Железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Нижнеленинское — Тунцзян
Мост в Китай через Амур.jpg
Пересекает Амур
Конструкция
Общая длина 7194 м
Эксплуатация
Окончание строительства 2022
Открытие 16 ноября 2022
Перейти к шаблону «Архара — Дежнёвка» 
На Белогорск I
8068,0
8069,0
8079,8
Архара[d]
8085,0
Карьерный
8088,0
8088 км
8090,2
Татакан
8095,0
Каменный карьер
8100,7
Богучан
8109,7
Рачи
8119,8
Урил
8128,1
Отроги
8136,5
Тарманчукан
8143,0
Тоннельный
8146,0
Касаткин
8153,9
Кундур-Хабаровский
8163,1
Казачий
8166,0
8166 км
Р297
8174,0
Есауловка
8183,1
Ядрин
8166,0
8185 км
8189,9
Облучье (ТЧЭ-1)
8198,3
Ударный
8205,0
8205 км
8206,7
Лагар-Аул
8212,5
Воробьево
8223,1
Кимкан
8231,0
Снарский
На Новый Ургал
8233,7
00,0
Известковая
8236,0
Двуречье
8247,1
Биракан
8249,0
Бираканский переезд
8259,8
Тёплое озеро
р. Карьер
8265,3
Известковый завод
8269,8
Лондоко
р. Каменушка
р. Демнукан
8278,6
Кандалик
8283,0
8283 км
р. Будуканка
8288,5
Будукан
8296,5
Бобровский
р. Чёртов Палец
р. Чертёнок
р. Никита
8305,7
Бира
8315,2
Семисточный
8318,0
8318 км
р. Сагды-Бира
8327,5
Трек
р. Азерак
р. Трек
8339,0
8339 км
99К-13
8340,1
Кирга
ул. Западный переезд
ул. Кирпичная
8350,2
00,0
Биробиджан I
ул. Волочаевская
8366,0
П/п Биробиджан III
10,0
Биробиджан II
29,0
ст. Щукинка
49,5
Бирофельд
58,0
Бирушка
71,0
Красивый
83,2
Унгун
101,0
Бабстово
121,0
Ленинск
р. Амур
Россия
Китай
Мост Нижнеленинское-Тунцзян
Тунцзян
99К-12
8365,2
Икура[d]
8377,3
Усов Балаган
8392,4
Аур
8404,4
Оль
8416,0
Белгородское
8422,8
Ин[d]
8435,0
Урми
8448,6
Ольгохта
8456,0
8456 км
8459,9
Лукму-Корани
р. Поперечка
8471,0
Поперечка
8473,7
9,0
Волочаевка I
8478,9
Тунгусский
На
Комсомольск-на-Амуре
8484,7
6,0
Дежнёвка
На Хабаровск I

Железнодорожный мост «Нижнеленинское — Тунцзян» (кит. 同江铁路大桥) — мост через Амур, соединяющий российский и китайский берега реки. С российской стороны мост находится восточнее села Нижнеленинского Еврейской автономной области[1].

С китайской стороны: Тунцзя́нгородской уезд городского округа Цзямусы провинции Хэйлунцзян (КНР).

Открыт 16 ноября 2022 года[2].

Характеристики

Длина моста — 7194 м; из них 329 метров на российской стороне, а остальная часть — на китайской[3][4]. Высота над расчетным судоходным уровнем составляет 15 м. Пролёты моста двух типов: ферма — над руслом, и балочная конструкция над поймой реки. Мост однопутный, но с совмещённой колеёй как под российский (1520 мм), так и под китайский (1425 мм) стандарт[1]. С российской стороны от станции Ленинск до моста сооружён подход длиной 4,96 км[5][6].

История

Общий вид моста

Подготовка к строительству моста шла более 20 лет[7]. Впервые о планирующейся постройке моста заявил в июне 2007 года заместитель председателя правительства ЕАО Валерий Гуревич[8]. В итоге, соглашение о его строительстве было подписано лишь в 2013 году, предполагаемая первоначально стоимость — 9 миллиардов рублей.

