Столкновение над Бискайским заливом

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Столкновение над Бискайским заливом
Общие сведения
Дата 30 июля 1998 года
Время 15:58 CEST
Характер Столкновение в воздухе
Причина Ошибки пилотов обоих самолётов
Место Франция Бискайский залив, недалеко от бухты Киброн (Франция)
Координаты 47°30′16″ с. ш. 2°59′21″ з. д.HGЯO
Погибшие 15
Воздушное судно
Beechcraft 1900D авиакомпании Proteus Airlines, идентичный разбившемусяBeechcraft 1900D авиакомпании Proteus Airlines, идентичный разбившемуся
Модель Beechcraft 1900D
Авиакомпания Франция Proteus Airlines
Пункт вылета Франция Лион-Сатоляс, Лион
Пункт назначения Франция Бретань Сюд, Лорьян
Рейс YS 706
Бортовой номер F-GSJM
Дата выпуска 1 августа 1996 года (первый полёт)
Пассажиры 12
Экипаж 2
Погибшие 14 (все)
Второе воздушное судно
Модель Cessna 177RG Cardinal
Авиакомпания частный
Пункт вылета Франция Ваннес
Бортовой номер F-GAJE
Экипаж 1
Погибшие 1 (все)
Выживших 0

Столкновение над Бискайским заливом — авиационная катастрофа, произошедшая в четверг 30 июля 1998 года. Авиалайнер Beechcraft 1900D авиакомпании Proteus Airlines выполнял внутренний рейс YS 706 по маршруту ЛионЛорьян, но во время пролёта над Бискайским заливом (во время традиционного облёта вокруг трансатлантического лайнера «SS Norway») столкнулся с частным самолётом Cessna 177RG Cardinal. Оба самолёта разрушились и рухнули в залив около бухты Киброн. Погибли все находившиеся на обоих самолётах 15 человек — 12 пассажиров и оба пилота рейса 706 и пилот «Сессны».

Сведения о самолётах

Beechcraft 1900

Beechcraft 1900D (регистрационный номер F-GSJM, серийный UE238) был выпущен в 1996 году (первый полёт совершил 1 августа под тестовым б/н N10726). 8 ноября того же года был передан авиакомпании Proteus Airlines. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-67D. На день катастрофы налетал 3342 часа[1][2].

Экипаж рейса YS 706 состоял из двух пилотов:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 31 год, опытный пилот, проработал в авиакомпании Proteus Airlines 10 месяцев и 6 дней (с 24 сентября 1997 года). Управлял самолётами SA-227 и Beechcraft 90, −100, −200 и −1900С. В должности командира Beechcraft 1900D — с 8 июля 1997 года. Налетал 3072 часа, 1365 из них на Beechcraft 1900D.
  • Второй пилот — 27 лет, опытный пилот, проработал в авиакомпании Proteus Airlines 7 месяцев и 20 дней (с 10 января 1998 года). Управлял самолётами Beechcraft 90, −100, −200 и −1900C. В должности второго пилота Beechcraft 1900D — с 13 января 1998 года. Налетал 1016 часов, 376 из них на Beechcraft 1900D.

Cessna 177

Cessna 177RG Cardinal (регистрационный номер F-GAJE, серийный 058) была оснащена винтовым двигателем Lycoming O-360[3].

Самолётом управлял 70-летний пилот Фрэнсис Гилберт (фр. Francis Gilibert), налетавший 15 348 часов (13 109 из них в должности КВС).

Хронология событий

Расследование

Расследованием причин столкновения над Бискайским заливом занялось Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA).

Согласно его окончательному отчёту, к столкновению привело то, что пилоты каждого из самолётов, находясь в воздушном пространстве, не контролируемом наземными диспетчерами, в котором предотвращение столкновений должно обеспечиваться внимательным наблюдением за внешней обстановкой, не заметили опасного сближения. Решение экипажа рейса YS 706 изменить режим и траекторию движения поставило его «в ситуацию импровизированного полёта, необычного для общественного воздушного транспорта».

Положение усугубили следующие факторы:

  • пилоты обоих самолётов время от времени игнорировали присутствие друг друга в воздухе;
  • внимание пилотов обоих самолётов было сосредоточено на круизном лайнере «SS Norway»;
  • организация работы в кабине пилотов рейса 706 не обеспечивала эффективного наблюдения за внешней обстановкой снаружи от выполняемого виража;
  • мёртвая зона борта F-GAJE, вероятно, не позволяла пилоту видеть рейс 706 в течение части времени их сближения;
  • пилоту «Сессны» могло мешать положение солнца на небе;
  • на «Сессне» был выключен транспондер, вследствие чего диспетчер в Лорьяне не мог увидеть его на экране радара и предупредить экипаж рейса YS 706.

Культурные аспекты

Столкновение около бухты Киброн показано в 16 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Смертельный вираж.

Примечания

  1. Proteus Airlines F-GSJM (Beech 1900D — MSN UE238). Дата обращения: 12 марта 2017. Архивировано 13 марта 2017 года.
  2. REGISTRATION DETAILS FOR F-GSJM (PROTEUS AIRLINES) BEECH 1900-D — PlaneLogger. Дата обращения: 12 марта 2017. Архивировано 13 марта 2017 года.
  3. Aircraft Data F-GAJE, Reims 177RG Cardinal C/N 058. Дата обращения: 12 марта 2017. Архивировано 13 марта 2017 года.

Ссылки