Перейти к содержанию

Табу (альбом)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Табу
Обложка альбома «Аквариума» «Табу» (1982)
Студийный альбом «Аквариума»
Дата выпуска 1982
Дата записи август 1982
Жанр Рок, арт-рок, джаз-фьюжн, экспериментальный рок
Длительность 47:09
Продюсер Андрей Тропилло
Страна  СССР
Лейбл АнТроп
Профессиональные рецензии
Хронология
«Акустика. История Аквариума — Том I»
(1982)
«Табу»
(1982)
«Радио Африка»
(1983)

«Табу» — третий «естественный» альбом[1] группы «Аквариум». Записан летом 1982 года в студии Андрея Тропилло в Доме юного техника на Охте на двухканальных магнитофонах «Studer», взятых в пользование на фирме «Мелодия». Включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.

История создания

В альбом «Табу» вошли песни, которые Гребенщиков написал в конце 1981 года, ранее вошедшие в основу электрической программы, с которой «Аквариум» выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде, поэтому к началу записи альбома каждая композиция уже была опробована в живом исполнении.
Борис Гребенщиков об альбоме:

Решили, наконец, записать настоящий электрический альбом — те песни, которые игрались нами живьём. Начало '82 ознаменовалось первым концертом реально электрического Аквариума с Ляпиным и Петром (запись этого концерта издана теперь под названием «Арокс и Штёр»). Нас (временно) стали литовать, а это значило, что открылся концертный сезон. Но звукозаписи это не отменяло. (Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи. 1997.[2].)

Большую роль в записи альбома сыграл Сергей Курёхин, который пригласил на запись басиста Владимира Грищенко и джазового саксофониста Игоря Бутмана. По этой причине Андрей Романов и Михаил Файнштейн оказались совершенно невостребованными на записи.

Во время записи каждая песня записывалась очень быстро, как правило, без наложений и максимум в два дубля и запись была произведена в короткий срок. Ближе к её концу в студии возникла нервозная обстановка, основанная на желании ведущих музыкантов вывести на первый план именно свой инструмент. Её апогеем стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курёхина. Это сделало финал и содержание записи нервозным и истеричным. К концу сессии Гребенщиков был доведён до сильнейшего психологического перенапряжения, в результате чего на балконе студии им была написана композиция «Рок-н-ролл мёртв».
В фотосессии к альбому, основанной на симпатии к импрессионистам и «новым романтикам», приняли участие Гребенщиков, Курёхин и Гаккель. На обратной стороне обложки после списка песен присутствует расшифровка тогдашнего состава группы:

Å? = БГ + Гаккель + Курехин + Ляпин + ПГуберман + Бутман + ВГ

На лицевой стороне обложки после названия группы стоит вопросительный знак. По утверждению Гребенщикова, это показатель того, что альбом записывался в тяжёлый для группы период (тем более, что на записи от «канонического» состава присутствовал только Сева Гаккель). Больше вопросительный знак не появлялся ни на одном альбоме[3].

Начало альбома (композиция «Сегодня ночью») с телефонным звонком и фразой «алло, алло?» отсылает к альбому «Face To Face» (1966) британской группы The Kinks (первая песня «Party Line» начинается подобным образом). Песня «Пепел» изначально задумывалась как синтезаторная пьеса в минималистической манере Гари Ньюмана,[источник не указан 3737 дней] но при данном наборе инструментов группы реализовать эту идею было невозможно. В 1985 году на эту песню был снят клип. В финале песни «Кусок жизни» Гребенщикову и Гаккелю подпевает «компания дружков», в числе которых бывшая жена Бориса — Людмила Гребенщикова.[источник не указан 3737 дней] Песня «Сыновья молчаливых дней» (написанной по мотивам творчества Doors и песни Дэвида Боуи «Sons of the Silent Age») изначально планировалась минут на десять, но получилась значительно короче, поскольку у Тропилло на 7-й минуте кончилась плёнка. Поэтому на оригинале в конце песни следует обрыв.[источник не указан 3737 дней]

Бонус-трек «Сентябрь» записан именно для альбома «Табу», но по неизвестным причинам в него не попал. Бонус-трек «В поле ягода навсегда» — пробная запись этой песни, не предназначавшаяся к изданию.[источник не указан 3737 дней]

Участники записи

Список композиций

Музыка и тексты во всех песнях — БГ, кроме специально отмеченной.

  1. Сегодня ночью (5:24)
  2. Пустые места (3:13)
  3. Кусок жизни (4:38)
  4. Береги свой хой (3:16)
  5. Пепел (3:08)
  6. Никто из нас не (2:58)
  7. Игра наверняка (4:01)
  8. Аристократ (5:17)
  9. Сыновья молчаливых дней (6:17)
  10. Радамаэрл (1:37) (Б.Гребенщиков, В.Гаккель) — инструментал

Бонус-треки

Присутствуют на диске «Антология — V. Табу»

  1. Сентябрь (5:04)
  2. В поле ягода навсегда (2:16)

Издания[4]

Регион Дата Лейбл Формат Каталог
 СССР 1982 АнТроп Бобина нет
 Россия 1994 Триарий CD AM 009
1995 Союз

Триарий

CS SZ0419-95
 Литва Союз

Garsų Pasaulis

 Украина 1998 Триарий

Moroz Records

AM 009 MCB

TR 98341 MC

 Россия
1999 СD AM 009 B

dTR 07698 CD

Триарий

CD Land

AM 009 B

CDL 115-99

 Украина Moroz Records

Триарий

JRC

dTR 07698 CD

AM 009 B

JRC 00154-99

 Россия 2002 Союз SZCD 1517-02
CS SZ 1517-02
2013 Solyd Records LP SLR LP A05

Примечания

  1. Aquarium.ru.Страница альбома на официальном сайте группы (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 января 2008. Архивировано 17 августа 2009 года.
  2. Гребенщиков Б. Б. Краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи. 1997.. Дата обращения: 30 ноября 2006. Архивировано 27 января 2012 года.
  3. Вопросы и ответы на официальном сайте «Аквариума». Дата обращения: 30 ноября 2006. Архивировано 8 октября 2006 года.
  4. Аквариум?* - Табу (англ.). Discogs. Дата обращения: 22 августа 2017. Архивировано 22 августа 2017 года.

Литература

  • Аквариум «Сны о чём-то большем». Авторы текста: А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский; Редактор: Борис Гребенщиков — М.: Издательский дом «София», 2004 г.