Столкновение над Триполи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Столкновение над Триполи
Рейс 1103 Libyan Arab Airlines
Общие сведения
Дата 22 декабря 1992 года
Характер Столкновение в воздухе (официально)
Причина Точно не установлена
Место Ливия в 9 км от аэропорта Триполи, Триполи (Ливия)
Погибшие 157
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 6 лет и 7 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 6 лет и 7 месяцев до катастрофы
Модель Boeing 727-2L5-Advanced
Авиакомпания Ливия Libyan Arab Airlines
Пункт вылета Ливия Бенина[англ.], Бенгази
Пункт назначения Ливия Триполи
Рейс LN1103
Бортовой номер 5A-DIA
Дата выпуска 7 февраля 1975 года (первый полёт)
Пассажиры 147
Экипаж 10
Погибшие 157 (все)
Второе воздушное судно
МиГ-23 ВВС ЛивииМиГ-23 ВВС Ливии
Модель МиГ-23УБ
Авиакомпания Ливия ВВС Ливии
Бортовой номер неизвестен
Экипаж 2
Выживших 2 (все)

Столкновение над Триполи — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 22 декабря 1992 года в районе Триполи (Ливия) с самолётом Boeing 727-2L5 авиакомпании Libyan Arab Airlines, в результате которой погибли 157 человек. Согласно официальному заключению авиалайнер столкнулся с истребителем МиГ-23 ВВС Ливии. Крупнейшая авиакатастрофа в Ливии.

Сведения о рейсе 1103

Самолёт

Boeing 727-2L5-Advanced с бортовым номером 5A-DIA (заводской — 21050, серийный — 1108) выпущен корпорацией The Boeing Company в 1975 году и свой первый полёт совершил 7 февраля. Его три турбореактивных двигателя модели Pratt & Whitney JT8D-15 развивали тягу по 15 500 фунтов. 19 февраля самолёт поступил ливийской Libyan Arab Airlines[1][2].

Экипаж

Катастрофа

Боинг выполнял внутренний рейс 1103 из Бенгази в Триполи. Вылет был произведён в 09:00, на борту находились 10 членов экипажа и 147 пассажиров, среди которых, согласно ливийскому информагентству JANA, были граждане Алжира, Бангладеш, Болгарии, Великобритании, Египта, Иордании, Ирака, Кореи, Мальты, Палестины, Сирии, Судана и Туниса; многие из них работали в нефтяной промышленности страны. На подходе к аэропорту экипаж начал выполнять снижение, когда, согласно официальному заключению, около 10:07 на высоте 3500 футов (1067 метров) столкнулся с истребителем МиГ-23УБ. От удара авиалайнер потерял управление и врезался в землю в 9 километрах восточнее аэропорта и примерно в 50 километрах от столицы в районе городка Сук-аль-Сабт (Souk al-Sabt). Все 157 человек на его борту погибли. На 2022 год эта авиакатастрофа по числу жертв занимает первое место в истории Ливии.

Реакция на катастрофу, расследование

По случаю катастрофы в стране был объявлен трёхдневный траур. Поначалу ливийское правительство обвинило в катастрофе экономическое эмбарго ООН, наложенное на страну, из-за чего авиакомпания не могла закупать запчасти для своих самолётов. Таким образом, поначалу была высказана версия о технической неисправности. Однако официальный представитель авиакомпании опроверг версию о техническом отказе, заявив, что неисправные самолёты не выпускаются на линию. Эмбарго было наложено на Ливию в связи с отказом выдать двух подозреваемых по делу о взрыве Boeing 747 над Локерби, произошедшего 21 декабря 1988 года, а катастрофа в Ливии произошла на следующий день после 4-й годовщины данного теракта. Такое совпадение многими рассматривалось не как простое совпадение, поэтому были версии о теракте сепаратистов Ирландской республиканской армии, которые одно время поддерживали Ливию, но впоследствии отказались[3][4].

После расследования было сделано заявление, что произошло столкновение в воздухе с военным истребителем МиГ-23УБ, пилоты которого успели катапультироваться. Эту версию подтверждали найденные парашюты, хотя официально сами пилоты найдены не были[3].

Тем не менее, часто высказываются версии, что ливийский Боинг был сбит ракетой. В частности, через двадцать лет, то есть после убийства Муаммара Каддафи, бывший военный инструктор по МиГ Маджид Тайари оспорил официальную версию, заявив о намеренном уничтожении авиалайнера[3].

См. также

Примечания

  1. Aircraft accident Boeing 727-2L5 5A-DIA Tripoli International Airport (TIP) (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 10 июня 2013. Архивировано 10 июня 2013 года.
  2. Boeing 727-2L5(Adv) Original model: 727-2L5 5A-DIA (англ.). Дата обращения: 10 июня 2013. Архивировано 10 июня 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 5A-DIA B727 Libyan Arab Airlines mid-air collision (англ.). Flightline GA Malta. Дата обращения: 10 июня 2013. Архивировано 10 июня 2013 года.
  4. Research Directorate, Immigration and Refugee Board, Canada. Libya: A Libyan passenger jet shot down by Libyan officials over Tripoli airport in December 1992 (англ.). Immigration and Refugee Board of Canada (31 мая 2000). Дата обращения: 10 июня 2013. Архивировано 10 июня 2013 года.