Творчество (роман)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Творчество
фр. L'Œuvre
Издание 1886 годаИздание 1886 года
Жанр роман
Автор Эмиль Золя

«Творчество» (фр. L'Œuvre; дословно — Работа (как произведение искусства)) — четырнадцатый роман французского писателя Эмиля Золя, входящий в двадцатитомный цикл «Ругон-Маккары».

Произведение публиковалось с 1885 по 1886 год в журнале «Gil Blas». Впервые было опубликовано отдельной книгой в 1886 году.

В центре романа — зарождение импрессионизма, то время, когда это течение отвергалось искусствоведами.

Часто говорят о том, что роман стал причиной разрыва дружеских отношений между Эмилем Золя и Полем Сезанном. Это утверждение ставится под сомнение[1].

Сюжет

Сюжет романа охватывает около 15 лет, заканчиваясь в 1870 году.

Главный герой романа — Клод Лантье (имеет сходство с Полем Сезанном) — художник-новатор, который вместе со своим другом детства Сандозом (имеет сходство с Эмилем Золя) и другими друзьями-единомышленниками решает бросить вызов существующим канонам, которые не готовы принимать новое искусство (импрессионизм). Каждый из них стремится как-то реализовать себя. Сандоз добивается успеха, Лантье — нет, он идёт от одних неудач к другим, оставаясь непонятым публикой и часто своими друзьями.

Роман — это ещё и история любви. Однажды Клод Лантье встретил молодую женщину по имени Кристин, с которой он разделит свою жизнь, свои неудачи.

Лантье долгое время до безумия одержим своей главной картиной. Для того чтобы работать над ней, он бросает жену.

Герой не заканчивает полотно и вешается.

Творческая история

Завтрак на траве, Э. Мане, 1836 год

Золя начал писать роман в мае 1885 года и закончил через девять месяцев. 23 февраля 1886 года он сообщает своему другу Анри Сеару:

Мой дорогой Сеар, лишь сегодня утром разделался с „Творчеством“. Это книга, в которой я запечатлел свои воспоминания и выплеснул душу…[2]

Подготовительные материалы к роману, хранящиеся в Национальной библиотеке в Париже, составляют объёмный том в четыреста семьдесят пять страниц. Они содержат: план романа, характеристики персонажей, заметки о Салоне, о торговцах картинами, о художниках, скульпторах, архитекторах и др., заметки о музыке и музыкантах, о Париже, о кладбище и мн. др.

Впечатление. Восходящее солнце, К. Моне, 1872 год

Золя был большим любителем искусства, его чрезвычайно интересовали новые направления в искусстве, и как журналист он активно участвовал в дискуссиях, касавшихся импрессионизма. Писатель хорошо знал среду художников, реалии их жизни.

В основу сюжета «Творчества» легли некоторые реальные события и факты из жизни писателя и друзей его юности — Сезанна и Байля, а также Эдуарда Мане, Клода Моне и других. Содержание романа связано с той полемикой, которую в 60-х годах писатель вёл в защиту группы молодых живописцев. В 1866 году, в канун открытия Салона — традиционной выставки изобразительного искусства, — в печати появились две нашумевшие статьи тогда ещё мало кому известного критика Эмиля Золя. В этих статьях он упрекал жюри, отбиравшее картины для выставки, в том, что оно не пожелало дать публике возможность увидеть «смелые, полнокровные картины и этюды, взятые из самой действительности». В Салоне, указывал Золя, полотна талантливых живописцев не представлены только потому, что их творчество отрицает окостеневшие традиции академической школы и тем самым подрывает престиж влиятельной касты.

На создание романа повлиял «Неведомый шедевр» Бальзака, который Золя считал точной метафорической интерпретацией судьбы художника.

Оценка

  • Исследователь Д. А. Попов: «<…> если поначалу Золя терпимо относился к экспериментам своих старых друзей [импрессионистов], то с годами он прекратил с ними отношения, считая, что поздний импрессионизм ставит перед собой задачи, которые не в состоянии решить. Роман „Творчество“, выпущенный Золя в 1886 году, подвел своеобразную черту под его сотрудничеством с этим движением»[3][4].
  • В учебнике по истории зарубежной литературы конца XIX — начала XX века под редакцией В. М. Толмачёва представлены такие размышления: «Клод Лантье, несмотря на все свое подвижничество, так и не способен на самопознание, он и его живопись бессильны перед стихийным началом в природе… Таковы по-своему и другие натуралистические персонажи — они имеют четкий силуэт, но при этом не наделены внутренней самостоятельностью, душой, в результате чего являются пассивной стороной, подчинены сверхличным энергиям и силам».

Примечания

  1. Cezanne et Zola, la fin d’une amitié ? (фр.). Société Cezanne (8 июля 2016). Дата обращения: 1 мая 2021. Архивировано 14 апреля 2021 года.
  2. Э. Золя. Творчество: Роман. — М.: Худ. лит., 1981. — 400 с.
  3. Попов Денис Александрович. «Натуралисты» против «Романтиков»: французское искусство XIX века глазами Эмиля Золя // История и историческая память. — 2014. — № 9. Архивировано 1 мая 2021 года.
  4. Ревалд Дж. Указ. соч. С. 347.

Литература

  • Зарубежная литература XIX — начала XX века / под ред. В. М. Толмачёва. — М., 2003.