Русский альбом

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Русский альбом
Обложка альбома БГ «Русский альбом» (1992)
Студийный альбом БГ
Дата выпуска 1992
Дата записи январь — февраль 1992
Жанры фолк-рок, дарк-фолк, арт-рок, симфо-рок
Длительность 59:50
Страна  Россия
Лейбл Курицца Рекордс
Хронология
Radio London
(1990)
«Русский альбом»
(1992)
«Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке»
(1993)

«Русский альбом» — третий сольный студийный альбом[1] Бориса Гребенщикова (БГ), вышедший в 1992 году.

История создания

В записи альбома участвовали музыканты группы «БГ-Бэнд» — акустического формирования, организовавшегося после распада первого состава «Аквариума». Материал к альбому был написан приблизительно за пять месяцев во время поездок Гребенщикова с группой и в одиночку по всей России от Сибири до Соловецких островов. Работа над альбомом началась после Рождества 1992 года и проходила на протяжении января—февраля в Москве, в студии Дома Радиовещания на улице Качалова. В середине ноября 1992 года альбом был выпущен фирмой Сергея Курёхина «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки без бонус-треков и без названий группы и самого альбома на обложке.

Борис Гребенщиков об альбоме:

Началось всё с «Государыни» и «Никиты». Мы сидели с Рюшей, Щураковым и Дедом[2] в ДК Связи и впервые за много лет репетировали. Дедушка[2] сказал: «Отчего бы нам не съездить с концертом в Казань?». Эта простая фраза повлекла за собой полтора года гастролей и коренной поворот в музыке.



Репертуар пришлось изобретать на ходу; часто — прямо перед концертом; нужно было оставить как можно больше пространства между собой и Аквариумом… За время весенне-летне-осенних гастролей и написался «Русский Альбом».

(Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16 годах звукозаписи.1997.[3])

«Русский альбом» стал первой пластинкой БГ после возвращения в 1990 году из Лондона и представил слушателям совершенно нового Гребенщикова. Композиции альбома основывались на русских песенных традициях и, таким образом, «Русский альбом» стал своеобразной смесью рока и фолка:

Пожалуй, единственным альбомом в истории советской музыки раннего периода  — если не считать каких-нибудь контркультурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…

(Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».[4])

Оформление обложки

На лицевой странице обложки помещено изображение птицы с человеческой головой в орнаменте, выполненное Виталием Вальге. Очевидно, имеется в виду Сирин, Алконост или Гамаюн из записанной на альбоме композиции «Сирин, Алконост, Гамаюн». На обратной стороне обложки после списка песен присутствует расшифровка тогдашнего состава группы:

БГ = БГ + САКМАРОВ + ЩУРАКОВ + БЕРЕЗОВОЙ + РЕШЕТИН + ТРОЩЕНКОВ

Также написано: «Спасибо Волкову, Гайворонскому и Зубареву». Звукорежиссура — Ольга Горбунова и Олег Гончаров.

Список композиций

Музыка и текст — БГ, кроме специально отмеченных.

  1. Архистратиг (1:12) (О.Сакмаров) — инструментал
  2. Никита Рязанский (2:41)
  3. Государыня (3:08)
  4. Ласточка (3:53)
  5. Волки и вороны (8:14)
  6. Заповедная песня (3:06)
  7. Сирин, Алконост, Гамаюн (3:58)
  8. Кони беспредела (6:04)
  9. Елизавета (2:59)
  10. Бурлак (4:05)
  11. 25-й день Луны (1:37) (О.Сакмаров) — инструментал

Бонус-треки

Присутствуют на диске «Антология — XII. Русский альбом» (2002).

  1. Русская симфония (5:43) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
  2. Ода критику (2:33)
  3. Никон (3:23)
  4. Генерал (2:59)
  5. День радости (4:15)

В записи приняли участие

+

Примечание: партию тромбона на альбоме сыграл неизвестный музыкант из Государственного оркестра радио и телевидения, который репетировал в Доме радиовещания параллельно с музыкантами «БГ-бэнда».

