Стратегическая авиация ВВС США
Стратегическая авиация ВВС США — компонент стратегических наступательных сил США, основу которого составляют бомбардировщики больших грузоподъёмности и радиуса действия, способные наносить удары по стратегическим объектам в глубоком тылу противника. Оружие стратегической авиации США — авиационные ракеты большой дальности, позволяющие наносить удары без захода самолётов в зону действия средств ПВО противника, и авиационные бомбы в обычном и ядерном снаряжении. В состав стратегической авиации США также входят стратегические самолёты-разведчики, стратегические разведывательные БПЛА и самолёты-заправщики (Boeing KC-135 Stratotanker).
Стратегическая бомбардировочная авиация
Стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) — наиболее универсальный компонент ядерной «триады», способный эффективно решать широкий круг задач в любых видах войн и военных конфликтах с применением как ядерного, так и обычного оружия. Она предназначена для сдерживания вероятного противника и поражения его критически важных объектов в ходе военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения[1].
Основные преимущества стратегических бомбардировщиков американских ВВС определяются их боевыми возможностями:
- значительные дальность и продолжительность полета, позволяющие действовать практически в любом регионе земного шара при базировании на континентальной части США;
- большая и многовариантная боевая нагрузка, в том числе высокоточными авиационными средствами поражения;
- бортовое оборудование и вооружение, позволяющие поражать цели с высокой надежностью днем и ночью в любых метеоусловиях;
- гибкость применения, обусловленная возможностью постановки новых боевых задач в ходе полета[1].
Стратегические бомбардировщики, являясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, остаются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением как обычного, так и ядерного оружия.
Парк СБА ВВС США представлен тяжёлыми стратегическими бомбардировщиками В-52Н «Стратофортресс», В-1В «Лансер» и В-2А «Спирит».
Многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения В-52Н «Стратофортресс», абсолютный рекордсмен по дальности среди боевых самолётов США (практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 17 200 км[1]), является основой парка СБА США. Он находится на службе непрерывно более полувека и останется таковым как минимум до 2040 года. Самолёт систематически модернизировался для применения различных типов оружия класса «воздух — земля», имеющегося в арсенале ВВС. В настоящее время В-52Н оснащён современными радиолокационными станциями (РЛС), бортовым РЭО, комплексом РЭБ и оптико-электронной прицельной системой. Американские ВВС планируют продлить эксплуатационный срок его службы, модернизировав его электронику, программное обеспечение, технологии коммуникации, авионику. Новая пусковая установка и цифровые интерфейсы позволят на 66 % увеличить объем бомбовой загрузки, снизив количество носимых на крыльях бомб.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Rockwell B-1B Lancer с изменяемой стреловидностью крыла создавался для прорыва мощной зональной системы ПВО путем пролета ее на сверхзвуковой скорости на малых высотах с огибанием рельефа местности и выхода в оперативную глубину территории противника. Имеет большую боевую нагрузку и широкую номенклатуру ракетно-бомбового вооружения для выполнения ударных операций с применением обычного (неядерного) оружия на больших дальностях. Практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 11 100 км[1].
Стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit предназначен для прорыва глубоко эшелонированной ПВО противника за счет характеристик «малозаметности», обладает высокими боевыми возможностями при решении ударных задач как с обычными, так и с ядерными средствами поражения. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло», при его изготовлении использовались стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, реактивные струи двигателей экранируются. Это самый дорогой самолет в мире. Практическая дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой без дозаправки — 15 200 км[1].
Военные конфликты последних десятилетий с участием США не позволяют в полной мере оценить боевые возможности стратегических бомбардировщиков, поскольку они применялись в основном в минимально прикрытом или совсем не защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве противоборствующей стороны. В связи с тем, что такие вероятные противники, как РФ и КНР, с их достаточно совершенными системами, средствами и комплексами ПВО, не позволят американской СБА свободно действовать в своём воздушном пространстве, командование ВВС США не планирует использование бомбардировщика В-52Н для проникновения в зоны ограничения и воспрещения доступа противника. В последующем предполагается введение подобных мер и для стратегических бомбардировщиков В-1В и В-2А, считающихся, по американским оценкам, недостаточно способными самостоятельно действовать по целям в данных зонах[1].