26 февраля 2014 года на российской стороне произошло освящение закладного камня нового моста[9]. Реальные строительные работы на российской стороне стартовали лишь в декабре 2016 года, причём к тому времени китайская часть моста была уже полностью построена. С российской стороны объект на 25 % финансируется Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона, на 75 % — Фондом прямых инвестиций через российско-китайский фонд (CIC).

В октябре 2018 года российскую и китайскую части железнодорожного моста между РФ и КНР «Нижнеленинское — Тунцзян» состыковали. В августе 2021 года на мосту закончили укладку железнодорожного полотна[10].

В апреле 2022 года российская часть моста была официально достроена, регулярное движение поездов планировалось начать в августе[11]. 16 ноября 2022 года «Российский фонд прямых инвестиций» объявил о запуске движения по железнодорожному мосту[12].

Перенос сроков

В феврале 2014 года утверждалось, что объект будет построен уже через два года[9]. В конце 2018 года движение по мосту планировали начать в сентябре 2019 года, но этого не произошло и к декабрю. В декабре 2019 высказывались предположения об открытии моста не раньше конца 2020 года[13].

В очередной раз сроки открытия моста были перенесены в феврале 2020 года — на 3-й квартал 2021 года[14]. В январе 2022 года сроки открытия моста были перенесены на лето 2023 года[15].

Перспективы

Через мост в Китай планируется экспортировать железную руду, уголь, минеральные удобрения, лесную продукцию и другие товары[16].

Пропускная способность моста составит до 21 миллиона тонн в год. Он соединит ЕАО с провинцией Хэйлунцзян и позволит создать новый экспортный коридор между Россией и Китаем. Переход существенно повысит грузооборот и конкурентоспособность российских производителей и экспортеров — расстояние транспортировки до конечного потребителя сократится примерно на 700 км по сравнению с другими действующими железнодорожными маршрутами[17].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Для завершения строительства моста Нижнеленинское – Тунцзян нашли кредитора. www.rzd-partner.ru. Дата обращения: 1 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  2. Россию и Китай связал первый в истории железнодорожный мост через Амур // 16 ноября 2022.
  3. 中俄首座跨江铁路大桥铺轨贯通 = китайский // Синьхуа. — 2021. — Вып. 17 августа.
  4. Завершена укладка рельсов на железнодорожном мосту Тунцзян-Нижнеленинское // Жэньминь жибао. — 2021. — Вып. 18 августа.
  5. Завершено строительство российской части трансграничного моста в Китай Архивная копия от 7 мая 2022 на Wayback Machine // РИА Новости (27 апреля 2022 года)
  6. Завершилось строительство российской части моста через Амур Архивная копия от 7 мая 2022 на Wayback Machine // Российская газета (27 апреля 2022 года)
  7. Россия начала строительство железнодорожного моста в Китай через Амур // РИА Новости. Архивировано 26 мая 2019 года.
  8. China-Russia Trade to Top US$40b — china.org.cn. Дата обращения: 25 мая 2020. Архивировано 23 февраля 2008 года.
  9. 9,0 9,1 Версия для печати В Нижнеленинском начато строительство железнодорожного моста через Амур. Дата обращения: 2 августа 2021. Архивировано 2 августа 2021 года.
  10. Завершена укладка рельсов на жд мосту между Китаем и Россией через Амур. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  11. На Амуре завершили строительство российской части первого ж/д моста в КНР. Дата обращения: 27 апреля 2022. Архивировано 27 апреля 2022 года.
  12. Р. И. А. Новости. Россия и Китай открыли движение по железнодорожному мосту через Амур. РИА Новости (20221116T1250). Дата обращения: 17 ноября 2022.
  13. Определены новые сроки сдачи железнодорожного моста из ЕАО в Китай — Газета.Ru. Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 8 июня 2020 года.
  14. Новости Хабаровска. Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  15. Мост через Амур в Китай достроят к лету 2023 года. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 18 января 2022 года.
  16. Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур // ТАСС. Архивировано 26 мая 2019 года.
  17. Строители соединили российскую и китайскую часть моста через Амур // www.eastrussia.ru. Архивировано 26 мая 2019 года.