Стратегическая авиация ВВС США

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Стратегическая авиация ВВС США — компонент стратегических наступательных сил США, основу которого составляют бомбардировщики больших грузоподъёмности и радиуса действия, способные наносить удары по стратегическим объектам в глубоком тылу противника. Оружие стратегической авиации США — авиационные ракеты большой дальности, позволяющие наносить удары без захода самолётов в зону действия средств ПВО противника, и авиационные бомбы в обычном и ядерном снаряжении. В состав стратегической авиации США также входят стратегические самолёты-разведчики, стратегические разведывательные БПЛА и самолёты-заправщики (Boeing KC-135 Stratotanker).

Стратегическая бомбардировочная авиация

Стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) — наиболее универсальный компонент ядерной «триады», способный эффективно решать широкий круг задач в любых видах войн и военных конфликтах с применением как ядерного, так и обычного оружия. Она предназначена для сдерживания вероятного противника и поражения его критически важных объектов в ходе военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения[1].

Основные преимущества стратегических бомбардировщиков американских ВВС определяются их боевыми возможностями:

  • значительные дальность и продолжительность полета, позволяющие действовать практически в любом регионе земного шара при базировании на континентальной части США;
  • большая и многовариантная боевая нагрузка, в том числе высокоточными авиационными средствами поражения;
  • бортовое оборудование и вооружение, позволяющие поражать цели с высокой надежностью днем и ночью в любых метеоусловиях;
  • гибкость применения, обусловленная возможностью постановки новых боевых задач в ходе полета[1].

Стратегические бомбардировщики, являясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, остаются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением как обычного, так и ядерного оружия.

Парк СБА ВВС США представлен тяжёлыми стратегическими бомбардировщиками В-52Н «Стратофортресс», В-1В «Лансер» и В-2А «Спирит».

Многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения В-52Н «Стратофортресс», абсолютный рекордсмен по дальности среди боевых самолётов США (практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 17 200 км[1]), является основой парка СБА США. Он находится на службе непрерывно более полувека и останется таковым как минимум до 2040 года. Самолёт систематически модернизировался для применения различных типов оружия класса «воздух — земля», имеющегося в арсенале ВВС. В настоящее время В-52Н оснащён современными радиолокационными станциями (РЛС), бортовым РЭО, комплексом РЭБ и оптико-электронной прицельной системой. Американские ВВС планируют продлить эксплуатационный срок его службы, модернизировав его электронику, программное обеспечение, технологии коммуникации, авионику. Новая пусковая установка и цифровые интерфейсы позволят на 66 % увеличить объем бомбовой загрузки, снизив количество носимых на крыльях бомб.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Rockwell B-1B Lancer с изменяемой стреловидностью крыла создавался для прорыва мощной зональной системы ПВО путем пролета ее на сверхзвуковой скорости на малых высотах с огибанием рельефа местности и выхода в оперативную глубину территории противника. Имеет большую боевую нагрузку и широкую номенклатуру ракетно-бомбового вооружения для выполнения ударных операций с применением обычного (неядерного) оружия на больших дальностях. Практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 11 100 км[1].

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit предназначен для прорыва глубоко эшелонированной ПВО противника за счет характеристик «малозаметности», обладает высокими боевыми возможностями при решении ударных задач как с обычными, так и с ядерными средствами поражения. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло», при его изготовлении использовались стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, реактивные струи двигателей экранируются. Это самый дорогой самолет в мире. Практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 15 200 км[1].

Военные конфликты последних десятилетий с участием США не позволяют в полной мере оценить боевые возможности стратегических бомбардировщиков, поскольку они применялись в основном в минимально прикрытом или совсем не защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве противоборствующей стороны. В связи с тем, что такие вероятные противники, как РФ и КНР, с их достаточно совершенными системами, средствами и комплексами ПВО, не позволят американской СБА свободно действовать в своём воздушном пространстве, командование ВВС США не планирует использование бомбардировщика В-52Н для проникновения в зоны ограничения и воспрещения доступа противника. В последующем предполагается введение подобных мер и для стратегических бомбардировщиков В-1В и В-2А, считающихся, по американским оценкам, недостаточно способными самостоятельно действовать по целям в данных зонах[1].

Существующий парк СБА ВВС США имеет относительно удовлетворительный эксплуатационный ресурс на период последующих 30 лет, но уже сейчас прогнозируется недостаточный уровень боевых возможностей бомбардировочной авиации для решения задач в военных кампаниях будущего. Учитывая, что к настоящему времени возраст СБ В-2А составляет свыше 30 лет и в недалеком будущем возникнут потребности в более совершенных технологиях, обеспечивающих самолетам ВВС США способность преодоления современных средств ПВО вероятного противника, возникла необходимость разработки нового стратегического бомбардировщика следующего поколения, который получил наименование В-21 «Рейдер»[1].