Существующий парк СБА ВВС США имеет относительно удовлетворительный эксплуатационный ресурс на период последующих 30 лет, но уже сейчас прогнозируется недостаточный уровень боевых возможностей бомбардировочной авиации для решения задач в военных кампаниях будущего. Учитывая, что к настоящему времени возраст СБ В-2А составляет свыше 30 лет и в недалеком будущем возникнут потребности в более совершенных технологиях, обеспечивающих самолетам ВВС США способность преодоления современных средств ПВО вероятного противника, возникла необходимость разработки нового стратегического бомбардировщика следующего поколения, который получил наименование В-21 «Рейдер»[1].
Новый самолёт намечено построить на основании принципа «двойного предназначения», предполагающего ввод в эксплуатацию перспективного бомбардировщика как с ядерным, так и с обычным вооружением с учетом значительного расширения его возможностей по авиационной поддержке наземных войск[1].
Новый образец будет выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», что в совокупности с другими технологическими решениями позволит существенно снизить его заметность. Ожидается, что использование стелс-технологий обеспечит В-21 возможность гарантированного скрытного преодоления глубоко эшелонированной системы противовоздушной обороны. Однако, несмотря на конструкцию самолета, авиационное вооружение, в том числе с ядерными боевыми частями, заведомо планируется применять вне досягаемости средств поражения ПВО противника[1].
Американская компания «Нортроп Грумман» — производитель стратегического бомбардировщика В-21 — в декабре 2022 года провела презентацию первого выпущенного экземпляра. Бомбардировщик будет принят на вооружение после 2025 года, а к 2040-му ожидается закупка до 100 единиц таких летательных аппаратов, после чего существующие носители ядерного и высокоточного оружия B-1B и B-2A, а после 2050 года и В-52Н планируется заменить на перспективный самолет B-21 «Рейдер»[1].
Наименование | Фото | Назначение | Модификации | Самолётов в боевом составе[1] | Макс. масса боевой нагрузки, т[1] | Макс. количество крылатых ракет, ед.[1] | Макс. количество управляемых ракет, ед.[1] | Макс. количество ядерных бомб, ед.[1] | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стратегические бомбардировщики | |||||||||
Rockwell B-1B Lancer | Стратегический бомбардировщик | B-1B | 52 | 44 | 22-24 | 24 | 24 | Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В окончательной версии бомбардировщика реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Ведется разработка модификации B-1R в качестве модернизации B-1B. По замыслу разработчиков, B-1R должен получить новые радары, ракеты класса воздух-воздух и новые двигатели Pratt & Whitney F119. В рядах ВВС он прослужит до 2038 года. | |
Northrop B-2A Spirit | Стратегический бомбардировщик | B-2A | 16 | 25 | 16 | 16 | 16 | Тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Завершена модернизация бомбардировщиков, в рамках которой на самолеты были установлены новые БРЛС AN/APQ-181 с АФАР. В 2014 году была обновлена бортовая электроника, что позволило нести новейшие виды вооружений.[2] | |
Boeing B-52 Stratofortress | Стратегический бомбардировщик | B-52H | 63 | 28,6 | 20 | 8-12 | 8 | Многофункциональный тяжёлый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения. B-52, наряду с Ту-95, является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. Это также один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Несмотря на то, что B-52 разрабатывался в 1950-х под требования холодной войны, он по-прежнему остаётся основным самолётом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС и будет оставаться таковым, как минимум, до 2040 года. В июле 2013 г. стартовала программа технологического обновления[3]. |
Стратегическая разведывательная авиация
Воздушная разведка играет важную роль в вопросах обеспечения ситуационной осведомленности руководства ВС, проведения операций, выбора форм и способов применения войск (сил). Решение главных задач воздушной разведки возлагается на стратегическую разведывательную авиацию. В ее состав входят разведывательные самолеты RC-135V/W «Ривет Джойнт», RC-135S «Кобра Болл», RC-135U «Комбат Сент» и U-2S «Дрэгон Леди»
Стратегический самолет-разведчик RC-135V/W «Ривет Джойнт» является основным ЛА радио- и радиотехнической разведки (РРТР) средств излучения наземных, морских и воздушных носителей в различных диапазонах волн. Он предназначен для перехвата, записи и анализа радиопереговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными командными пунктами на дальностях до 900 км, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника на дальностях до 500 км[1].
