Стивенсон, Эдвард Мэнсон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдвард Мэнсон Стивенсон

Эдвард Мэнсон Стивенсон (англ. Edward Manson Stevenson; 13 мая 1906, Покателло, Айдахо — 2 декабря 1968, Лос-Анджелес, Калифорния) — американский художник по костюмам, удостоенный премии «Оскар».

Ранние годы и начало карьеры

Эдвард родился в Покателло, штат Айдахо, 13 мая 1906 года. У него были серьёзные проблемы с дыханием, поэтому около 1915 года его мать, Дженни Уланд Стивенсон, отправилась с ним в Калифорнию, надеясь, что перемена климата улучшит его самочувствие. Позже они вернулись в Айдахо. В декабре 1919 умер его отец, Эндрю Бёртнер Стивенсон. В 1922 году Стивенсон и его мать вновь поселились в Калифорнии.

В 1924 году Стивенсон начал работать художником по эскизам в продюсерской компании Нормы Талмадж, и ему также разрешили представить свои собственные проекты. Его заметной работой того времени стало серебристое платье, которое носила Барбара ла Марр в фильме «Белый мотылёк» (1924).

C 1925 года работал в Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), куда его пригласил в качестве художника по эскизам Андре-ани, создававший в то время костюмы для Греты Гарбо, Нормы Ширер, Луиз Фазенды и Джоан Кроуфорд. Когда Андре-ани ушёл из MGM, Стивенсон перешёл в Fox Film.

Первый контракт в качестве художника по костюмам Стивенсон заключил в 1928 году с First National Pictures. В то время Warner Brothers приобрела контрольный пакет акций First National и назначила одного из своих старших менеджеров, Хэла Уоллиса, главой студии. Жена Уоллиса, актриса Луиз Фазенда, помнила Стивенсона по временам работы в MGM, и она убедила Уоллиса дать начинающему дизайнеру шанс.

Когда контракт Стивенсона истёк, на его место был приглашён Орри-Келли. В 1931—1932 годах Стивенсон работал над костюмами для студий Columbia Pictures и Tiffany Pictures. В числе его работ того времени фильм Фрэнка Капры «Платиновая блондинка» (1931) c Джин Харлоу и Лореттой Янг. Кроме того, Стивенсон создавал костюмы для Телмы Тодд, с которой был знаком по работе в First National Pictures.

В этот же период Стивенсон открыл свой собственный дизайнерский салон Blakely House, создавая одежду для многих голливудских звёзд и социальной элиты, а также костюмы для студий, у которых не было своих дизайнеров.

Работа в RKO

В 1935 году Стивенсон получил работу в RKO Pictures, но для него это означало, что он будет работать над эскизами по идеям других дизайнеров. Руководителем этого направления в RKO был Уолтер Планкетт. Когда Планкетт покинул RKO, на его место пришёл Бернард Ньюман, и он поручил Стивенсону работать над эскизами под его руководством. Через какое-то время Ньюман перестал справляться с нагрузкой. Уходя из RKO, Ньюман убедил руководство, что Стивенсон должен стать его заменой, и в сентябре 1936 года Стивенсон подписал свой первый контракт в качестве эксклюзивного дизайнера с RKO.

Стивенсон проработал руководителем отдела костюмов и гардероба RKO с конца 1936 по начало 1949 года, но при этом его часто обходили стороной, чтобы удовлетворить доверие или предпочтение звездного исполнителя определенному дизайнеру. В частности, Джинджер Роджерс и Кэтрин Хепбёрн предпочитали в съёмках для RKO работать со своими приглашёнными дизайнерами.

Однако в этот период Стивенсон наладил глубоко уважительные отношения с начинающими звёздами Морин О’Хара и Люсиль Болл, и это определило его дальнейшую карьеру. Он также одевал звезду колоратурного сопрано Метрополитен-опера Лили Понс в последних двух из трёх её фильмов для RKO. Кроме того, он работал над фильмами, которым было суждено было стать классикой, таких как «Ганга Дин» (1939), «Любовный роман» (1939) и «Подозрение» (1941, режиссёр Альфред Хичкок).

В августе 1939 года RKO подписала контракт с 24-летним Орсоном Уэллсом, не имевшим до этого опыта в кинематографе. Уэллс должен был написать сценарии, поставить их и сняться в трёх проектах. В результате появились два очень заметных фильма того времени: «Гражданин Кейн» (1941) и «Великолепные Эмберсоны» (1942). Уэллс выбрал Стивенсона для работы над костюмами к этим фильмам.

Обе картины требовали тщательного исследования, чтобы точно представить изображаемые периоды, при этом Стивенсон столкнулся со многими трудностями в осуществлении своих первоначальных намерений. В «Гражданине Кейне» от него требовалось скрыть беременность Дороти Камингор, и это становилось всё труднее по мере того, как беременность и съемки продолжались. Он справился, снабдив её муфтой и распуская швы на талии, хотя оба эти решения поставили под угрозу целостность образа. Нехватка тканей во время войны мешала работе над фильмом «Великолепные Эмберсоны», и Стивенсона также попросили внести некоторые изменения в костюмы, чтобы сделать их более гламурными.

Попытка ухода

К 1942 году RKO оказался на грани полного финансового краха. Стивенсон выдерживал работу с переменчивым менеджментом RKO уже шесть лет и желал чего-то другого, потенциально более стабильного. Он узнал от своих предшественников, что рынок готовой одежды может обеспечить больше надёжности и денег. Поэтому, как Планкетт и Ньюман до него, он ушёл, чтобы попытать счастья в другом месте. Его контракт с RKO закончился с завершением съёмок «Путешествия в страх» (1943) в марте 1942 года.

В мае того же года Стивенсон работал над показом мод Бернарда Уолдмана — мероприятием, которое через год превратилось в Неделю моды в Нью-Йорке. Эта работа не принесла результатов, на которые надеялся Стивенсон, и к январю 1943 года он вернулся в RKO.

Возвращение в RKO

Стивенсон возобновил свои обязанности руководителя отдела костюмов и гардероба RKO в период относительной стабильности и динамичного творчества. Это были годы знаменитого «хоррора» Вэла Льютона, попытки Ширли Темпл перейти от детской звезды к ролям инженю, активного заимствования звёздных исполнителей из других студий и подъём фильмов-нуар. Стивенсон принимал участие во всём этом, включая фильмы «Проклятие людей-кошек» (1944), «Холостяк и девчонка» (1947), «Правительственная девушка» (1944), «Эта прекрасная жизнь» (1946) и «Из прошлого» (1947). Стивенсон также сделал костюмы для фильма «Испанские морские владения» (1945) с Морин О’Хара, это был первый полноцветный фильм RKO со времён «Бекки Шарп» (1935).

Поздние годы

В 1961 году Стивенсон получил премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов к фильму «Правда жизни» (1960). Эту премию он разделил с Эдит Хэд.

В более поздние годы он работал с Люсиль Болл в качестве художника по костюмам в сериалах-ситкомах «Я люблю Люси», «Час Люси-Дези», «Шоу Люси» и «Вот — Люси».

Избранная фильмография

Примечания