Грасгоф, Франц

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франц Грасгоф
нем. Franz Grashof
Место рождения Дюссельдорф,
Германия
Место смерти Карлсруэ,
Германия
Научная сфера механика, машиностроение

Гра́сгоф, Франц (нем. Franz Grashof; 11 июля 1826, Дюссельдорф — 26 октября 1893, Карлсруэ) — немецкий механик и машиностроитель.

Биография

Детство и юность

Франц Грасгоф родился 11 июля 1826 года в семье Елизаветы Софии Доротеи Флорентины Брюггеман (нем. Lisette Sophie Dorothea Florentine Bruggemann) и Карла Грасгофа (нем. Karl Grashof), преподавателя классической филологии в Дюссельдорфской Королевской гимназии[de]. Его дядей был придворный художник Отто Грасгоф. Несмотря на гуманитарное окружение в семье, Франц рано проявил интерес к технике; уже с 15 лет он работал слесарем, посещая после работы ремесленное училище[1].

В октябре 1844 года Франц Грасгоф поступил в Берлинский Королевский коммерческий институт[de], где изучал математику, физику и машиностроение. Однако в 1847 году Грасгоф, прервав обучение, пошёл на военную службу: год он прослужил добровольцем в стрелковом батальоне, а в 1848—1851 годах служил на флоте матросом и совершил на парусном судне плавания в Нидерландскую Ост-Индию и Австралию. После этого он разочаровался в избранной им было карьере морского офицера (не последнюю роль сыграла близорукость, которой он страдал) и вернулся в Берлин, где с 1852 года продолжал обучение в Королевском коммерческом институте[1][2][3].

Профессиональная карьера

В 1854 году Грасгоф окончил Берлинский Королевский коммерческий институт и остался работать в нём, преподавая математику и механику. В 1856 году группа из 23 молодых инженеров, в которую входил и Грасгоф, основали существующее и поныне Общество немецких инженеров[de] (нем. Verein Deutscher Ingenieure)[1][4]. Грасгоф стал редактором журнала «Zeitschrift des VDI», учреждённого этим обществом и издававшегося начиная с 1 января 1857 года; в нём учёный опубликовал и ряд своих статей по различным вопросам прикладной механики[5][6]. В 1860 году Ростокский университет присвоил Францу Грасгофу звание почётного доктора[2].

Памятник Францу Грасгофу в Карлсруэ

В 1863 году после смерти Фердинанда Редтенбахера Грасгоф стал его преемником на посту профессора кафедры прикладной механики и теории машин Политехникума Карлсруэ. Здесь он читал лекции по сопротивлению материалов, гидравлике, термодинамике и конструированию машин, причём — по общему мнению — его лекции отличались точностью и ясностью языка[2][4].

В 1883 году Грасгоф перенёс инсульт, последствия которого существенно ограничили его творческую активность. В 1891 году последовал новый инсульт, от которого учёный так и не оправился[2].

Умер 26 октября 1893 года в Карлсруэ[1].

Научная деятельность

Работы Грасгофа по кинематике

Основное направление исследований Грасгофа — прикладная механика (в частности, кинематика механизмов). Был сторонником аналитических методов в механике[4]. Из результатов, полученных Грасгофом, в современных учебниках теоретической механики обычно приводится теорема Грасгофа о проекциях скоростей (не всегда — с упоминанием имени автора).

Теорема Грасгофа о проекциях скоростей

Рассмотрим две точки — [math]\displaystyle{ A^* }[/math] и [math]\displaystyle{ B^* }[/math] — некоторой механической системы, и пусть [math]\displaystyle{ A }[/math] и [math]\displaystyle{ B }[/math] — их текущие положения. Теорема Грасгофа о проекциях скоростей в общем случае формулируется следующим образом: «Если на точки [math]\displaystyle{ A^* }[/math] и [math]\displaystyle{ B^* }[/math] наложена жёсткая связь, то проекции их скоростей на прямую, соединяющую текущие положения этих точек, равны»:

[math]\displaystyle{ \mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{\!A}}\;=\;\mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{B}} }[/math] .

Обычно данную теорему применяют к точкам абсолютно твёрдого тела, и в этом случае её формулируют так: «Проекции скоростей двух произвольных точек твёрдого тела на прямую, соединяющую эти точки, равны между собой»[7].

