ДТ-75
ДТ-75, (75М, Б, К, В, МВ, Н, Д, МЛ) | |
---|---|
![]() | |
Экземпляры | порядка 2,7 млн |
Назначение | универсальный сельскохозяйственный |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 3/(5) |
Полная масса, т | 6 (7,4 с бульдозерным оборудованием) |
Расположение | |
Кабина | сзади (закрытая, вентилируемая) |
Двигатель | переднее |
Основные размеры | |
Длина, мм | 3480 |
Ширина, мм | 1890 |
Высота, мм | 2650 |
Двигатель | |
Марка двигателя | СМД-14; СМД-18Н; A-41, РМ-120 |
Мощность, л.с. (кВт) |
75 (55,2) 90 (66,2) 95 (69,9) |
Трансмиссия | |
Тип трансмиссии | механическая |
Подвеска и управление | |
Тип подвески | пружинная, сблокированная попарно (типа Хорстманна[англ.]) |
Способ управления поворотом | затормаживанием одной из гусениц |
Тормоза | бортовые, механические |
Оборудование | |
Гидрооборудование | гидронасос, трёхклапанный распределитель |
Пневмооборудование | нет |
Модельный ряд | |
Базовая модель | ДТ-54 |
Последующая модель | ДТ-175, ВТ-90 |

ДТ-75 — гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения и его модификации (ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К, ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75Н, ДТ-75Д, ДТ-75МЛ).
В 2013 году Волгоградский тракторный завод отметил полувековой юбилей со дня начала производства ДТ-75. Трактор приобрёл хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости. За время выпуска ДТ-75 несколько раз проходил модернизацию. По состоянию на 2009 год изготовлено более 2 741 000 единиц тракторов. В августе 2009 года с конвейера завода сошла очередная модернизированная модель этого трактора. После «рестайлинга» трактор оборудован новой кабиной и пластиковым капотом, новым экономичным и экологичным финским двигателем Sisu, выпуск которого налажен на Владимирском моторо-тракторном заводе. Торговое название новой модели «АГРОМАШ 90ТГ». Изменился фирменный окрас трактора с красного на бело-голубой с оранжевыми цветными вставками.
Описание
Первоначально на тракторе устанавливался четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания[нем.] мощностью 75 л. с. В модификации ДТ-75М применён двигатель А-41 мощностью 90 л. с., а в модификации ДТ-75Н — двигатель СМД-18Н, отличающийся от СМД-14 наличием турбонаддува и увеличенной до 95 л. с. мощностью. Запуск двигателя осуществляется с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером, питающимся от аккумуляторной батареи. В настоящее время[когда?] на трактор ДТ-75ДЕ устанавливается дизельный двигатель А-41СИ. Для подогрева двигателя перед запуском при температуре окружающего воздуха ниже −5 °C на тракторе предусмотрен предпусковой подогреватель ПЖБ-200.
Узлы и механизмы трактора смонтированы на сварной раме, которая состоит из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения, соединённых между собой поперечными связями.
Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач и задний мост смонтированы в одном корпусе. Задний мост имеет два одноступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными тормозами, обеспечивающими надёжное торможение трактора как при переднем, так и при заднем ходе. Планетарный механизм позволяет снизить усилия на рычагах управления поворотом трактора. Ходовая часть состоит из ведущих и направляющих колёс, поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, четырёх балансирных кареток подвески и двух гусеничных цепей.

Первоначально трактор был оборудован округлой цельнометаллической двухместной кабиной с симметричным расположением дверей, открывающихся против хода. Сиденье регулируемое по массе и росту водителя. Топливный бак располагался на задней стенке кабины. Характерная форма топливного бака напоминала армейский вещмешок. Соответственно, трактор получил сразу несколько прозвищ: сидор, турист, мешочник и так далее. Характерной особенностью округлой кабины была меньшая зацепистость за ветки деревьев и меньшая габаритная ширина. Опять же, при невозможности выйти с одной стороны, можно было всегда выйти в другую. К примеру, если одна гусеница в глубокой луже, а другая на сухом месте. Трактор ДТ-75М имел более широкую кабину — к её ширине добавлялся топливный бак. Кабина имела более глубокую по высоте выштамповку потолка кабины (увеличена высота над головой водителя) и рычаги управления, загнутые к трактористу. Дверь в кабину осталась только одна, справа. Трактор ДТ-75Б (болотоходный) с кабиной, аналогичной кабине ДТ-75М, имел увеличенную опорную поверхность гусеничных цепей за счёт увеличения ширины звеньев гусениц и возможности опускания направляющих колёс. Благодаря этому давление на грунт составляло 0,031 МПа при поднятых направляющих колёсах, 0,023 МПа при опущенных направляющих колёсах против 0,047 МПа у ДТ-75М. На тракторе ДТ-75Б устанавливался двигатель СМД-14НГ мощностью 80 л. с. при 1800 об/мин. На тракторе ДТ-75К (крутосклонный) устанавливалась кабина оригинальной конструкции, позволяющая разместить органы дублированного управления. Трактор предназначался для выполнения работ на склонах крутизной до 20 градусов. Имел два механизма навески: передний и задний, реверс-редуктор, благодаря чему мог осуществлять работу челночным способом, то есть без разворотов в конце гона. Оснащался двигателем СМД-14НГ.
