Западня (роман)
Западня | |
---|---|
фр. L'Assommoir | |
Жанр | роман |
Автор | Эмиль Золя |
«Западня» (фр. L'Assommoir[1] (французский: [lasɔmwaʁ])) — седьмой роман французского писателя Эмиля Золя, входящий в двадцатитомный цикл «Ругон-Маккары».
Роман начал публиковаться частями в 1876 году в газете «Le Bien Public», которая вскорости была вынуждена перестать публиковать произведение из-за протестов, вызванных произведением. Тем не менее Катюль Мендес, поклонник Золя, решил опубликовать «Западню» в своём журнале «La République des lettres»[2]. Эта публикация имела большой успех.
Впервые отдельной книгой произведение вышло в 1877 году.
Роман является новаторским со стилистической точки зрения, так как Золя активно использовал в нём сниженную лексику.
Роман, часто называемый одним из шедевров автора, является исследованием алкоголизма, бедности и человеческой деградации во время Второй империи.
После публикации романа Эмиля Золя упрекали в клевете на народ и рабочий класс.
Золя говорил о своём произведении:
«Западня», несомненно, самая нравственная из моих книг… Это произведение — сама правда, это первый роман о народе, в котором нет лжи и от которого пахнет народом[3].
Сюжет
В центре романа — история жизни Жервезы Маккар (см. Карьера Ругонов), которая вместе со своим возлюбленным Огюстом Лантье убегает из деревни в Париж и поселяется в небольшой комнате в одном из бедных районов города.
Роман начинается с описания быта Жервезы, которую Лантье быстро бросает, оставляя её с двумя сыновьями.
Через некоторое время Жервеза выходит замуж за кровельщика Купо, которого она находит честным человеком: он не пьёт и готов жениться на ней, несмотря на трудности. Стечение счастливых обстоятельств и трудолюбие помогают Жервезе и Купо собрать накопления, которые позволяют им обустроить быт.
Через четыре года брака у пары рождается дочка Нана (см. Нана). После её рождения происходит трагический случай: Купо падает с крыши и на несколько месяцев остаётся прикованным к постели. При всей сложности положения Жервеза решает осуществить давнюю мечту — она покупает прачечную. За время болезни муж главной героини приобретает дурные привычки — начинает пить, обзаводится плохими знакомыми — и в конце концов превращается из трудолюбивого семьянина в алкоголика, не желающего работать.
У семьи появляется множество долгов.
Через некоторое время к Жервезе приезжает её бывший возлюбленный — Огюст Лантье, который становится другом Купо. Друзья не работают, они живут как паразиты. Долги растут. Все трудности ложатся на плечи Жервезы, которая не в силах справиться с проблемами. Она продаёт прачечную, из-за чего впадает в отчаяние, начинает много пить. Её дочь Нана, повзрослевшая к этому времени, решает уйти из дома и стать танцовщицей в ночном клубе. Купо сходит с ума из-за алкоголя и несколько раз попадает в приют.
После смерти Купо Жервеза оказывается одна в своей каморке. Она по-прежнему много пьёт, пока не умирает одна в нищете.
В культуре
- 1931: фильм Дэвида Гриффита «Борьба».
- 1956: фильм Рене Клемана «Жервеза».
Примечания
- ↑ Émile Zola, L’assommoir, traduzione di Ettore Venzi; Collana I libri del sabato (19), Roma, Gherardo Casini Edizioni periodiche, 1966, pagine 400.
- ↑ Jacques Noiray. Préfaces des romans français du XIXème siècle: Anthologie. — Le Livre de Poche, 2012-01-27. — 185 с. — ISBN 978-2-253-15860-8. Архивировано 4 мая 2021 года.
- ↑ П. А. Иванович. Золя. — М.: Молодая Гвардия (ЖЗЛ), 1969.