Приведём доказательство этой теоремы. Достаточно показать, что

[math]\displaystyle{ \mathrm{pr}_{_{AB}}\,(\mathbf{v}_{_{B}}-\mathbf{v}_{_{\!A}})\;\equiv\;\mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{\!AB}}\;=\;0 }[/math]

(здесь [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{\!AB}} }[/math] — скорость точки [math]\displaystyle{ B^* }[/math] относительно точки [math]\displaystyle{ A^* }[/math]).

Дифференцируя по времени [math]\displaystyle{ t }[/math] условие жёсткой связи

[math]\displaystyle{ (\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,\mathbf{r}_{_{\!AB}})\;=\;\mathrm{const} }[/math]

(представленное в виде условия постоянства скалярного квадрата радиус-вектора точки [math]\displaystyle{ B }[/math] относительно точки [math]\displaystyle{ A }[/math]), получаем:

[math]\displaystyle{ \left(\,{\mathrm{d}\over \mathrm{d}t}\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,\mathbf{r}_{_{\!AB}}\right)\,+\,\left(\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,{\mathrm{d}\over \mathrm{d}t}\,\mathbf{r}_{_{\!AB}}\right)\;\equiv\;2\,(\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,\mathbf{v}_{_{\!AB}})\;=\;0 }[/math] .

Итак, [math]\displaystyle{ (\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,\mathbf{v}_{_{\!AB}})\;=\;0 }[/math] , то есть [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{\!AB}} \perp \mathbf{r}_{_{\!AB}} }[/math] .

Пусть теперь [math]\displaystyle{ \mathbf{e}\,=\,\mathbf{r}_{_{\!AB}}/\left|\mathbf{r}_{_{\!AB}}\right| }[/math] — единичный вектор оси [math]\displaystyle{ AB }[/math]. Имеем:

[math]\displaystyle{ \mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{\!AB}}\;=\;(\,\mathbf{e},\,\mathbf{v}_{_{\!AB}})\;=\;{1 \over \left|\mathbf{r}_{_{\!AB}}\right|}\,(\,\mathbf{r}_{_{\!AB}},\,\mathbf{v}_{_{\!AB}})\;=\;0 }[/math] .

Теорема доказана.

Скорости двух точек абсолютно твёрдого тела
[math]\displaystyle{ A }[/math]
[math]\displaystyle{ \alpha }[/math]
[math]\displaystyle{ V_{A} }[/math]
[math]\displaystyle{ B }[/math]
[math]\displaystyle{ \beta }[/math]
[math]\displaystyle{ V_{B} }[/math]

Теорема Грасгофа о проекциях скоростей нередко оказывается полезной при решении конкретных задач кинематики абсолютно твёрдого тела. Вот — типичный пример.

Пусть [math]\displaystyle{ A^* }[/math] и [math]\displaystyle{ B^* }[/math] — точки абсолютно твёрдого тела, [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] и [math]\displaystyle{ \beta }[/math] — углы векторов [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{\!A}} }[/math] и [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{B}} }[/math] с прямой [math]\displaystyle{ AB }[/math]. Найти [math]\displaystyle{ V_{B} }[/math], если известны [math]\displaystyle{ V_{A} }[/math], [math]\displaystyle{ \alpha }[/math], [math]\displaystyle{ \beta }[/math] (жирный шрифт при наборе [math]\displaystyle{ V_{B} }[/math] не использовался, так что речь идёт о нахождении модуля вектора скорости точки [math]\displaystyle{ B^* }[/math]).

Имеем:

[math]\displaystyle{ \mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{\!A}}\;=\;\mathrm{pr}_{_{AB}}\,\mathbf{v}_{_{B}} }[/math] ,

то есть

[math]\displaystyle{ V_{A}\,\cos\,\alpha\;=\;V_{B}\,\cos\,\beta }[/math] ;

отсюда

[math]\displaystyle{ V_{B}\;=\;V_{A}\,{{\cos\,\alpha} \over {\cos\,\beta}} }[/math] .

Решение задачи найдено. Подчеркнём ещё раз, что мы нашли только модуль вектора [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{B}} }[/math]. Полностью найти вектор [math]\displaystyle{ \mathbf{v}_{_{B}} }[/math], пользуясь только теоремой Грасгофа, мы бы не смогли.

Так обстоят дела и в общем случае. Теорема Грасгофа о проекциях скоростей сама по себе не позволяет решать задачи кинематики до конца: всегда требуется какая-либо дополнительная информация.

