Детский альбом (альбом Сергея Курёхина)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Детский альбом
Обложка альбома Сергея Курёхина «Детский альбом» (1998)
Студийный альбом Сергея Курёхина
Дата выпуска 1998
Дата записи 1991—1995
Страна  Россия
Лейблы Мелодия
Calipso Records

«Детский альбом» — музыкальный альбом российского композитора Сергея Курёхина, работа над котором велась в первой половине 1990-х годов совместно с Борисом Гребенщиковым. Выпущен посмертно в 1998 году. В отличие от большинства альбомов Курёхина, «Детский альбом» состоит преимущественно из песен, к которым не только музыка, но и тексты написаны и спеты им самим.

История создания

По оценке Александра Кушнира, работа над альбомом длилась с многочисленными перерывами более трёх лет, с лета 1991-го до зимы 1995-го[1].

Курёхин и Гребенщиков приступили к записи ещё в процессе съемок кинофильма «Два капитана 2»: они заперлись в студии «Мелодия» на Васильевском острове и уверяли приятелей, что эта работа «будет настоящим взрывом»[2]. На первом этапе третьим участником записи был гитарист Юрий Каспарян[3].

Работа проходила с немалым трудом, поскольку оба музыканта «толком не знали, что будут делать»[3]. По воспоминаниям звукорежиссёра Андрея Сигле, у Курёхина «некая канва того, что надо делать» представляла собой «такой поток сознания, который на пленке зафиксировать оказалось невозможно»[3]. Александр Липницкий, фиксировавший запись альбома на видеокамеру, отмечал, что с какого-то момента Курёхина и Гребенщикова стали разрывать на части «центробежные силы»[3]. Так, несмотря на первоначальные договоренности о том, что Курёхин пишет музыку, а Гребенщиков — тексты, Курёхин жаловался друзьям, что за два года работы текстов он не дождался, и в итоге они стали работать в студии по отдельности: «Я приезжаю в студию, записываю клавиши. Он приезжает, всё стирает. Накладывает десять гитар. Вот так мы и пишемся»[4]. Позже Курёхин говорил о том, что в процессе работы они с Гребенщиковым «опять разошлись по творческим соображениям»[5]:

Расхождение было в основном в области того, что я не хотел, чтобы тексты были на английском языке. В результате мы не то чтобы переругались, но прохладно разошлись. (…) Я сказал, что английские тексты не люблю. Это бессмысленно и глупо, нужны только русские тексты. В результате всё закончилось тем, что я сочинил тексты сам…

По словам Александра Кушнира, написанные Курёхиным тексты песен представляли собой «синтез авангардных поэтических конструкций и нелепых сочетаний слов»: «Это была то рок-н-ролльная тарабарщина, то написанные на украинском(!) и русском языках тексты-сказки, то абсурдные кросс-культурные коды, которые ещё подлежат необходимой дешифровке»[6].

На большинстве треков Курёхин сам спел и вокальные партии, оставив голос Гребенщикова лишь на двух композициях. Впоследствии Борис Гребенщиков на вопрос о том, как он отнёсся к тому, что «Курёхин на этом альбоме вдруг взял и запел», ответил так: «Честно говоря, я охренел. Для меня это был шок»[1]. Песню «Колосок-голосок» Курёхин предлагал исполнить Марине Капуро, с которой он уже работал над записью «Воробьиной оратории». Однако Капуро ответила решительным отказом, и песня была записана с молодой киноактрисой Еленой Кориковой[5].

В планах Курёхина было выпустить альбом ограниченным тиражом («пятьдесят экземпляров именных и сто экземпляров тираж») и самому расписать конверты альбомов. Однако из-за болезни он не успел выпустить альбом. Его подготовила к выходу в 1998 году его вдова Анастасия Курёхина, найдя название для альбома в записных книжках музыканта[1].

Список композиций

  1. Козлик и Тапир (5:10)
  2. Слон и Соловей (5:03)
  3. Вот Сверчок, вот Стручок (4:40)
  4. Колосок — Голосок (5:14)
  5. Rock — Stedy (3:30)
  6. Опера (1:03)
  7. Мой Сурок (5:06)
  8. Стыпан та Дывчина (3:22)
  9. Living in a Real Time (5:10)
  10. Rock-n-roll (4:03)
  11. Слон и Соловей (5:09)
  12. Последний Вальс (3:36)

Исполнители

В записи принимали участие[7][8]:

Критика

Портал OpenSpace.ru включил «Детский альбом» в число важнейших российских альбомов 1998—2008 годов: по словам Дениса Бояринова, «похоже, что это лучшая русская пластинка за всю декаду» и притом «самая доступная по форме пластинка великолепного пианиста и неутомимого выдумщика». Критик отметил также пророческий характер произведения[9]:

По прошествии времени в «Детском альбоме», как в катренах Нострадамуса, нетрудно углядеть пророчества о смерти русского рока и стагнации авангарда; о приходе нового поколения музыкантов (в 1997-м появился Лагутенко, затем — Маша Макарова и Земфира); о всеобщей инфантилизации культуры; о легализации эротики и русского мата в поп-лирике и даже о том, что Елена Корикова, исполнившая трек «Колосок-Голосок», превратится в «плохую девочку».

По мнению Алексея Мунипова, альбом «странный (или лучше сказать нехарактерный?)»: «Во-первых, он полностью состоит из песен. Во-вторых, поет сам Сергей (а также БГ и Елена Корикова). В третьих, он-таки совсем электронный и похож то ли на „Radio Silence“, то ли на „Энигму“»[10].

Кинорежиссёр Сергей Дебижев говорит о том, что «Детский альбом» «до сих пор недооценен»[1]:

Потому что такого уровня свободы, такого тонкого похуизма и психоделии ещё не было в нашей рок-поэзии. Это было начало какого-то этапа, когда Курёхин переставал быть музыкантом и становился совершенно новым человеком иного плана.

Аналогично, Сергей Жариков отмечает, что «Детский альбом» — это «ключ к позднему Курёхину, которому уже не хотелось быть музыкантом»[11]:

Он хотел конструировать собственную реальность, которую выдавал бы человечеству в качестве некоего артефакта. В альбомном дискурсе для Сергея это была некая новая модель жизни, рождения и смерти… Именно создание новой реальности, потому что рок-музыка к этому моменту для него окончательно умерла.

Примечания

Литература

  • Кушнир А. И. Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока. — М.: Бертельсманн Медиа Москоу, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-88353-567-2.

Ссылки