Новый самолёт намечено построить на основании принципа «двойного предназначения», предполагающего ввод в эксплуатацию перспективного бомбардировщика как с ядерным, так и с обычным вооружением с учетом значительного расширения его возможностей по авиационной поддержке наземных войск[1].

Новый образец будет выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», что в совокупности с другими технологическими решениями позволит существенно снизить его заметность. Ожидается, что использование стелс-технологий обеспечит В-21 возможность гарантированного скрытного преодоления глубоко эшелонированной системы противовоздушной обороны. Однако, несмотря на конструкцию самолета, авиационное вооружение, в том числе с ядерными боевыми частями, заведомо планируется применять вне досягаемости средств поражения ПВО противника[1].

Американская компания «Нортроп Грумман» — производитель стратегического бомбардировщика В-21 — в декабре 2022 года провела презентацию первого выпущенного экземпляра. Бомбардировщик будет принят на вооружение после 2025 года, а к 2040-му ожидается закупка до 100 единиц таких летательных аппаратов, после чего существующие носители ядерного и высокоточного оружия B-1B и B-2A, а после 2050 года и В-52Н планируется заменить на перспективный самолет B-21 «Рейдер»[1].

Наименование Фото Назначение Модификации Самолётов в боевом составе[1] Макс. масса боевой нагрузки, т[1] Макс. количество крылатых ракет, ед.[1] Макс. количество управляемых ракет, ед.[1] Макс. количество ядерных бомб, ед.[1] Комментарий
Стратегические бомбардировщики
Rockwell B-1B Lancer Стратегический бомбардировщик B-1B 52 44 22-24 24 24 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В окончательной версии бомбардировщика реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Ведется разработка модификации B-1R в качестве модернизации B-1B. По замыслу разработчиков, B-1R должен получить новые радары, ракеты класса воздух-воздух и новые двигатели Pratt & Whitney F119. В рядах ВВС он прослужит до 2038 года.
Northrop B-2A Spirit Стратегический бомбардировщик B-2A 16 25 16 16 16 Тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Завершена модернизация бомбардировщиков, в рамках которой на самолеты были установлены новые БРЛС AN/APQ-181 с АФАР. В 2014 году была обновлена бортовая электроника, что позволило нести новейшие виды вооружений.[2]
Boeing B-52 Stratofortress Стратегический бомбардировщик B-52H 63 28,6 20 8-12 8 Многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения. B-52, наряду с Ту-95, является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Несмотря на то, что B-52 разрабатывался в 1950-х под требования холодной войны, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС и будет оставаться таковым, как минимум, до 2040 года. В июле 2013 г. стартовала программа технологического обновления[3].

Стратегическая разведывательная авиация

Воздушная разведка играет важную роль в вопросах обеспечения ситуационной осведомленности руководства ВС, проведения операций, выбора форм и способов применения войск (сил). Решение главных задач воздушной разведки возлагается на стратегическую разведывательную авиацию. В ее состав входят разведывательные самолеты RC-135V/W «Ривет Джойнт», RC-135S «Кобра Болл», RC-135U «Комбат Сент» и U-2S «Дрэгон Леди»

Стратегический самолет-разведчик RC-135V/W «Ривет Джойнт» является основным ЛА радио- и радиотехнической разведки (РРТР) средств излучения наземных, морских и воздушных носителей в различных диапазонах волн. Он предназначен для перехвата, записи и анализа радиопереговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными командными пунктами на дальностях до 900 км, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника на дальностях до 500 км[1].

Самолёт фото-и телеметрической разведки RC-135S «Кобра Болл» предназначен для обнаружения пусков баллистических ракет на дальности до 500 км, определения параметров их траектории и съемки сигнатур баллистических целей (в том числе боевых блоков при входе в атмосферу). Он оборудован высокочувствительными оптическими системами с широким полем обзора и следящим оптическим телескопом с высокой разрешающей способностью, а также ИК-камерами с суммарным полем обзора 180° по азимуту с каждого борта[1].

Самолет-разведчик RC-135U «Комбат Сент» — самолет электронной разведки, предназначенный для точного определения координат приоритетных целей с использованием тепловизионной, спектрографической, радиометрической, а также автоматической экспертной систем[1].