Самолёт фото-и телеметрической разведки RC-135S «Кобра Болл» предназначен для обнаружения пусков баллистических ракет на дальности до 500 км, определения параметров их траектории и съемки сигнатур баллистических целей (в том числе боевых блоков при входе в атмосферу). Он оборудован высокочувствительными оптическими системами с широким полем обзора и следящим оптическим телескопом с высокой разрешающей способностью, а также ИК-камерами с суммарным полем обзора 180° по азимуту с каждого борта[1].
Самолет-разведчик RC-135U «Комбат Сент» — самолет электронной разведки, предназначенный для точного определения координат приоритетных целей с использованием тепловизионной, спектрографической, радиометрической, а также автоматической экспертной систем[1].
Стратегический высотный самолёт-разведчик U-2S «Дрэгон Леди» — один из старейших ЛА, до сих пор находящийся на вооружении ВВС США. Созданный на базе самолёта-разведчика «Локхид» U-2, поступившего в эксплуатацию в 1956 году, он до настоящего времени находится на вооружении и применяется для ведения стратегической воздушной разведки. Вариант U-2S может нести в отсеках самолета различную аппаратуру, при этом модульный принцип конструкции разведывательного комплекса дает возможность менять датчики и конфигурацию под специфические задачи, а доступные технологии, включая оптико-электронные системы и радиолокационные станции, позволяют вести разведку в любую погоду и получать изображения высокого качества[1].
Оптические камеры разработаны специально для высотной разведки и отличаются очень высоким разрешением изображений, а цифровые системы могут осуществлять передачу данных с самолета в кратчайшие сроки на наземные пункты приема, быстро их обрабатывать, анализировать и доводить информацию по цепочке «сенсор — командир»[1].
Цифровая станция видовой разведки позволяет вести съемку в большом числе спектральных диапазонов, обеспечивая получение изображений прямоугольных зон вдоль маршрута полета самолета в любую погоду и время суток, в дыму, тумане и при наличии других атмосферных явлений. Непрерывно получаемая последовательность стоп-кадров каждой прямоугольной области одновременно передается на наземную станцию контроля для обработки и анализа. Самолет также может оборудоваться РЛС бокового обзора высокого разрешения, позволяющей вести разведку одновременно по левому и правому борту и формировать изображения объектов в любую погоду и время суток в почти фотографическом качестве. В состав разведывательного комплекса U-2S входит автоматическая система РРТР с дальностью действия до 300 км и точностью определения направления на источники излучения до 1,5°, а также аппаратура радиационной и химической разведки. В целом, ведя разведку с высоты более 21 000 м, «Дрэгон Леди» имеет обзор от горизонта до горизонта, предоставляя возможность выполнять фотографирование объектов и запретных зон без необходимости пролета над ними, получать изображение местности площадью до 15 тыс. км² за один час полета, вскрывать и автоматически распознавать до 1 тыс. типов радиоэлектронных устройств[1].