С 1978 года трактор комплектуется новой подрессоренной кабиной и оперением. Для улучшения обзора кабина нового образца смещена вправо от оси трактора, а топливный бак увеличенной вместимости размещён с левой стороны кабины. Однако многие механизаторы были недовольны новой панорамной кабиной. Хотя кабина нового образца более комфортабельна по сравнению со старой, трактор с новой кабиной не может обрабатывать почву под кронами деревьев (мешает высота кабины). В итоге завод стал получать письма от потребителей с просьбой вернуть кабину автомобильного типа.
Для создания нормальных температурных условий в кабине предусмотрена вентиляционная установка, которая подаёт воздух, очищенный от пыли, увлажнённый и охлаждённый. Она автоматически включается при закрытых окнах и дверях кабины. Для обеспечения оптимальной температуры воздуха на рабочем месте водителя в зимний период в кабине трактора установлен отопитель калориферного типа. Конструкция кабины позволяет работать на тракторе в любых погодных условиях.
В обиходе трактор ДТ-75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, часто называют «почтальоном». К этой разновидности тракторов относятся следующие модификации: ДТ-75В с двигателем СМД-14НГ и его болотоходная модификация ДТ-75БВ; ДТ-75М и ДТ-75МВ с двигателем А-41; ДТ-75Н с двигателем СМД-18Н и его болотоходная модификация ДТ-75НБ; ДТ-75Д (двигатель А-41И или Д-440-22) и его торфяная модификация ДТ-75ДТ (ширина гусениц 670 мм.); ДТ-75РМ (двигатель РМ-80 (80 л. с.) или РМ-120 (100 л. с.).
31 декабря 1984 г. ПТЗ выпустил первую партию из 50 штук нового трактора ДТ-75МЛ, отличавшегося изменённой облицовкой моторного отсека и увеличенной по размерам кабиной, вследствие чего высота трактора увеличилась с 2304 мм. (ДТ-75М «Казахстан») до 2923 мм. Новая кабина была каркасной конструкции, слегка трапециевидной формы, крепилась к основанию шестью амортизаторами. Все стекла кабины неподвижные. Трактор ДТ-75МЛ отличался от трактора ДТ-75М также увеличенным количеством контрольных приборов и ламп; наличием вентиляционной установки кабины с водяным охладителем; вынесенным в кабину рычагом сцепления пускового двигателя для запуска основного двигателя с рабочего места из кабины; перенесённой к сиденью оператора под правую руку рукояткой управления подачей топлива для основного двигателя. Тракторы ДТ-75МЛ и аналогичный ему трактор ДТ-75Т, но с турбокомпрессорным двигателем Д-440-21 вместо А-41, окрашивались в жёлтый цвет.

Комплектация и выпуск
-
ДТ-75 поздний (крыша выпуклая, но двигатель ещё СМД)
-
Трактор ДТ-75 производства ВгТЗ. двигатель СМД
-
Трактор ДТ-75М (ВгТЗ) в Польше
-
Трактор Волгоградского завода с высокой кабиной, смещённой вправо
-
ДТ-75Н. Воздухозаборник в виде перевёрнутого конуса соединён трубкой с выхлопной трубой.