Работы Грасгофа по сопротивлению материалов

Грасгоф проявлял большой интерес к сопротивлению материалов и в 1866 году выпустил руководство по данному предмету, переизданное в расширенном виде в 1878 году под названием «Теория упругости и прочности» (нем. Theorie der Elasticität und Festigkeit). Книга стала первой попыткой ввести элементы теории упругости в ориентированный на инженеров курс сопротивления материалов. Причём Грасгоф не ограничивается изложением лишь элементарного сопротивления материалов, но также вводит основные уравнения теории упругости, которыми пользуется при изложении теории изгиба и кручения призматических стержней и теории пластин. В задаче об изгибе стержня Грасгоф находит решения для некоторых форм поперечного сечения, не рассматривавшихся Сен-Венаном. Он продолжает исследования Вейсбаха по изучению сложного напряжённого состояния. В ряде разделов курса Грасгоф находит новые, оригинальные результаты[8].

Работы Грасгофа по машиноведению

Грасгоф работал также в области машиноведения. Его главный труд — «Теоретическое машиностроение» (тт. 1—3, 1875—1890 гг.), в котором он развил учение Ф. Рёло о кинематических парах и кинематических цепях[4].

В данном труде Грасгоф рассматривал[9] движение как плоских, так и пространственных механизмов. Анализируя общий случай движения в пространстве, он указывал, что простая замкнутая цепь принуждённого движения с вращательными кинематическими парами должна состоять из семи звеньев, а также обсуждал возможности уменьшения числа звеньев при частных расположениях осей шарниров[10].

В учебниках по теории механизмов и машин часто приводится теорема Грасгофа о шарнирном четырёхзвеннике.

Теорема Грасгофа о шарнирном четырёхзвеннике

Данная теорема (иногда именуемая также[11] правилом Грасгофа) устанавливает условие существования кривошипа в шарнирном четырёхзвеннике. Речь идёт[12] о плоском механизме из трёх подвижных звеньев (то есть[13] твёрдых тел, образующих механизм) 1, 2, 3 и стойки (неподвижного звена) 0, у которого все звенья соединены между собой вращательными кинематическими парами.

Шарнирный четырёхзвенник
[math]\displaystyle{ y }[/math]
[math]\displaystyle{ O }[/math]
[math]\displaystyle{ \mathit{1} }[/math]
[math]\displaystyle{ A }[/math]
[math]\displaystyle{ \mathit{2} }[/math]
[math]\displaystyle{ B }[/math]
[math]\displaystyle{ \mathit{3} }[/math]
[math]\displaystyle{ C }[/math]
[math]\displaystyle{ x }[/math]

Для звеньев плоских механизмов в теории механизмов и машин используют[12] следующую терминологию:

  • кривошип — звено плоского механизма, которое образует вращательную пару со стойкой и может совершать вокруг оси пары полный оборот;
  • коромысло — звено плоского механизма, которое образует вращательную пару со стойкой, но не может совершать полный оборот вокруг оси пары;
  • шатун — звено плоского механизма, связанное вращательными парами с подвижными его звеньями, но не со стойкой.

Теорема Грасгофа о шарнирном четырёхзвеннике формулируется так: "Наименьшее звено является кривошипом, если сумма длин наименьшего и любого другого звена меньше суммы длин остальных двух звеньев[14] (под «наименьшим» понимается звено минимальной длины).

Поясним данную формулировку. Пусть [math]\displaystyle{ a }[/math] — длина самого короткого звена (для механизма, изображённого на рисунке, [math]\displaystyle{ a=\left|OA\right| }[/math]), [math]\displaystyle{ d }[/math] — длина одного из соединённых с ним звеньев, [math]\displaystyle{ b }[/math] и [math]\displaystyle{ c }[/math] — длины остальных звеньев механизма.

Предположим сначала, что [math]\displaystyle{ d\,\gt \,b }[/math] и [math]\displaystyle{ d\,\gt \,c }[/math] (на рисунке, где [math]\displaystyle{ b=\left|AB\right| }[/math], [math]\displaystyle{ c=\left|BC\right| }[/math], [math]\displaystyle{ d=\left|OC\right| }[/math], это именно так). Элементарный геометрический анализ показывает[11], что условием полной проворачиваемости звена наименьшей длины относительно звена длины [math]\displaystyle{ d }[/math]  является выполнение неравенства

[math]\displaystyle{ a\,+\,d\;\lt \;b\,+\,c }[/math] .

Если же [math]\displaystyle{ d\,\lt \,b }[/math] или [math]\displaystyle{ d\,\lt \,c }[/math], то данное неравенство тем более будет выполняться. Из этих рассмотрений и следует[11] справедливость теоремы Грасгофа в приведённой выше формулировке (рассмотрение предельного случая, когда неравенство обращается в равенство, мы опускаем).