Стратегический высотный самолёт-разведчик U-2S «Дрэгон Леди» — один из старейших ЛА, до сих пор находящийся на вооружении ВВС США. Созданный на базе самолёта-разведчика «Локхид» U-2, поступившего в эксплуатацию в 1956 году, он до настоящего времени находится на вооружении и применяется для ведения стратегической воздушной разведки. Вариант U-2S может нести в отсеках самолета различную аппаратуру, при этом модульный принцип конструкции разведывательного комплекса дает возможность менять датчики и конфигурацию под специфические задачи, а доступные технологии, включая оптико-электронные системы и радиолокационные станции, позволяют вести разведку в любую погоду и получать изображения высокого качества[1].

Оптические камеры разработаны специально для высотной разведки и отличаются очень высоким разрешением изображений, а цифровые системы могут осуществлять передачу данных с самолета в кратчайшие сроки на наземные пункты приема, быстро их обрабатывать, анализировать и доводить информацию по цепочке «сенсор — командир»[1].

Цифровая станция видовой разведки позволяет вести съемку в большом числе спектральных диапазонов, обеспечивая получение изображений прямоугольных зон вдоль маршрута полета самолета в любую погоду и время суток, в дыму, тумане и при наличии других атмосферных явлений. Непрерывно получаемая последовательность стоп-кадров каждой прямоугольной области одновременно передается на наземную станцию контроля для обработки и анализа. Самолет также может оборудоваться РЛС бокового обзора высокого разрешения, позволяющей вести разведку одновременно по левому и правому борту и формировать изображения объектов в любую погоду и время суток в почти фотографическом качестве. В состав разведывательного комплекса U-2S входит автоматическая система РРТР с дальностью действия до 300 км и точностью определения направления на источники излучения до 1,5°, а также аппаратура радиационной и химической разведки. В целом, ведя разведку с высоты более 21 000 м, «Дрэгон Леди» имеет обзор от горизонта до горизонта, предоставляя возможность выполнять фотографирование объектов и запретных зон без необходимости пролета над ними, получать изображение местности площадью до 15 тыс. км² за один час полета, вскрывать и автоматически распознавать до 1 тыс. типов радиоэлектронных устройств[1].

Наименование Фото Назначение Модификации Самолётов в боевом составе[1] Комментарий
Самолёты разведывательные
Boeing RC-135 Самолёт-разведчик. RC-135V/W
RC-135S
RC-135U
8/13
3
2
Самолёт-разведчик, построенный компанией Boeing на основе C-135 Stratolifter.
Lockheed U-2 Высотный самолёт-разведчик.  U-2S

 TU-2S

24

5

U-2 — один из немногих типов самолетов, служащих в ВВС США более 50 лет. Неофициальное название — «Dragon Lady». Новые модели (TR-1, U-2R, U-2S) эксплуатируются с 1980-х годов. Современная модель U-2S прошла последнюю техническую модернизацию в 2012 году. Дальность полёта 10300 км, максимальная высота более 21 км, самолёт может находиться в воздухе без дозаправки 12 часов. Планируется замена на БПЛА RQ-4 Global Hawk.

Стратегические разведывательные БПЛА

Стратегическая беспилотная авиация ВВС США имеет на вооружении два типа беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с большой продолжительностью полета MQ-9A «Рипер» и RQ-4 «Глобал Хок».

Многоцелевой БПЛА MQ-9А «Рипер» в настоящее время располагает наибольшими возможностями в своем классе по количеству и номенклатуре применяемых средств поражения наземных целей. Он имеет массу полезной нагрузки 1 700 кг и способен нести на шести точках внешней подвески до 14 управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр» и управляемые бомбы GBU-12/GBU-38 массой 227 кг каждая. В ходе разведки и патрулирования аппарат может находиться в воздухе около 30 ч. Высота полета БПЛА с максимальной боевой нагрузкой обычно не превышает 7 500 м. В разведывательном варианте MQ-9А «Рипер» способен подниматься на высоту более 14 000 м[1].

Высотный стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 «Глобал Хок» является самым большим по размерам и массе серийным беспилотным летательным аппаратом в мире, широко и довольно успешно используемым США в мирное время и в военных конфликтах. Он оснащается интегрированной системой наблюдения и разведки, включающей в себя радиолокационную, оптическую и инфракрасную разведывательную аппаратуру, возможности которой обеспечивают получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 км2 по маршруту полета длиной 200 км. В точечном режиме проводится съемка площади размером 2 х 2 км, при этом за 24 ч может быть получено более 1 900 изображений с разрешением 0,3 м[1].

Наименование Фото Назначение Модификации Количество[4] Комментарий
General Atomics MQ-9 Reaper Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат 252[1] Создан на основе MQ-1 Predator. Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 км/час. Практический потолок составляет 13 000 м. Максимальная продолжительность полёта БПЛА MQ-9 Reaper равна 24 часам. ВВС США в общей сложности на вооружение ВВС США планируется принять 276 беспилотников Reaper.
Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk Стратегический разведывательный БПЛА 28 Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. Разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman.

