Транскаспийский транспортный маршрут
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ или Middle Corridor, Средний коридор) — международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.[1]
Характеристики
Маршрут: Китай (порт Ляньюньган, г. Сиань) – Актау (порт Актау) – Баку (порт Алят) – Тбилиси, далее маршрут возможен до грузинского порта Поти и через Черное море вглубь Европы, либо продолжаться по БТК от Тбилиси в турецкий Карс и по территории Турцию (Измит, Мерсин, Черкезкой) достичь страны Европы[2].
Штаб-квартира: Астана
По маршруту осуществляются контейнерные перевозки. Задействован железнодорожный и морской транспорт (по акватории Каспийского моря).
Пропускная способность — 10 млн тонн груза в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров[3].
Деятельность
Открыт в 2017 году. Запущено три контейнерных поезда: Шихези (Китай) — Кишлы (Азербайджан), Ляньюньган (Китай) — Стамбул (Турция), Ильичевск (Украина) — Достык (Казахстан)[4].
По маршруту на 2021 год транспортируются продукция нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, продукция сельского хозяйства. Осуществляется контейнерная перевозка грузов[2].
2017 | 0,3 |
2018 | 3,9 |
2019 | 7,4 |
2020 | 8,1 |
За период с 2017 по 2020 год перевезено 3,9 млн. тонн грузов.
В мае 2022 года начата транспортировка грузов по маршруту Китай — Финляндия в обход России[5][6].
16 декабря 2022 года Узбекистан отправил первую партию груза в Европу через транскаспийский маршрут. Поезд из 46-ти вагонов и 91-го контейнера отправился в Болгарский порт Бургас с грузом медного концентрата Алмалыкского горно-металлургического комбината[7].
История
7 ноября 2013 года подписано Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. В состав комитета входят:
- АО «Грузинская железная дорога»
- АО "НК «Актауский международный морской торговый порт»
- АО "НК «Қазақстан темір жолы»
- ЗАО «Азербайджанские железные дороги»
- ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство»
- ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт»
- ООО «Батумский морской порт»[4]
В рамках маршрута создана ассоциация «Транскаспийский междунардный транспортный маршрут», в состав которой вошли ведущие предприятия в сфере морских и железнодорожных перевозок стран-участниц, в том числе:
Учредители[8]:
— ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Азербайджан)
— ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (Азербайджан)
— АО "НК «Актауский международный морской торговый порт» (Казахстан)
— ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» (Азербайджан)
— ООО «Батумский морской порт» (Грузия)
— АО «Грузинская железная дорога» (Грузия)
— АО "НК «Қазақстан темір жолы» (Казахстан)
Постоянные члены[9]:
— ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Азербайджан)
— ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (Азербайджан)
— АО "НК «Актауский международный морской торговый порт» (Казахстан)
— ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» (Азербайджан)
— АО «Грузинская железная дорога» (Грузия)
— АО "НК «Қазақстан темір жолы» (Казахстан)
— АО «TCDD Transportation» (Турция)
— АО «Укрзализныця» (Украина)
Ассоциированные члены[10]:
— ООО «Батумский морской порт» (Грузия)
— ООО «ПКП Металлургическая Ширококолейная Дорога» (Польша)
— ТОО «Порт Курык» (Казахстан)
— Lianyungang Port Holdings Group (Китай)
— «Grampet Group» (Румыния)
— ТОО «Исткомтранс» (Казахстан)
— ТОО "НМСК «Казмортрансфлот» (Казахстан)
— ООО «Anaklia Development Consortium» (Грузия)[11]
С 2019 года в качестве нового Ассоциированного члена в Ассоциацию были приняты компании:
— АО «Каскор-Транссервис» (Казахстан)
— АО «Астық Транс» (Казахстан)[12]
С 2021 года Узбекистан вступил в качестве ассоциированного члена.
См также
Примечания
- ↑ Маршрут . titr.kz. Дата обращения: 27 июня 2017.
- ↑ 2,0 2,1 Транскаспийский коридор: результаты развития и новые перспективы . Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Дата обращения: 18 февраля 2022.
- ↑ Объем перевозок по Транскаспийскому маршруту может вырасти в 6 раз . Day.Az (11 мая 2022). Дата обращения: 18 мая 2022.
- ↑ 4,0 4,1 История . titr.kz. Дата обращения: 27 июня 2017.
- ↑ Первый блок-поезд, следующий из Китая в Финляндию, прибыл в Бакинский порт . Day.Az (27 мая 2022). Дата обращения: 4 июня 2022.
- ↑ Из Бакинского порта в Финляндию транспортируют первую партию грузов из Китая . Day.Az (27 мая 2022). Дата обращения: 4 июня 2022.
- ↑ Узбекистан отправил первый контейнерный поезд через Каспий . Газета.uz (19 декабря 2022). Дата обращения: 19 декабря 2022.
- ↑ Постоянные члены Ассоциации .
- ↑ Постоянные члены . TITR. Дата обращения: 28 сентября 2019.
- ↑ Ассоциированные члены Ассоциации .
- ↑ Ассоциированные члены . TITR. Дата обращения: 28 сентября 2019.
- ↑ Заседания рабочей группы и Общего собрания Международной ассоциации . titr.kz. Дата обращения: 28 сентября 2019.