-
Отличительной особенностью ДТ-75Н являются также круглые отверстия в направляющем колесе вместо треугольных
-
Тракторы ДТ-75Д на железнодорожной платформе
-
Отличительной особенностью ДТ-75РМ является расположение выхлопной трубы и воздухозаборника двигателя
-
ДТ-75РМ
-
Трактор ДТ-75М производства ПТЗ с дождевальной установкой ДДА-100
-
Трактор ДТ-75МЛ 1989 года выпуска (ПТЗ)
-
ДТ-75МЛ или ДТ-75Т (ПТЗ)
Трактор укомплектован задней навеской сельскохозяйственного типа. Имеет вал отбора мощности. Может агрегатироваться с навесным плугом, навесной бороной, сеялкой, картофелекопалкой. Может комплектоваться бульдозерным оборудованием. Буксирует прицеп.
Трактор выпускается Волгоградским тракторным заводом с 1963 года[33][34][35][36], а если точнее с 30 декабря 1963 г.[37][38][39] (по другим данным с 1962 года[40][41]), Павлодарским тракторным заводом выпускался в массовом порядке с 1968 года по 1992 год, в относительно небольшом количестве и в 90-е годы[42]. Количество выпущенных тракторов на ВгТЗ с 1962 т. по 1995 г. — 1 652 500 шт., на ПТЗ с 1968 т. по 1995 г. — 862 300 шт[43]. Первые два опытных ДТ-75 были собраны на ВгТЗ 16 июля 1956 года. В мае 1960 года принято решение о реконструкции завода и переходе на выпуск трактора ДТ-75. 28 августа 1967 года на ВгТЗ начался серийный выпуск трактора ДТ-75М, в 1969 году освоен выпуск болотоходного трактора ДТ-75Б[44] (по другим данным в 1968 г.[45]). На ПТЗ первый трактор был выпущен 12 августа 1968 г. (ДТ-75М)[46] Отличие тракторов Павлодарского тракторного завода от тракторов Волгоградского тракторного завода — наличие надписи «Казахстан» вместо «ДТ-75» на боковинах капота, цвет (синий с матовым белым верхом кабины у ДТ-75М, жёлтый у ДТ-75МЛ, ДТ-75Т против обычно красного цвета у тракторов ВгТЗ). Трактора с топливным баком, расположенным слева от кабины (например ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75Н), выпускались только на ВгТЗ. Трактора жёлтого цвета и большой кабиной (ДТ-75МЛ, ДТ-75Т) выпускались только на ПТЗ.
Примечания
- ↑ в числителе — согласно данным руководства по эксплуатации раннего ДТ-75 (с округлой облицовкой радиатора), в знаменателе - согласно данным инструкции по эксплуатации более позднего ДТ-75 (с облицовкой радиатора аналогичной облицовке радиатора ДТ-75М) – книга «Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)»/ М. А. Шаров, А. А. Дивинский. Н. П. Харченко. М. «Колос» 1970 г.
- ↑ данные приведены согласно инструкции по эксплуатации ДТ-75М 1975 г. (изд. Нижне-Волжский ЦНТИ) и данных книги "Тракторы ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К" 1978 г. (изд. "Колос")
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 данные приведены по книге «Тракторы ДТ-75М. ДТ-75Б. ДТ-75К» / М. А. Шаров, А. А. Дивинский. Н. П. Харченко и др. – М.: Колос, 1978. – 375 с. с ил
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75В. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». 78.00.001 ТО. Волгоград: 1981 г., 344 с
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». 88.00.001 ТО. Волгоград, 1980 г.
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75МВ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». 88.00.001 ТО. Изд. третье, Волгоград, 1990 г. – 336 с
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». 78.00.001 ТО. Волгоград, 1981 г. – 344 с.
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75М. Инструкция по эксплуатации». Павлодар 1979г. 278 с
- ↑ данные приведены по книге «Трактор ДТ-75МЛ, Техническое описание и инструкция по эксплуатации». - Алма-Ата: Кайнар, 1988. — 288 с
- ↑ данные приведены по книге «Тракторы Т-90П ДТ-75Т, Инструкция по эксплуатации 06.00.023/024 ИЭ, 05.00.004 ИЭ». — Алма-Ата: Кайнар, 1990 г.