Применение

БПЛА MQ-9 регулярно применяются для барражирования вдоль границ Калининградской области, где они осуществляют мультиспектральную оптико-электронную и поверхностную радиолокационную разведку позиций и районов дислокации ОТРК «Искандер-М», а также артиллерии и бронетехники ВС России под Калининградом, Гусевом и Черняховском[5].

В период СВО американские БПЛА MQ-9 Reaper и Global Hawk активно применялись над акваторией Чёрного моря в интересах ВСУ, наносящих удары ракетами и дальнобойными БПЛА по российским регионам[6][7].

28 июня 2024 года было обнародовано заявление МО РФ, в котором было указано на возросшую интенсивность полётов стратегических беспилотных летательных аппаратов США над акваторией Чёрного моря, которые осуществляют разведку и целеуказания высокоточному оружию, поставляемому ВСУ западными государствами для нанесения ударов по объектам России. Минобороны указало, что это свидетельствует о всё большей вовлеченности США и стран НАТО в конфликт на Украине на стороне ВСУ и что такие полёты кратно повышают вероятность инцидентов в воздушном пространстве с летательными аппаратами ВКС России, что, в свою очередь, увеличивает риск прямой конфронтации альянса с Российской Федерацией. Министр обороны Российской Федерации Андрей Белоусов поручил Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации внести предложения по мерам оперативного реагирования на провокации[8].

Ожидается, что MQ-9 Reaper будут размещены на военной базе, которую НАТО создаёт на востоке Румынии[9].

Как сообщил в сентябре 2024 года командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер, НАТО изучает идею создания объединенного центра управления воздушными операциями в Арктике. По словам Хекера, ВВС США уже экспериментируют с беспилотниками MQ-9 Reaper и Global Hawk за Полярным кругом для повышения ситуационной осведомленности[10].

Разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper активно задействуются США на Ближнем Востоке, в том числе в конфликте с йеменскими хуситами на фоне эскалации ситуации в Палестине и Израиле (с октября 2023 года). В сентябре 2024 года хуситы заявили об уничтожении уже как минимум десятого американского БПЛА над Йеменом[11][12].

27 июня 2024 года Минобороны России сообщило об инциденте в сирийском небе[13]:

27 июня с 10:24 до 10:29 над населённым пунктом Эс-Сухне провинции Хомс на высотах от 7000 до 8000 метров произошло опасное сближение беспилотного летательного аппарата MQ-9 «Reaper» «коалиции» с самолётом Су-35 ВКС России, совершавшим плановый полет в воздушном пространстве Сирии. Российский лётчик, продемонстрировав высокий профессионализм, своевременно предпринял необходимые меры для предотвращения столкновения.

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 Александров В. Боевые возможности стратегической авиации Военно-воздушных сил США // Зарубежное военное обозрение : журнал. — 2023. — Март (№ 3). — С. 62—67. — ISSN 0134-921X.
  2. B-2 Bomber Set to Receive Massive Upgrade | DoD Buzz (англ.), DoD Buzz (25 June 2014). Архивировано 23 февраля 2017 года. Дата обращения 1 июля 2017.
  3. Air Force Begins Massive B-52 Overhaul | DoD Buzz (англ.), DoD Buzz (12 July 2013). Архивировано 5 декабря 2017 года. Дата обращения 1 июля 2017.
  4. WorldAirForces2016-Corrected.pdf (англ.) (недоступная ссылка). Flightglobal.com. Дата обращения: 30 июня 2017. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  5. MQ-9A был подавлен комплексами РЭБ «Красуха-2О» и «Красуха-4» над Мирославцем (Польша) во время выхода на маршрут барражирования вдоль границ Калининградской области. «Русское оружие», 19.03.24
  6. Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН…. Специально для RT, 25.06.2024
  7. О подготовке ВСУ к ударам по Крыму и Севастополю. «Рыбарь», 24.04.24
  8. Заявление МО РФ о беспилотниках США в Чёрном море. Colonelcassad, 28.06.2024
  9. НАТО строит самую крупную базу в Европе . На самом деле в Херсоне, 08.08.24
  10. Пентагон хочет обеспечить военное присутствие Запада над Арктикой. Kotsnews, 18.09.24
  11. Об эффективности системы ПВО йеменских хуситов. «Рыбарь», 16.09.24
  12. Кол-во ударных американских БПЛА MQ9 Reaper стоимостью $ 30 млн каждый, принадлежавших ВС США, которые ПВО Йемена смогли сбить по сегодняшний день. Colonelcassad, 08.08.24
  13. Минобороны…. «Осведомитель», 27.06.24


Ссылки