на земле, они представляют собой настоящие углубления в земле. Углубление на вершине Шри Падая в Шри-Ланке является одним из самых крупных и известных следов[3].

Следы Будды изобилуют по всей Азии и появились в разное время[2]:301. Японский исследователь Мотоджи Нива, который долгие годы разыскивал отпечатки в разных азиатских странах, считает, что он обнаружил более 3000 таких следов, в том числе около 300 в Японии и более 1000 в Шри-Ланке[4]. Зачастую следы несут в себе отличительные символы, такие как Дхармачакра в центре подошвы или 32, 108 или 132 благоприятных знака Будды[5].

Буддийская легенда гласит, что при жизни Будда побывал на Шри-Ланке и оставил свой след на Шри-Падайе, чтобы указать на важность Шри-Ланки в деле увековечивания его учения, а также оставил следы во всех странах, где будет признана Дхамма[1]:301. В Таиланде самый важный из этих «естественных» отпечатанных в камне следов, находится в Пхра Пхуттхабате  (англ.) в центральном Таиланде[1]:301. В Китае во времена династии Тан обнаружение большого следа Будды в Чэнчжоу привело к тому, что императрица У Цзэтянь в том же 701 году н. э приняла новое царственное имя[2]:86

Отпечаток стопы как скульптурный объект — падука, имеет долгую историю, первые образцы были найдены в Индии[1]:302. Они были созданы в предгреко-буддийскую фазу буддийского искусства в Санчи, Бхархуте и других местах в Индии[2]:85 наряду с деревом Бодхи и Дхармачакрой[6]. Позже традиция создания следов появилась в Шри-Ланке, Камбодже, Бирме и Таиланде[1]:302.

История

Каменное изображение древнего поклонения Будде Паде

В древней Индии преклонение перед стопами гуру или божеств было весьма распространено, а ритуальный жест, обозначающий иерархию, помещал голову к их ногам или у их подножия[2]:85. Как и четия, следы Будды были классифицированы различными способами. Некоторые из них были уддесикой, символическими реликвиями, другие — парибхогикой, реликвиями использования или контакта и саририкой, как будто они были не просто следами, а настоящими ступнями Будды. Некоторые следы могут символизировать события в жизни Будды, а другие, возможно, были изображениями людей, поклоняющихся святыням[2]:86.

Следы Будды — это вогнутое изображение его ступни (или ступней), которое, как полагают, было оставлено им на земле, чтобы отметить, что Татхагата проходил через определённое место. В отличие от следа изображения ног Будды являются выпуклыми и представляют фактические подошвы со всеми характеристиками. Вероятно первая форма изображения ступней Будды — вогнутая — является своего рода элементом парибогики, поскольку она неразрывно связана с самим Татхагатой. Вторую форму можно рассматривать как элемент уддесики, поскольку она создавалась, чтобы почтить память Будды, взяв за образец подлинный след[7][8]. Согласно французскому исследователю Полю Мусу, отпечатки стоп представляют собой магические объекты, которые способны воздействовать на расстоянии[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Stratton, Carol. Buddhist sculpture of Northern Thailand (англ.). — Chiang Mai: Silkworm Books, 2004. — 430 p. — ISBN 978-974-7551-63-1.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Strong, John. Relics of the Buddha (англ.). — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2004. — 290 p. — ISBN 0-691-11764-0.
  3. History and Cultural Heritage: Past and Future (англ.) // International Journal on Humanistic Ideology. — 2013. — June (no. 1). — P. 85—103.
  4. Niwa, Motoji, 1919-2006., 丹羽基二, 1919-2006. Zusetsu sekai no bussokuseki: bussokuseki kara mita Bukkyō = Buddha's footprints: pictures and explanations Buddhism as seen through the footprints of Buddha (англ.). — Tōkyō: Meicho Shuppan, 1992. — P. 5. — 150 pages p. — ISBN 4-626-01432-1.
  5. Footprints of the Buddha (англ.). Buddha Dharma Education Association Inc. Дата обращения: 11 мая 2008. Архивировано 13 апреля 2019 года.
  6. A 'Buddhapada' stone, 1st / 2nd c. CE, Gandhara: Commentary by John Eskenazi Ltd. (англ.). Columbia University. Дата обращения: 10 мая 2008. Архивировано 12 сентября 2019 года.
  7. Claudio Cicuzza. A mirror reflecting the entire world: the Pali Buddhapādamaṅgala or 'Auspicious signs on the Buddha's feet' (англ.). — Bangkok: Fragile Palm Leaves Foundation, 2011. — 224 p. — ISBN 974-496-525-8.
  8. Nandana Chutiwongs. The Buddha’s Footprints (англ.) // Ancient Ceylon. — 1990. — No. 10. — P. 60.
  9. Mus, Paul. Barabudur (Indira Gandhi National Centre for the Arts). — Sterling Publishers, India, 2002. — P. 67. — ISBN 81-207-1784-8.