Транскаспийский транспортный маршрут

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ или Middle Corridor, Средний коридор) — международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.[1]

Характеристики

Маршрут: Китай (порт Ляньюньган, г. Сиань) – Актау (порт Актау) – Баку (порт Алят) – Тбилиси, далее маршрут возможен до грузинского порта Поти и через Черное море вглубь Европы, либо продолжаться по БТК от Тбилиси в турецкий Карс и по территории Турцию (Измит, Мерсин, Черкезкой) достичь страны Европы[2].
Штаб-квартира: Астана
По маршруту осуществляются контейнерные перевозки. Задействован железнодорожный и морской транспорт (по акватории Каспийского моря).

Пропускная способность — 10 млн тонн груза в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров[3].

Деятельность

Открыт в 2017 году. Запущено три контейнерных поезда: Шихези (Китай) — Кишлы (Азербайджан), Ляньюньган (Китай) — Стамбул (Турция), Ильичевск (Украина) — Достык (Казахстан)[4].

По маршруту на 2021 год транспортируются продукция нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, продукция сельского хозяйства. Осуществляется контейнерная перевозка грузов[2].

Объёмы перевозок (тыс. контейнеров)
2017 0,3
2018 3,9
2019 7,4
2020 8,1

За период с 2017 по 2020 год перевезено 3,9 млн. тонн грузов.

В мае 2022 года начата транспортировка грузов по маршруту Китай — Финляндия в обход России[5][6].

16 декабря 2022 года Узбекистан отправил первую партию груза в Европу через транскаспийский маршрут. Поезд из 46-ти вагонов и 91-го контейнера отправился в Болгарский порт Бургас с грузом медного концентрата Алмалыкского горно-металлургического комбината[7].

История

7 ноября 2013 года подписано Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. В состав комитета входят:

  1. АО «Грузинская железная дорога»
  2. АО "НК «Актауский международный морской торговый порт»
  3. АО "НК «Қазақстан темір жолы»
  4. ЗАО «Азербайджанские железные дороги»
  5. ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство»
  6. ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт»
  7. ООО «Батумский морской порт»[4]

В рамках маршрута создана ассоциация «Транскаспийский междунардный транспортный маршрут», в состав которой вошли ведущие предприятия в сфере морских и железнодорожных перевозок стран-участниц, в том числе:

Учредители[8]:

— ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Азербайджан)

— ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (Азербайджан)

— АО "НК «Актауский международный морской торговый порт» (Казахстан)

— ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» (Азербайджан)

— ООО «Батумский морской порт» (Грузия)

— АО «Грузинская железная дорога» (Грузия)

— АО "НК «Қазақстан темір жолы» (Казахстан)

Постоянные члены[9]:

— ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Азербайджан)

— ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (Азербайджан)

— АО "НК «Актауский международный морской торговый порт» (Казахстан)

— ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» (Азербайджан)

— АО «Грузинская железная дорога» (Грузия)

— АО "НК «Қазақстан темір жолы» (Казахстан)

— АО «TCDD Transportation» (Турция)

— АО «Укрзализныця» (Украина)

Ассоциированные члены[10]:

— ООО «Батумский морской порт» (Грузия)

— ООО «ПКП Металлургическая Ширококолейная Дорога» (Польша)

— ТОО «Порт Курык» (Казахстан)

— Lianyungang Port Holdings Group (Китай)

— «Grampet Group» (Румыния)

— ТОО «Исткомтранс» (Казахстан)

— ТОО "НМСК «Казмортрансфлот» (Казахстан)

— ООО «Anaklia Development Consortium» (Грузия)[11]

С 2019 года в качестве нового Ассоциированного члена в Ассоциацию были приняты компании:

— АО «Каскор-Транссервис» (Казахстан)

— АО «Астық Транс» (Казахстан)[12]

С 2021 года Узбекистан вступил в качестве ассоциированного члена.

См также

Примечания

  1. Маршрут. titr.kz. Дата обращения: 27 июня 2017.
  2. 2,0 2,1 Транскаспийский коридор: результаты развития и новые перспективы. Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Дата обращения: 18 февраля 2022.
  3. Объем перевозок по Транскаспийскому маршруту может вырасти в 6 раз. Day.Az (11 мая 2022). Дата обращения: 18 мая 2022.
  4. 4,0 4,1 История. titr.kz. Дата обращения: 27 июня 2017.
  5. Первый блок-поезд, следующий из Китая в Финляндию, прибыл в Бакинский порт. Day.Az (27 мая 2022). Дата обращения: 4 июня 2022.
  6. Из Бакинского порта в Финляндию транспортируют первую партию грузов из Китая. Day.Az (27 мая 2022). Дата обращения: 4 июня 2022.
  7. Узбекистан отправил первый контейнерный поезд через Каспий. Газета.uz (19 декабря 2022). Дата обращения: 19 декабря 2022.
  8. Постоянные члены Ассоциации.
  9. Постоянные члены. TITR. Дата обращения: 28 сентября 2019.
  10. Ассоциированные члены Ассоциации.
  11. Ассоциированные члены. TITR. Дата обращения: 28 сентября 2019.
  12. Заседания рабочей группы и Общего собрания Международной ассоциации. titr.kz. Дата обращения: 28 сентября 2019.