- ↑ с навесной системой в транспортном положении
- ↑ с устройством предохранительным от опрокидывания: в числителе - в рабочем положении, в знаменателе - транспортном положении
- ↑ в числителе — до верха кабины (согласно инструкции по эксплуатации по раннему ДТ-75), в знаменателе — по задним фарам (согласно инструкции по эксплуатации по более позднему ДТ-75)
- ↑ по задним фарам
- ↑ по задним фарам без погружения гусениц в грунт. В инструкции по эксплуатации ДТ-75М «Казахстан» (изд. «Кайнар», 1979 г.), по всей видимости, допущена опечатка, так как ДТ-75М «Казахстан» имеет округлую кабину с выпуклой крышей, аналогичной моделям ДТ-75М и ДТ-75Б производства ВгТЗ, и, соответственно, аналогичную высоту
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 в числителе — при поднятых направляющих колесах, в знаменателе — при опущенных направляющих колесах
- ↑ для ДТ-75МЛ согласно инструкции по эксплуатации ДТ-75МЛ (изд. «Кайнар». 1988 г.) — 1712 мм, что, очевидно, является опечаткой
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 18,2 18,3 по бугелю крепления коробки передач к раме
- ↑ по ГОСТ 7057-73
- ↑ по ГОСТ 7057-81
- ↑ в числителе — с рабочим оборудованием, в знаменателе — без рабочего оборудования
- ↑ в числителе — без балласта, в знаменателе — с балластом
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 23,7 для комплектации С4
- ↑ при опущенных направляющих колесах/при поднятых направляющих колесах/при опущенных направляющих колесах и болотоходных гусеницах
- ↑ для комплектации УС4
- ↑ при эксплуатационной массе
- ↑ Перейти обратно: 27,0 27,1 номинальная мощность
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 в числителе номинальная мощность, в знаменателе — эксплуатационная
- ↑ в инструкции по эксплуатации по всей видимости допущена опечатка. должно быть 7,43
- ↑ в числителе — при эксплуатационной мощности, в знаменателе — при номинальной мощности
- ↑ в числителе — при эксплуатационной мощности, в знаменателе — при наибольшей тяговой мощности
- ↑ в числителе — согласно данным инструкции по эксплуатации ДТ-75М 1975 г. (изд. Нижне-Волжский ЦНТИ), в знаменателе — согласно данным книги «Тракторы ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К» 1978 г. (изд. «Колос»)
- ↑ Старый добрый ДТ-75 Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine
- ↑ Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ)
- ↑ Techstory.ru . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 28 марта 2013 года.
- ↑ Агромаш-история Архивная копия от 1 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ ОАО «Волгоградский тракторный завод» . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
- ↑ ВгТЗ — верен традициям СТЗ . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 12 марта 2016 года.
- ↑ Художественное конструирование — это эстетика и комфорт (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 6 октября 2013 года.
- ↑ Techstory.ru . Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано 11 апреля 2013 года.
- ↑ Land-tech.net Архивная копия от 10 декабря 2012 на Wayback Machine
- ↑ В постановлении шестого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 № 06ап-4053/2010 по делу № А73-3663/2010 упоминается ДТ-75МЛ, 1993 года выпуска, заводской номер 872531, в постановлении ФАС ЗСО от 2 февраля 2004 года по делу N Ф04/0461-6/А03-2004 упоминается ДТ-75МЛ зав. № 878761, 1993 г. в, в решении арбитражного суда Иркутской области от 27.08.08 № А19-5164/08-54 упоминается ДТ-75МЛ, 1993 года выпуска, заводской номер 879173, ДТ-75МЛ, 2000 года выпуска, заводской номер 891570
- ↑ Отечественные сельскохозяйственные тракторы. Иллюстрированная история развития за 100 лет. Разработан специалистами НАТИ. «Внешторгиздат», М. — 1996
- ↑ ВгТЗ-историческая справка (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2013. Архивировано 2 декабря 2017 года.
- ↑ Технические характеристики ДТ-75Б
- ↑ ПО «Павлодарский тракторый завод» им. В. И. Ленина . Дата обращения: 27 марта 2013. Архивировано 13 января 2013 года.
Литература
- Тракторы ДТ-75М. ДТ-75Б. ДТ-75К / М. А. Шаров, А. А. Дивинский. Н. П. Харченко и др. — М.: Колос, 1978. — 375 с.
- Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.79.00.001 ТО. — Волгоград, 1985. — 280 с.
- Трактор ДТ-75МВ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.88.00.001 ТО. — Изд. третье. — Волгоград, 1990. — 336 с.
- Трактор ДТ-75М. Инструкция по эксплуатации. — М.: Трактороэкспорт. — 224 с.
- Тракторы ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75БВ. Руководство по разборке сборке. — М.: Трактороэкспорт. — 225 с.
- Трактор ДТ-75В. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 78.00.001 ТО. — Волгоград, 1981. — 344 с.
- Трактор ДТ-75МЛ, Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Алма-Ата: Кайнар, 1988. — 288 с.