Применяя правило Грасгофа, удаётся подразделить[15] все шарнирные четырёхзвенники на 3 группы:

  • механизм будет кривошипно-коромысловым, если длины его звеньев удовлетворяют правилу Грасгофа и за стойку принято звено, соседнее с наименьшим;
  • механизм будет двухкривошипным, если сумма длин самого короткого и самого длинного звеньев меньше суммы длин остальных звеньев, и за стойку принято самое короткое звено;
  • механизм будет двухкоромысловым, если либо правило Грасгофа не выполнено, либо оно выполнено, но самое короткое звено не соединено со стойкой (то есть оно является шатуном и потому не может быть кривошипом).

Так, изображённый на рисунке шарнирный четырёхзвенник является двухкоромысловым механизмом, поскольку правило Грасгофа для него не выполняется.

Работы Грасгофа по теории теплопередачи

Грасгоф работал также в области гидравлики и теплотехники, где изучал, в частности, процессы конвекции. В теории теплопередачи известно названное в его честь число Грасгофа — критерий подобия, определяющий процесс теплообмена при свободном движении в поле гравитации и являющийся мерой соотношения архимедовой (подъёмной) силы, вызванной неравномерным распределением плотности в неоднородном поле температур, и сил межмолекулярного трения[16].

Семья

В 1854 году Франц Грасгоф женился на Генриетте Ноттебом (нем. Henriette Nottebohm), дочери землевладельца. У них родились сын и две дочери; одна из дочерей, Елизавета, позднее вышла замуж за известного архитектора и скульптора Карла Хоффаккера[de] (нем. Karl Hoffacker)[1].

Память

Табличка с названием улицы Грасгофа в Карлсруэ

В 1894 году Общество немецких инженеров[de] учредило в честь Франца Грасгофа (в 1856—1890 годах — первый директор общества) свою высшую награду — памятную медаль Грасгофа, которая вручается в качестве премии для инженеров, имеющих выдающиеся научные или профессиональные заслуги в области техники[3].

В 1986 году в Карлсруэ был воздвигнут памятник Францу Грасгофу[17]. В честь него названы улицы в Бремене[18], Дюссельдорфе[19], Карлсруэ[20] и Мангейме[21].

Публикации

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Nesselmann, Kurt. . Grashof, Franz // Neue Deutsche Biographie. Bd. 6. Gaál — Grasmann. — Berlin: Duncker & Humblot, 1964. — XVI + 783 S. — S. 746—747.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Hartenberg R. S. Grashof, Franz. // Website encyclopedia.com. Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 7 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Franz Grashof. 1826—1893. // The University of Texas at Austin. Department of Mechanical Engineering. Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Боголюбов, 1983, с. 145—146.
  5. Тимошенко, 1957, с. 162.
  6. Verein Deutscher Ingenieure. // Website www.albert-gieseler.de. Дата обращения: 7 октября 2015. Архивировано 2 апреля 2012 года.
  7. Павловский, Акинфиева, Бойчук, 1989, с. 165.
  8. Тимошенко, 1957, с. 162—163.
  9. Grashof, 1883.
  10. Диментберг Ф. М., Саркисян Ю. Л., Усков М. К. . Пространственные механизмы: обзор современных исследований. — М.: Наука, 1983. — 98 с. — С. 4.
  11. 11,0 11,1 11,2 Фролов, Попов, Мусатов, 1987, с. 308.
  12. 12,0 12,1 Артоболевский, 1965, с. 22.
  13. Фролов, Попов, Мусатов, 1987, с. 18.
  14. Юдин, Петрокас, 1967, с. 55.
  15. Фролов, Попов, Мусатов, 1987, с. 308—309.
  16. Кафаров, 1972.
  17. Franz-Grashof-Denkmal. // Сайт ka.stadtwiki.net. Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано 7 октября 2015 года.
  18. Franz-Grashof-Straße in Bremen. // Сайт bremen.staedte-info.net. Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано 7 октября 2015 года.
  19. Grashofstraße in Düsseldorf. // Сайт duesseldorf.staedte-info.net. Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано 7 октября 2015 года.
  20. Grashofstraße in Karlsruhe. // Сайт karlsruhe.staedte-info.net. Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано 7 октября 2015 года.
  21. Franz-Grashof-Straße in Mannheim. // Сайт mannheim.staedte-info.net. Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано 7 октября 2015 года.

Литература