ТК-4

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ТК-4
Проект, г 1950-е
Выпускался, гг. 1960-е
Производитель АТЗ
Экземпляры не менее 1
Назначение сельскохозяйственный общего назначения
Тип движителя колёсный
Полная масса, т ~7,75[1]
Расположение
Кабина заднее
Двигатель переднее
Двигатель
Марка двигателя
А-01
Общие данные
Производитель АТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 110 л. с., при 1600 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 6-цилиндр.
Объём 11 150 см3
Цилиндров 6
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм
Тактность (число тактов) четырёхтактный
[1]
Мощность, л.с. (кВт) 110 (69)
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая
Модельный ряд
Базовая модель Т-4

ТК-4 (ТК«трактор колёсный») — опытный советский колёсный сельскохозяйственный трактор общего назначения, созданный на Алтайском тракторном заводе в 19501960-х годах на базе гусеничного трактора Т-4[2][3]. Планировался для производства параллельно с базовой машиной[4], однако в итоге в серию не пошёл.

История создания

Колёсный трактор ТК-4 был разработан Алтайским тракторным заводом в конце 1950-х годов на базе гусеничного трактора Т-4, разрабатывавшегося и подготавливавшегося ко вводу в серийное производство в это же время[2][3][4]. Причиной разработки колёсного варианта послужила острая нужда сельскохозяйственного производства в мощных и скоростных тракторах, в особенности пахотных[4]. Для облегчения производства и эксплуатации конструкции гусеничной и колёсной машин были максимально унифицированы[3]. Опытные образцы ТК-4 проходили испытания в начале 1960-х[2]; хотя изначально планировалось параллельное производство гусеничного Т-4 и колёсного ТК-4[4], в итоге в серию пошёл только первый, тогда как колёсная машина так и осталась опытной[2].

Описание конструкции

ТК-4 был полностью унифицирован с базовой гусеничной машиной по всем узлам и агрегатам, за исключением ходовой части[3].

Двигатель машины — применявшийся на Т-4 рядный шестицилиндровый четырёхтактный дизель с неразделенной камерой сгорания А-01 производства Алтайского моторного завода[5], имевший мощность 110 л. с. Трансмиссиямеханическая, с 4 передачами вперёд и 4 назад[1].

Ходовая часть трактора — двухосная, с колёсами одинакового диаметра. При её создании был применён ряд конструктивных решений от трактора С-80[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Описание и технические характеристики гусеничного трактора Т-4. Techstory.ru. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 3 октября 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Тракторы Алтайского тракторного завода. Techstory.ru. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Тракторы АСХТЗ-НАМИ, ДТ-54 и Т-4 и их модификации. Techstory.ru. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 8 июня 2012 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 А. Кирюхич, инженер. Скоростные тракторы // За победу коммунизма : орган Задонского районного комитета Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся Липецкой области. — 6 апреля 1960. — № 41 (3778). — С. 3. Архивировано 14 ноября 2014 года.
  5. Дизельные двигатели серии А-41, А-01 и Д-461 (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 января 2013. Архивировано 28 ноября 2012 года.

Литература

  • А. Кирюхич, инженер. Скоростные тракторы // За победу коммунизма : орган Задонского районного комитета Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся Липецкой области. — 6 апреля 1960. — № 41 (3778). — С. 3. Архивировано 14 ноября 2014 года.

Ссылки