Наименование | Фото | Назначение | Модификации | Самолётов в боевом составе[1] | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
Самолёты разведывательные | |||||
Boeing RC-135 | Самолёт-разведчик. | RC-135V/W
RC-135S RC-135U |
8/13
3 2 |
Самолёт-разведчик, построенный компанией Boeing на основе C-135 Stratolifter. | |
Lockheed U-2 | Высотный самолёт-разведчик. | U-2S
TU-2S |
24
5 |
U-2 — один из немногих типов самолетов, служащих в ВВС США более 50 лет. Неофициальное название — «Dragon Lady». Новые модели (TR-1, U-2R, U-2S) эксплуатируются с 1980-х годов. Современная модель U-2S прошла последнюю техническую модернизацию в 2012 году. Дальность полёта 10300 км, максимальная высота более 21 км, самолёт может находиться в воздухе без дозаправки 12 часов. Планируется замена на БПЛА RQ-4 Global Hawk. |
Стратегические разведывательные БПЛА
Стратегическая беспилотная авиация ВВС США имеет на вооружении два типа беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с большой продолжительностью полета MQ-9A «Рипер» и RQ-4 «Глобал Хок».
Многоцелевой БПЛА MQ-9А «Рипер» в настоящее время располагает наибольшими возможностями в своем классе по количеству и номенклатуре применяемых средств поражения наземных целей. Он имеет массу полезной нагрузки 1 700 кг и способен нести на шести точках внешней подвески до 14 управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр» и управляемые бомбы GBU-12/GBU-38 массой 227 кг каждая. В ходе разведки и патрулирования аппарат может находиться в воздухе около 30 ч. Высота полета БПЛА с максимальной боевой нагрузкой обычно не превышает 7 500 м. В разведывательном варианте MQ-9А «Рипер» способен подниматься на высоту более 14 000 м[1].
Высотный стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 «Глобал Хок» является самым большим по размерам и массе серийным беспилотным летательным аппаратом в мире, широко и довольно успешно используемым США в мирное время и в военных конфликтах. Он оснащается интегрированной системой наблюдения и разведки, включающей в себя радиолокационную, оптическую и инфракрасную разведывательную аппаратуру, возможности которой обеспечивают получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 км2 по маршруту полета длиной 200 км. В точечном режиме проводится съемка площади размером 2 х 2 км, при этом за 24 ч может быть получено более 1 900 изображений с разрешением 0,3 м[1].
Наименование | Фото | Назначение | Модификации | Количество[4] | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
General Atomics MQ-9 Reaper | Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат | 252[1] | Создан на основе MQ-1 Predator. Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 км/час. Практический потолок составляет 13 000 м. Максимальная продолжительность полёта БПЛА MQ-9 Reaper равна 24 часам. ВВС США в общей сложности на вооружение ВВС США планируется принять 276 беспилотников Reaper. | ||
Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk | Стратегический разведывательный БПЛА | 28 | Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. Разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. |
Применение
БПЛА MQ-9 регулярно применяются для барражирования вдоль границ Калининградской области, где они осуществляют мультиспектральную оптико-электронную и поверхностную радиолокационную разведку позиций и районов дислокации ОТРК «Искандер-М», а также артиллерии и бронетехники ВС России под Калининградом, Гусевом и Черняховском[5].
В период СВО американские БПЛА MQ-9 Reaper и Global Hawk активно применялись над акваторией Чёрного моря в интересах ВСУ, наносящих удары ракетами и дальнобойными БПЛА по российским регионам[6][7].
28 июня 2024 года было обнародовано заявление МО РФ, в котором было указано на возросшую интенсивность полётов стратегических беспилотных летательных аппаратов США над акваторией Чёрного моря, которые осуществляют разведку и целеуказания высокоточному оружию, поставляемому ВСУ западными государствами для нанесения ударов по объектам России. Минобороны указало, что это свидетельствует о всё большей вовлеченности США и стран НАТО в конфликт на Украине на стороне ВСУ и что такие полёты кратно повышают вероятность инцидентов в воздушном пространстве с летательными аппаратами ВКС России, что, в свою очередь, увеличивает риск прямой конфронтации альянса с Российской Федерацией. Министр обороны Российской Федерации Андрей Белоусов поручил Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации внести предложения по мерам оперативного реагирования на провокации[8].
