Хеджхотеп

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хеджхотеп
T3R4
t p
A40
бог тканей
Мифология древнеегипетская
Тип бог
Латинское написание Hedjhotep
Отец Ра
Связанные понятия Мумификация
Упоминания Тексты саркофагов

Хеджхотеп (егип. ḥḏ-ḥtp) — второстепенный древнеегипетский бог тканей и одежды, в меньшей степени ткачества и покойного[1][2]. Хеджхотеп иногда называется богиней[3] с уадж-скипетром и знаком анх[1]. Возможно, берёт своё происхождение с севера Среднего Египта.

Самые ранние свидетельства о Хеджхотепе относятся ко времени XII династии Среднего царства, когда он упоминается в «Текстах саркофагов» (заклинания 779 и 908)[1][4].

Культовый центр Хеджхотепа мог существовать в то время к востоку от Файюма в Эль-Лахуне[1]. Именно в близлежащем Харагехе археологические раскопки обнаружили единственную известную стелу AEIN 1540 в честь Хеджхотепа[5][6] из гробницы Небипу, который носил титулы «возлиятель» и «хранитель одежд»[1]. Согласно ономастике живших в районе Гераклеополя людей в период Среднего царства, у Хеджхотепа имелся свой куль и жрецы[1]. В последующие периоду количество священнослужителей снизилось, а изображения Хеджхотепа встречаются эпизодически на саркофагах и литургических текстах о ритуалах в честь фараона[1].

В период Нового царства Хеджхотепу отводится роль покровителя медицины. Он упомянут наравне с Шезму — богом мазей для лечения болей в голове и животе[1] и в изготовлении амулетов, где он отвечает за их шнуры[1]. Другой папирус того же периода представляет Хеджхотепа двойственным — богом одежды и чинящим козни Монту[7], возможно, сбежавшим с одной из его жён[8] или принужденным к сексуальным отношениям, как в истории о противостоянии Гора и Сета[1]. С этого времени Хеджхотеп часто ассоциируется с богиней ткачества Таит, а также с Рененутет.

Хеджхотеп чаще почитался в Поздний период эпохи Птолемеев и Римского владычества, когда он в сценах подношений одежды заменяет сына Исиды Гора. В позднейшие времена развивается синкретизм с богом Шу, из-за которого Хеджхотеп стал называться сыном Ра, и первым прикрыл наготу, придумав одежду. Хеджхотеп оставался богом, кто создал одеяние фараона, богов и покойных, помогая тем самым им переродиться в загробном царстве[1].

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Zecchi, Marco. The god Hedjhotep // Chronique d'Égypte. — 2001. — Т. LXXVI. — С. 5–19.
  2. Lorton, Claude Traunecker. The gods of Egypt / translation from the French by David. — Ithaca, New York: Cornell University Press, 2001. — С. 67. — ISBN 978-0-8014-3834-9.
  3. P. A. A. Boeser. Beschreibung der Aegyptischen Sammlung des Niederländischen Reichsmuseums der Altertümer in Leiden // E.J. Brill. — Leiden, 1915. — doi:10.1007/978-94-015-3327-0.
  4. Faulkner, R. O. Spells 355-787 // The ancient Egyptian coffin texts. — Warminster: Aris and Phillips, 1977. — Т. II. — С. 154, 305. — ISBN 9780856680519.
  5. Battiscombe Gunn. Notes on the Aten and His Names // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1923-10. — Т. 9, вып. 3/4. — С. 168. — ISSN 0307-5133. — doi:10.2307/3854036.
  6. Les Stèles égyptiennes. Otto Koefoed-Petersen // Journal of Near Eastern Studies. — 1950. — Т. 9, вып. 2. — С. 13–14. — ISSN 1545-6978 0022-2968, 1545-6978. — doi:10.1086/370969.
  7. Abd El-Mohsen, Bakir. The Cairo Calendar No. 86637 // General Organisation for Government Printing Offices / Antiquities Department of Egypt. — Cairo, 1966. — С. 28.
  8. Borghouts, J. F. Monthu and matrimonial squabbles // Revue d'Égyptologie. — 1981. — № 33. — С. 11–22.