Переиздания

  • 1993 — первое издание альбома на CD. К диску прилагались тексты песен «Бурлак» и «Волки и Вороны», переведённые на английский Джоном Ф.Байлином. Тираж альбома был отпечатан в Голландии, Швеции и Австрии[5].
  • 1995 — альбом вышел в виде коллекционного издания на CD.
  • 2001 — альбом выпущен на CD. Включает в себя три видеоклипа на песни «Никита Рязанский», «Государыня» и «Бурлак».
  • 2002 — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании к 11 основным композициям были добавлены ещё пять песен периода «БГ-Бэнда» (концертные и студийные записи 1991 и 1992 годов).

Факты из истории создания

  • В песнях и инструменталах «Русского альбома» часто используются православные образы, например, в песнях «Никита Рязанский», «Волки и вороны», «Кони беспредела», в названии вступительного инструментала «Архистратиг» (Архистратиг — Архангел Михаил).
  • «Архистратиг» и «25-й День Луны» — инструменталы, сыгранные Олегом Сакмаровым на русской волынке и гобое, их Гребенщиков в последний момент решил сделать вступлением и финалом к альбому.
  • Песня «Никита Рязанский» была написана в начале 91-го года в районе Чегета как впечатление от чтения «Жития святых» и инструментальных произведений «Led Zeppelin», сыгранных на семиструнных гитарах. Самого святого Никиты Рязанского никогда не существовало. Также на эту песню весной 1994 года Валерием Хаттиным был снят видеоклип с использованием компьютерной графики.
  • Песня «Государыня» была написана на репетиционной базе уже не существовавшего тогда «Аквариума» в ДК Связи в апреле 1991 года. В 2003 году песня была перезаписана (совместно с музыкантами, входившими в БГ-бэнд) британским певцом Марком Алмондом для своего альбома «Heart On Snow».
  • Песня «Ласточка» была написана за одно утро возле Ниловой пустыни, куда Гребенщиков отправился вместе с Сергеем Курёхиным, у которого была дача на озере Селигер.
  • Большая часть песни «Волки и вороны» была написана на кухне в Москве в большом старом доме в районе улицы Пречистенки. Каждая новая строчка песни писалась, по утверждению Гребенщикова, с очередного похмелья.
  • Песня «Сирин, Алконост, Гамаюн» была написана во время записи музыки к фильму «Красное на красном» Сергея Дебижева.
  • «Кони беспредела» или «Бурлак», по смутному воспоминанию Гребенщикова, были написаны на гастролях в Саратове.
  • Песня «Елизавета» была написана ещё в 1990 году во время записи демо для альбома «Radio London». В октябре 1992 года на эту песню был снят видеоклип. Аранжировка «Елизаветы» была изменена по сравнению с первоначальным вариантом.
  • В окончательный вариант альбома не вошла песня «Сувлехим Такац», которая вышла позднее на альбоме «Кострома mon amour».
  • Композитор и певец Дмитрий Степанович переложил «Русский альбом» для фортепиано и баса и исполнил его 20 октября 2006 года в Галерее искусства «Дом Ф. И. Шаляпина».
  • В интервью, данном для книги «Знак кровоточия», Борис Гребенщиков рассказал о том, как смерть Александра Башлачёва повлияла на создание альбома:

Безусловно, он поднимал пласт, в который я бы и не сунулся. И вообще не было бы «Русского альбома», если бы он был жив. Когда он умер, я ощутил, что мне на плечи ложится какая-то дополнительная часть груза. Вот он ушёл, и кому-то этот возок нужно тянуть. А я совершенно не хотел его тянуть, у меня на то не было ни малейшего желания. Но никуда уже было не деться. Получилось так, что, умерев, Башлачёв оставил этот возок без присмотра. И кому-то его придётся дальше двигать… Башлачёв начал, он эту штуку поднял и потащил, абсолютно один, и хотя я вроде бы в том же поле, но я — это что-то абсолютно другое. Музыкальная часть этого непонятно чего оставалась необработанной, и отсюда явился мой «Русский альбом». Башлачёв, безусловно, крёстный отец «Русского альбома» — без всякого, повторюсь, моего на то желания.

Примечания

Литература

  • Аквариум «Сны о чём-то большем». Авторы текста: А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский; Редактор: Борис Гребенщиков — М.: Издательский дом «София», 2004 г.

Ссылки