Ожидается, что MQ-9 Reaper будут размещены на военной базе, которую НАТО создаёт на востоке Румынии[9].
Как сообщил в сентябре 2024 года командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер, НАТО изучает идею создания объединенного центра управления воздушными операциями в Арктике. По словам Хекера, ВВС США уже экспериментируют с беспилотниками MQ-9 Reaper и Global Hawk за Полярным кругом для повышения ситуационной осведомленности[10].
Разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper активно задействуются США на Ближнем Востоке, в том числе в конфликте с йеменскими хуситами на фоне эскалации ситуации в Палестине и Израиле (с октября 2023 года). В сентябре 2024 года хуситы заявили об уничтожении уже как минимум десятого американского БПЛА над Йеменом[11][12].
27 июня 2024 года Минобороны России сообщило об инциденте в сирийском небе[13]:
27 июня с 10:24 до 10:29 над населённым пунктом Эс-Сухне провинции Хомс на высотах от 7000 до 8000 метров произошло опасное сближение беспилотного летательного аппарата MQ-9 «Reaper» «коалиции» с самолётом Су-35 ВКС России, совершавшим плановый полет в воздушном пространстве Сирии. Российский лётчик, продемонстрировав высокий профессионализм, своевременно предпринял необходимые меры для предотвращения столкновения.
См. также
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 Александров В. Боевые возможности стратегической авиации Военно-воздушных сил США // Зарубежное военное обозрение : журнал. — 2023. — Март (№ 3). — С. 62—67. — ISSN 0134-921X.
- ↑ B-2 Bomber Set to Receive Massive Upgrade | DoD Buzz (англ.), DoD Buzz (25 June 2014). Архивировано 23 февраля 2017 года. Дата обращения 1 июля 2017.
- ↑ Air Force Begins Massive B-52 Overhaul | DoD Buzz (англ.), DoD Buzz (12 July 2013). Архивировано 5 декабря 2017 года. Дата обращения 1 июля 2017.
- ↑ WorldAirForces2016-Corrected.pdf (англ.) (недоступная ссылка). Flightglobal.com. Дата обращения: 30 июня 2017. Архивировано 25 декабря 2018 года.
- ↑ MQ-9A был подавлен комплексами РЭБ «Красуха-2О» и «Красуха-4» над Мирославцем (Польша) во время выхода на маршрут барражирования вдоль границ Калининградской области. «Русское оружие», 19.03.24
- ↑ Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН…. Специально для RT, 25.06.2024
- ↑ О подготовке ВСУ к ударам по Крыму и Севастополю. «Рыбарь», 24.04.24
- ↑ Заявление МО РФ о беспилотниках США в Чёрном море. Colonelcassad, 28.06.2024
- ↑ НАТО строит самую крупную базу в Европе . На самом деле в Херсоне, 08.08.24
- ↑ Пентагон хочет обеспечить военное присутствие Запада над Арктикой. Kotsnews, 18.09.24
- ↑ Об эффективности системы ПВО йеменских хуситов. «Рыбарь», 16.09.24
- ↑ Кол-во ударных американских БПЛА MQ9 Reaper стоимостью $ 30 млн каждый, принадлежавших ВС США, которые ПВО Йемена смогли сбить по сегодняшний день. Colonelcassad, 08.08.24
- ↑ Минобороны…. «Осведомитель», 27.06.24
Ссылки
- Александров В. Боевые возможности стратегической авиации Военно-воздушных сил США // Зарубежное военное обозрение : журнал. — 2023. — Март (№ 3). — С. 62—67. — ISSN 0134-921X.